Духовная скрепа: к 156 годовщине отмены крепостного права

11 февраля 2017  10:12 Отправить по email
Печать

19 февраля 1861 года – император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, за что его стали называть "царем-освободителем". На основании этих документов крестьяне получали личную свободу и право распоряжения своим имуществом. В начале своего правления Александр II держал речь перед московским дворянством : «Лучше отменить крепостное право свыше, нежели дожидаться, как оно само собою станет отменяться снизу».

Оценивая столь значимое событие в истории России , в обществе сложились диаметрально противоположенные мнения. Приверженцы патриархальности взаимоотношений крестьян и помещиков приводят доводы: член президиума Всемирного русского народного собора, российский кинорежиссёр, актёр Н. С. Михалков о любви русского человека к твердой руке: «Но это были отнюдь не отношения раба и хозяина, а сыновей и отца. Многие крестьяне не хотели никакой «свободы». Да, иногда помещик порол крестьянина; так и отец же порет свое непослушное чадо. Эти люди, даже оставшись без господина, не становятся свободными, — рабство у них в душе. Ведь что такое было крепостное право? Крепостное право — это патриотизм, закрепленный на бумаге. Человек был связан со своей землей-матушкой не только чувством долга, но и документально. Крепостное право — это мудрость народа, это четыреста лет нашей истории. И теперь, когда мне предлагают вычеркнуть эти четыреста лет из нашей истории, я говорю «Братцы, так вы что же думаете, наши предки дураками были?» . Удивляет то, что защитник крепостного права видит себя исключительно в роли дворянина, но никак не готов примерить на себе роль крепостного.

Председатель КС РФ В. Д. Зорькин : «При всех издержках крепостничества именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации. Не случайно же крестьяне, по свидетельству историков, говорили своим бывшим господам после реформы: «Мы были ваши, а вы — наши». Весьма странно это слышать от судьи, призванного защищать права и свободы граждан, что внутреннее единство нации, удерживалось исторически лишь кнутом , унижением , бесправием . Господин Зорькин демонстрирует удивительную толерантность к крепостничеству – и на удивление виртуозно принимает сторону власть имущих , на всех исторических перекрестках.

Приверженцы патриархальных взаимоотношений , настойчиво прививают мысли о «особом Русским пути». В течении очень длительного исторического времени , в обществе насаждается миф о чужеродности демократической системы для России, а демократические процессы ассоциируются у граждан с хаосом, безвластием , распадом государства . Полагаю, что двести лет крепостного права в истории России по своим осуществленным разрушительным последствиям на характер и нравственность народа, превосходят любую потенциальную угрозу, исходившую когда-либо от внешних врагов . Крепостное право было настоящей трагедией для всего русского народа и позором для цивилизованного общества.

Нельзя назвать благополучным то государство, где две трети населения в «законе мертвы», лишены гражданских прав и свобод. 23 миллиона человек с точки зрения законов Российской империи представляли собой полную частную собственность своих господ. Эта униженная , стонущая "крещеная собственность" продавалась с разлучением семей, ссылалась в Сибирь, проигрывалась в карты , погибала под кнутами и розгами от бесчеловечных наказаний до самой даты "освобождения" 19 февраля 1861 года. Без пощечин и зуботычин дворовым слугам не обходилось практически ни в одном барском доме. Где-то барыня предпочитала бить наотмашь башмаком по лицу крепостных девушек , ставя их перед собой в ряд, в другом месте высекли разом 80 служанок за невыполнение работы в срок. Наказания крепостных изменялись сообразно с расположением духа и характером господина. Писатель Терпигорев вспоминал о своем дедушке-помещике, которого прозвали "дантист" за редкое умение одним ударом выбивать дворовым слугам зубы в минуту барского гнева, а то и шутки ради.

В царствование Екатерины II, в летописях приводится историческое свидетельство о помещике, приказавшем "жечь углями подошвы ног дворового за то, что тот утопил двух барских щенков, которых его жене было велено выкормить своею грудью . Что может быть чудовищней, чем изображение красивой молодой женщины, прикованной цепью в подвале, которая кормит грудью барского щенка, а ее собственный ребенок в это время лежит у нее в ногах (картина Н. Касаткина). Иностранные путешественники, побывавшие в России во времена правления Екатерины, оставили записки, полные изумления и ужаса от увиденного. «Какие предосторожности не принимал я, -- писал один французский путешественник, -- чтобы не быть свидетелем этих истязаний, они так часты, так обычны в деревнях, что невозможно не слышать сплошь и рядом криков несчастных жертв бесчеловечного произвола». В России главное и единственное значение имело богатство — «богатым все было можно». Любые попытки крестьян пожаловаться на невыносимые притеснения со стороны помещиков согласно законам Российской империи подлежали наказанию, как бунт, и с «бунтовщиками» поступали весьма жестоко.

Большинство крестьян России были официально наделены фамилиями, зафиксированными в документах только после отмены крепостного права в 1861 году. Небольшое послабление крестьяне получили после отмены крепостного права в 1861 году, и то вплоть до начала XX века крестьянину, чтобы уйти от помещика, необходимо было заплатить ему выкупной платеж. А закончилось это послабление принудительной коллективизацией 1927–1937 годов. Крестьян же, которые не захотели работать «за палочки», погнали на великие стройки коммунизма, в лагеря, в ссылку. А тех, кто согласился, прикрепили к колхозу, отобрали все добро, и семь дней в неделю . Чтобы жениться, нужно было разрешение председателя, если невеста или жених из другого колхоза. А уехать на заработки – поймают – и в лагерь. В результате политики коллективизации: более 2 миллионов крестьян были депортированы, из них 1.800.000 только в 1930—1931 годах; несколько миллионов умерли от голода, сотни тысяч — в ссылке.. В период с 1937 по 1974 годы колхозникам не разрешалось переезжать в другую местность, и они были привязаны к колхозу и месту жительства.

По данным переписи населения 1970 года, число колхозников составляло - 50 млн. человек, или 20,5 % населения страны, как и ранее многие были лишены паспортов и свободы передвижения. Они не могли покидать место жительства. Сельское население начало получать паспорта только с 1974 года, Согласно п.11 постановления о паспортах это влекло штраф до 100 руб. и выдворение милицией. По сути, крепостничество в России имеет многовековую историю, непрерывность , менялись лишь названия и формы. 212 лет крепостного права не прошли бесследно для части населения. Сформировался национальный характер, так называемый менталитет. Большинство населения нашей страны – это потомки тех самых крепостных крестьян. Так как правящий класс аристократию, разночинцев и казаков уничтожили большевики, а кого не уничтожили, тот эмигрировал. И вот теперь представьте, как формировался этот характер. И так изо дня в день из года в год, из века в век. А в основном поборы, побои и унижение, буквально все против тебя. И помещик, и государство. Работаешь плохо - бьют плетьми. Работаешь хорошо - что заработал, то отбирают. Поэтому, чтобы не быть наказанным и семья не умерла с голоду, крестьянину на всякий случай, всегда приходилось врать и «прогибаться».

Следствием длительного периода закрепощения, проявились у части граждан - патерналистские настроения, наплевательское отношение к собственности , низкий предпринимательский потенциал, безразличие к общественно - политическим институтам , без инициативность. Дух крепостничества - это зараза, которая губит и отравляет отношения людей , проникнув в сознание человека, отучает его прямо смотреть на окружающее, видеть зло и причины зла. Отмена крепостного права имела большое нравственное значение , это одно из важнейших событий в истории России, пример относительно успешного преобразования общества, предоставления человеку прав и свобод. Ни что не может быть важнее, значимей для человека чем свобода. Свобода это жизнь. Вот и предлагаю, помнить эту великую дату 19 февраля .

Сергей Павлович Кондаков - политик, общественный деятель, специально для REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (4):

МАКАРОВ ПРОФ
Карма: 41
14.02.2017 16:36, #31160
Право.
Крепостное право.
Казалось бы одно прилагательное.
А как всё меняется.
Представляете, оказывается всего 156 лет назад можно было проиграть в карты человека.
А как же его права и свободы как человека, господин Зорькин и потомственный дворянин Михалков?
Или Вы хорошо в карты играете?
Обратили внимание: коммент начался со слова ПРАВО и закончился словом ПРАВО.
Это называется кругооборотом слов в обществе.
И за этим стоит реальная жизнь реального человека.
Только не надо за него ЧЕЛОВЕКА решать: быть ему крепостным или не быть....
котовас
Карма: 5
14.02.2017 21:43, #31161
Ну не только Михалков и Зорькин, современники, такие как Достоевский к примеру писали о том, что отмена крепостного права губительна была для России.
"Посмотрите, рухнуло крепостное право, мешавшее всему, даже правильному развитию земледелия, и вот тут-то бы, кажется, и зацвесть мужику, тут-то бы, кажется, и разбогатеть ему. Ничуть не бывало: в земледелии мужик съехал прямо на минимум того, что может ему дать земля. И, главное, в том беда, что еще неизвестно: найдется ли даже и впредь такая сила, чтобы мужик решился возвыситься над минимумом, который дает ему теперь земля. В том-то и главная наша разница с Европой, что не исторически, не культурным ходом дела у нас столь многое происходит, а вдруг и совсем даже как-то внезапно, иной раз даже никем до того неожиданным предписанием начальства"
Ф.Достоевский.
Это Вам господа феелисты не напоминает современных либералов замеса Гайдара-ЧУбайса?. Нынешюю Европу с её свободами? Ась?
Когда человек теряет страх божий, когда и наказание становятся посмешещем для него, то трудно ему не оскотинется.
sergeev
Карма: 999
16.02.2017 03:47, #31173
Михалков, в приведённом случае, выступил как помещик-крепостник, Зорькин - как чиновник эпохи крепостничества.
Автор, говоря,
"что двести лет крепостного права в истории России по своим осуществленным разрушительным последствиям на характер и нравственность народа, превосходят любую потенциальную угрозу, исходившую когда-либо от внешних врагов . Крепостное право было настоящей трагедией для всего русского народа и позором для цивилизованного общества",
- выражает старо-демократический и ныне-либеральный взгляд на Россию и её историю. Первое было допустимо в царской России и в молодой советской.
Но давно пора уже избавляться от "детских болезней". Сегодня такие взгляды - это вульгарная социология, если не что похуже.
Русь, Россия принимали те формы общественного устройства, которые соответствовали задачам самосохранения в конкретных исторических условиях. Поэтому "крепостничество" было не "скрепами", а жестоким и необходимым следствием политики сохранения и укрепления государственности. "Салтычих" было подавляющее меньшинство, но кто скажет, что ныне жестокостей такого рода не существует? Их на порядок больше.
А
sergeev
Карма: 999
16.02.2017 04:01, #31174
А Сталин? Он-таки "уничтожал крестьянство", или "загонял его в рабство"? Определитесь с шизофренией, г-да либералы!
Вот когда у вас появилась возможность разрушать страну - вы в первую очередь обеспечили принудительный исход крестьянства и сельского населения с родной земли и тем самым запустение-разрушение материковой России.
По мнению автора, "212 лет крепостного права не прошли бесследно для части населения" и сформировали рабский национальный характер (выражено это в пространной форме) - "врать и прогибаться", "наплевательское отношение к собственности , низкий предпринимательский потенциал, безразличие к общественно - политическим институтам , без инициативность".
Крепко сказано, однако!
Чубайс - "отдыхает и наслаждается". Его гробовское дело имеет надёжные основания в вот уж действительно рабском поклонении Западу и его мифическим "демократическим" институтам.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть