18+
Третья заповедь: зачем Богу наши слова?
«Геополитический плюрализм» на просторах СНГ - прямое следствие распада СССР и нарушения глобального баланса сил
«Блогеры – посредники в диалоге правящей элиты с подрастающим поколением»
«Исключение Новака из совета директоров «Роснефти» – аппаратная победа Сечина»
Севастополь в ожидании Путина и перемен

«Минск намекает Москве на потепление, а Западу на сотрудничество»

Евгений Семибратов
20 марта 2017  00:30 Отправить по email
В закладки Напечатать

Несмотря на разгоревшийся между Россией и Белоруссией в последнее время политико-экономический кризис, военное сотрудничество между странами не претерпело существенных изменений. Из последних негативных событий мы можем вспомнить противоречия между Москвой и Минском по вопросу размещения российской авиационной группировки на территории Белоруссии. В ленте ИА REGNUM появилась информация о намерении Александра Лукашенко вывести страну из структур ЕАЭС и ОДКБ, однако эта информация не нашла официального подтверждения. Противоречия между Москвой и Минском не имеют глубоких противоречий, который на экзогенном уровне способны привести к политической переориентации Белоруссии, например, в сторону евроатлантики. Причины текущих противоречий следует искать в сиюминутных потребностях Минска, которые имеют свойство год от года увеличиваться.

Вызывает положительную оценку тот факт, что на этом фоне сотрудничество между российскими и белорусскими военными продолжалось, в частности, шли согласования по вопросам формирования единой системы ПРО в рамках Союзного государства России и Белоруссии.

Еще 2 ноября 2016 г. был подписано соглашение о создании единой системы ПРО, а 10 марта 2017 г. Лукашенко подписал указ о внесении изменений в текст соглашения. Этот шаг следует оценивать с положительной точки зрения, поскольку благодаря его подписанию был уточнен и переформулирован целый ряд терминов двустороннего соглашения, что позволило добавить больше конкретики в документ.  С политической точки зрения внесение изменений в столь важный для двух стран документ является неплохой отправной точкой для Лукашенко в деле постепенного урегулирования двусторонних отношений с Москвой. За последние несколько месяцев президент Белоруссии неоднократно заходил «за красную линию» в отношениях Москвой, теперь ему необходимо предпринимать конкретные шаги по «замирению», однако А. Лукашенко не собирается отказываться от потенциальной выгоды от развития отношений со странами Запада.

Не случайно свой первый «примирительный» шаг президент сделал в военной сфере. Во-первых, в военной сфере Белоруссия безальтернативно выстраивает связи с Россией, союзниками по ОДКБ. Во-вторых, в силу идущей конфронтации положительная динамика сотрудничества в военной сфере является для Москвы крайне важной. В-третьих, несмотря на положительные последствия от внесённых правок в формулировки, этот не стоит переоценивать реальные последствия от этого шага: единая система ПРО уже создана.  

Несколько позже, 15 марта 2017 г., А. Лукашенко объявил себя сторонником европейской интеграции  в рамках ЕС. Что же этот шаг означает для Москвы? Все просто: до 2013-2014 гг. Россия неоднократно предлагала своим европейским партнерам встать на путь глобальной евразийской интеграции, направленной на создание единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Однако на современном этапе в силу развития политического противостояния Москвы со странами коллективного Запада  такая риторика  видится неуместной.

Тогда возникает закономерный вопрос: чего добивается Лукашенко? Экономическая ситуация в России начинает постепенно стабилизоваться, однако Минск нуждается в дотациях, как можно скорее. Москва более не намерена в прежних объёмах поддерживать белорусскую экономику, что подводит президента Белоруссии к мысли о необходимости развития торговых связей с Европейским Союзом. Однако А. Лукашенко прекрасно понимает, что обеспечение национальной безопасности белорусского государства возможно только при наличии развитии отношений с Россией.

Таким образом, мы получаем формулу, согласно которой, по мнению Лукашенко, Белоруссия сможет занять наиболее выгодные позиции: продолжение работы по поддержанию безопасности и военному сотрудничеству с Россией при частичной экономической переориентацией на Запад. В подобной парадигме до 2014 г. существовала Армения, которая по вопросам обеспечения своей национальной безопасности опиралась на Россию в рамках союзных обязательств по линии ОДКБ, однако экономические связи, по большей части, выстраивались со странами ЕС.

Разнонаправленность во внешней политике неизбежно ведёт к расколу в правящей политической элите. Негативные последствия подобного шага можно снова изучить на примере попытки проведения «цветной революции» в Армении в начале 2008 г.

Важно помнить, что опыт многих стран, например, Сербии после 2000 г. показывает, что за экономической переориентацией следует политическая.   А таком случае перспективы удержания власти А. Лукашенко становятся не велики. Для стран Запада он никогда не перестанет быть «последним диктатором Европы».

Вряд ли А. Лукашенко сможет удержаться на двух стульях, по крайней мере, опыт его известного украинского коллеги говорит именно об этом. Страны Запада предпочитают работать с полностью подконтрольными политическими режимами в СНГ, в среднесрочной перспективе многовекторная внешняя политика Белоруссии их не устроит, как не устроила 3 года назад их не устроила нейтральная Украина. 

Лучшим вариантом развития Белоруссии станет участие в ЕАЭС и решение своих экономических проблем путем справедливой рыночной конкуренции в рамках единого евразийского рынка. А. Лукашенко – опытный политик, поэтому он понимает важность сохранения и развития двусторонних связей между Москвой и Минском. В ближайшее время возможно стоит ожидать некоторого потепления в российско-белорусских отношениях, значительно осложнённых после энергетических конфликтов 2016 г. Россия негласно не будет приветствовать развитие  отношений между Белоруссией и странами ЕС, в первую очередь, со странами Вышеградской четверки – основным проводником идей «Восточного партнёрства». Тем временем, в качестве условия улучшения российско-белорусских отношений Минск будет надеется на дополнительную помощь и закрытые глаза на «белорусские» устрицы и хамон.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
RedTram
Loading...
Новости net.finam.ru
География
МИР
РОССИЯ 
Центральный ФО
Приволжский ФО
Северо-Западный ФО
Северо-Кавказский ФО
Южный ФО
Уральский ФО
Сибирский ФО
Дальневосточный ФО
По каким критериям Вы измеряете эффективность Правительства России?
57.6% Стоимость продуктов питания на прилавках
Новости партнёров