«В большинстве провинций Афганистана талибы и игиловцы либо поддерживают нейтралитет, либо сотрудничают»

5 января 2017  16:23 Отправить по email
Печать

По меньшей мере 19 боевиков ликвидированы, еще 16 получили ранения за сутки в ходе военной контртеррористическ (организация, запрещённая в России — прим. ред.) ой операции в 18 из 34 провинциях Афганистана. Об этом сообщает агентство Синьхуа со ссылкой на коммюнике Министерства обороны республики.

"Рейды были проведены в 18 из 34 афганских провинциях. В ходе одной из операций в районе Маруф провинции Кандагар (на юге страны) ВВС Афганистана атаковали позиции противника, где удалось уничтожить пять боевиков радикального движения "Талибан" (запрещенная в РФ организация) и два их автомобиля", - говорится в сообщении.

Борьбу Кабула с террористами из ИГИЛ и "Талибана" прокомментировал политолог Андрей Серенко:

"Афганские силы безопасности еще в конце декабря 2016 года начали крупномасштабную операцию против боевиков Талибана и "Исламского государства" (ИГ) (организация, запрещённая в России — прим. ред.) сразу в нескольких провинциях страны. Цель операции - воспользоваться зимним периодом, когда боевики традиционно снижают свою активность, чтобы ликвидировать базы и другие элементы инфраструктуры талибов и других экстремистов.

Спецоперации афганских силовиков с применением авиации и при поддержке спецподразделений США и НАТО проводятся как на севере страны, вблизи границ с республиками Центральной Азии, так и на юге и востоке, куда в последние месяцы мигрировали сотни боевиков ИГ (организация, запрещённая в России — прим. ред.) афганского и пакистанского Талибана с территории Пакистана.

В канун Нового года особенно драматичная обстановка сложилась в южной провинции Гельманд, куда перебрались пакистанские талибы из Пенджаба, пытающиеся захватить сразу несколько уездов, и угрожающие городу Лашкаргах - административному центру Гельманда. В восточной провинции Нангархар афганские силовики ведут боевые действия, прежде всего, против вооруженных сторонников ИГ - именно в нескольких уездах Нангархара сегодня концентрируется большинство формирований сторонников "халифа" аль-Багдади в регионе.

Афганские эксперты, близкие к силовым структурам, полагают, что активными действиями талибов и боевиков ИГ во второй половине 2016 года стояли пакистанские спецслужбы. Есть основания полагать, что пакистанские офицеры планировали ряд особенно резонансных боевых операций Талибана, например, повторное взятие города Кундуза осенью 2016 года. Нынешняя операция крупномасштабной зачистки инфраструктуры талибов и ИГ является профилактической мерой, ее задача - максимально ослабить боевиков, которые в марте 2017 года намерены начать новое весеннее наступление против афганского правительства. И, вполне вероятно, что и этим наступлением будут руководить профессионалы из числа пакистанских военных.

Информация о переходе части афганских талибов в ряды ИГ поступает в СМИ достаточно регулярно. Хотя некоторые российские политики и дипломаты уверяют, что можно использовать афганский Талибан для сдерживания и борьбы с ИГ в Афганистане, компетентные афганские органы, хорошо знакомые с реалиями своей страны, считают такую точку зрения романтической фантазией. Талибы и боевики ИГ соперничают между собой лишь в провинции Нангархар и еще ряде районов Афганистана. В большинстве других афганских провинций талибы и игиловцы либо поддерживают нейтралитет, либо сотрудничают друг с другом. Примечательно, что во время взятия Кундуза в самом конце сентября 2016 года вступившие в город талибы сначала подняли черное знамя халифата, а только потом - белый флаг Талибана. Жонглирование знаменами двух вооруженных группировок афганские силовики не считают случайностью, так как и Талибан, и ИГ в регионе пользуется поддержкой одних и тех же спецслужб соседнего Пакистана.

Представляется, что Россия и страны региона должны сегодня активно поддержать усилия афганских силовиков, стремящихся сорвать готовящееся весеннее наступление Талибана и ИГ в Афганистане. Ставка на талибов, как сдерживающую силу для ИГ, не оправдала себя сейчас, не оправдает и в будущем. Единственным надежным союзником стран региона в борьбе с экстремизмом и терроризмом в Афганистане являются афганская армия и афганская полиция.

Даже в нынешнем состоянии, когда афганские силовики не слишком многочисленны и недостаточно хорошо вооружены, они успешно сдерживают атаки Талибана и ИГ, которым так и не удалось в 2016 году взять под контроль хотя бы один город в стране (именно такую задачу ставили перед собой экстремисты). Амия и полиция Афганистана действовали бы еще более эффективно, если бы получили реальную помощь из России.

На мой взгляд, сегодня Москва могла бы выступить с инициативой создания целевого регионального Фонда поддержки афганской армии, куда свои взносы - финансами, услугами, боевой техникой, вооружением и боеприпасами - могли бы сделать Китай, Иран, Индия, страны Центральной Азии и Южного Кавказа. В рамках соглашения между руководством Фонда и афганским правительством были бы отрегулированы вопросы прозрачности распределения ресурсов Фонда, контроля над ними (чтобы избежать распилов и откатов, привычных в постсоветских практиках). Такая целевая реальная помощь афганским силовикам стала бы важным вкладом в обеспечение безопасности не только в Афганистане, но и в регионе в целом".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть