18+
«Исключение Новака из совета директоров «Роснефти» – аппаратная победа Сечина»
Севастополь в ожидании Путина и перемен
Что ищет Азербайджан в краях далеких
Февральский переворот и Октябрьская революция – роль в истории и современности
«Блогеры – посредники в диалоге правящей элиты с подрастающим поколением»

Святость: дар или заслуга?

В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ
Севак Мирабян
13 июня 2017  01:39 Отправить по email
В закладки Напечатать

Православная Церковь вспоминает всех святых. Вот как пишет об этом святитель Феофан Затворник: «но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить их без чествования святая Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею». Таким образом, в церковном сознании допускается мысль, что могут быть святые, которые не явлены.

Сегодня, пожалуй, как никогда прежде понимание святости размыто в сознании людей. Если говорить о христианстве, то здесь так же нет единого догматически определенного и выработанного понятия, что такое святость и кто такой святой. Древнееврейское слово «КАДОШ», переводимое на русский как святой, имеет более широкий смысл на языке оригинала. Он так же означает «отделенный», «иной». В западном христианстве (преимущественно в католичестве) святой – это человек (по умолчанию спасенный, пребывающий в раю), который своими добрыми делами, как заслугами, приобрел особое к себе расположение со стороны Бога. И это дает ему право ходатайствовать за тех, кто никакими особыми добрыми делами не отличился. Подобное формально-юридическое понимание святости свойственно римскому миру. К слову нужно отметить, что у католиков после второго ватиканского собора наметилась тенденция к глубокому переосмыслению понимание спасения и святости.

Что касается протестантов, то здесь, оппонируя католическому формализму и индульгенциям, святыми объявлялись все верующие. Почему так? Потому что, говорят протестанты, спасение это дар Божий (Еф. 2:8) и никаким образом его нельзя ни заслужить, ни заработать никакими добрыми делами. Нужно поверить, что Бог возложил всю вину человечества на Христа, Который своей добровольной смертью искупил все грехи, как прошлые, так настоящие и будущие. В этом внутреннем осознанном акте веры человек получает удостоверение совести и уверенность в том, что он уже спасен. Если средневековый добрый и честный католик не мог избавиться от страха, как минимум, перед чистилищем, то здесь все страхи сняты верой, что ты уже спасен и прощен. Тебе только нужно в это поверить и принять с благодарностью. И не случайно, что именно это смещение акцентов в понимании спасения и сыграло роль психологической пружины, высвободивший колоссальную энергию, которую бывший католик направлял уже не на тщетные попытки выслужиться перед Богом, а на устройство земных дел, на преображение мира в духе протестантской этики. Это явилось одним из ключевых факторов, обусловивших бурное экономическое развитие протестантской Европы. Но чтобы не уходить в теологические тонкости и все-таки уяснить, что же такое святость и кто такой святой, надо отметить, что вышеперечисленные варианты не могут восприниматься православием, как исчерпывающие, тем более, когда перед глазами бесчисленные факты грехов и недостатков в церкви на протяжении всей ее истории.

Что же говорит по этому вопросу Православие? Сразу хочется отметить, что в расхожем сознании многих православных все эти перечисленные крайности в почитании святых широко распространены. Но мухи от котлет нужно отделять. А для этого нужно обратиться не к народному благочестию, а учению Церкви. Понимание святости напрямую зависит от понимания, что такое грех? Что произошло в эдемском саду? Православие настоятельно учит и провозглашает, что грех это не юридическое преступление, вызвавшее гнев Бога на Адама и всех его потомков. А в первую очередь грех – это повреждение, которое нанес себе человек, злоупотребив дарованной ему свободой любить своего Творца и желать быть единодушно с Ним, или жить по своему усмотрению. В восточном христианстве особый акцент ставится на том, что Бог своего отношения к человеку не поменял (Иак. 1:17).

Поменялось отношение человека к Богу. Именно человек враждует с Богом, постоянно пытаясь самоутвердиться в своем противостоянии Творцу. Грех это такое расположение человеческого сознания и чувств, при котором вместо доверия есть подозрение и соперничество, вместо любви – ненависть, доброжелательности – зависть т. д. То есть это духовно-ментальное, эмоционально-волевое повреждение человека, по причине которого здоровые, гармоничные отношения любви, доверия, свободы, искренности и открытости сердца становятся тяжки и неудобоносимы. Эту фатальную трансформацию человека хорошо и очень образно описывает книга Бытия: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос твой услышал я в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:8-9). За этим красочным и символическим описанием кроется печальная правда о человеке. Грех есть болезненная поврежденность все человеческой природы. Последствия его оказались фатальными как для человека, так и для всего творения. Человек кардинально изменил свое отношение к любящему и святому Богу и удалился от Него, стал по духу чужим Богу – источнику жизни, любви, красоты и свободы. И этот настрой, подобно вирусной заразе теперь передается всем потомкам Адама. С этим вирусом в мир вошли смерть, болезни, страдания, как внешние проявления той внутренней катастрофы во взаимоотношениях человека и Бога. И в контексте сказанного, святость в православии понимается как такой настрой всех сил и свойств человека, когда он находится в состоянии «любви, радости, мира, стойкости, добра, милосердия, веры, кротости, самообладания» (Гал. 5:22). Эти качества, сродняющие человека и Бога, и утратили наши прародители в раю.

Вместо этого в человека вошли беспорядочные, стихийные и неуправляемые желания, которых православная аскетическая традиция именует как страсти. То есть то, что причиняет человеку страдания и, в конечном счете, убивает его и духовно и физически. Человек тяжело заболел и причем, настолько сильно, что сам уже себе помочь не может. Если говорить медицинским языком, то все автономные человеческие старания сделать себя и мир лучше подобны попыткам убрать самые явные симптомы болезни, но не ее саму. Здесь потребовалось сверхчеловеческое вмешательство. Именно для этого и пришел Христос, чтобы спасти, то есть исцелить человека, как поется в одной из рождественских песнопений: «Христос рождается прежде падший воскресити образ».

Восприняв в себя человеческую природу, Христос соединил с Собой и преобразил её. Теперь каждый человек может через веру получить этот дар новой жизни, новой природы, которая как семя, будет при совместном усилии со стороны человека и благодати, расти. Таким образом, святой – это не безгрешный. Это тот человек, кто увидел свою болезнь от греха, будь то зависть, жадность, страхи, эгоизм, ненависть, неблагодарность и т. д. и почувствовал нужду в Спасителе. Такой человек принимает Христа посредством смирения (трезвого видения себя) веры и покаяния (переоценки всей жизни). Без этого христианство невозможно: «к чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных» - пишет святитель Игнатий Брянчанинов.

Что касается добрых дел, совершаемых таким человеком, то они ни в коей мере не могут расцениваться ни им самим, ни церковным сознанием, как сверхдолжные. Эти дела имеют своим источником смиренную благодарность Богу и чувство ответственности перед Богом за свою жизнь и за тех ближних, кого Бог вверил его попечению. Таким образом, святость – это путь человека к Богу. Этот путь Своей Крестной Жертвой открыл Богочеловек Иисус Христос. В Нем Бог проявил беспрецедентное смирение, придя на землю и став одним из нас. И в ответ на эту безграничную любовь Бога, человек свободно и осознано следует за Ним. Здесь могут быть и ошибки и падения, но критерий святости не в безошибочности, а в верности своему пути и призванию – идти до конца за Спасителем, несмотря ни на что.

Источник: ИА REX

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
RedTram
Loading...
Новости net.finam.ru
География
МИР
РОССИЯ 
Центральный ФО
Приволжский ФО
Северо-Западный ФО
Северо-Кавказский ФО
Южный ФО
Уральский ФО
Сибирский ФО
Дальневосточный ФО
По каким критериям Вы измеряете эффективность Правительства России?
57.6% Стоимость продуктов питания на прилавках
Новости партнёров