«Неприятие слова Бога и Церкви «миром сим» – норма»

26 июля 2017  00:00 Отправить по email
Печать

Патриарх Кирилл в Оптиной сказал довольно правильные вещи. Ну, например: «Очень часто то, что говорит Церковь, не в полной мере понимается окружающим миром, а иногда и отторгается, — именно потому, что послание, которое Церковь несет миру, исходит от Самого Бога. И если диавол с Богом борется, то вполне естественно, что слова Церкви, обращенные к миру, часто искажаются, не понимаются, а то и подвергаются насмешкам». И еще: «Есть очень условное и часто лукавое противопоставление: современные и несовременные люди. Если под современным человеком понимать того, кто держится на плаву в общем потоке, кто живет как все, то это большое заблуждение. На самом деле современный человек — это тот, кто умеет критически оценивать происходящее в мире. Все мы плывем в потоке времени, никому не дано вырваться из него; но можно плыть бездумно, полагаясь на то, что плывущие рядом знают, куда плыть, а можно плыть осознанно, выбирая свой собственный путь».

Возможно, все это сказано для того, чтобы вызвать симпатию консервативных монахов, которых Его Святейшество всегда побаивался – да и сейчас оптинскую братию при елеопомазании даже за обе руки придерживали, явно по особому указанию (ФСОшники даже рядом с Путиным никогда так не поступают).

Но будем надеяться, что здесь все-таки не ситуативность, а постепенное изменение позиции. Только нельзя говорить «да», «да», никогда не говоря «нет», «нет» (Мф. 5, 37). Неприятие слова Бога и Церкви «миром сим» – норма. И всегда нормой было. Если нам ставят лайки атеисты и секуляристы, мечтающие реформировать христианство под нужды «обычной мирной жизни» – значит, мы ушли от Христа в контору «Мирправ». Если мы плывем, все время оглядываясь на плывущих в «общем потоке», подавая им знаки одобрения и принимая такие же знаки от них, – утонем. Если мы «критически оцениваем происходящее в мире» и не называем ни одного имени или события – мы лжем сам себе и даже пытаемся лгать Богу. А Он ведь не покупатель подтухших помидоров у торговки, которая кричит: «Свежие, свежие»! – убедив себя на данный момент в том, что сама в это верит.

И, конечно, сказанное в Оптиной никак не вяжется с экуменизмом, с «прагматическим диалогом», в котором вера и истина оказываются менее важными, чем земные дела, с лебезением перед грешниками – «влиятельными» и «полезными». От всего этого надо отказываться. Хотя бы потому, что все это… просто бессмысленно. Бессмысленно перед лицом вечности, перед лицом Божия Царства, куда не войдут ни грех, ни «вероучительное» заблуждение, ни слава с властью и деньгами.

Протоиерей Всеволод Чаплин

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть