Магизм и религия: Чего ищет человек?

25 декабря 2016  11:29 Отправить по email
Печать

Человеческая история берет свое начала с момента трагедии разрыва с Абсолютным Духом первичной Гармонии, Красоты и Жизни. Бесчисленные сказания о золотом веке в мифо-поэтических эпосах наших предков и утопические, доходящие до абсурда, идеологии современности, лишь подтверждают непреложную вековечную истину: человек есть существо алчущее. Оно алчет, осознает и мучительно переживает свою конечность, взаимную отчужденность и неудовлетворенность ничем земным. И как следствие, в результате поиска былой полноты, возникает религия. Именно в этой области творческий потенциал человеческого духа достигает поистине беспрецедентных масштабов в своей реализации. Древнейшие цивилизации с их культовыми сооружениями и искусством, философией и мистикой до сих пор не дают покой ученым всех мастей. И чем острее и глубже та, или иная цивилизация жаждала воссоединиться с Источником Бытия, тем глубже оказывался ее след в истории.

Этот изначальный экзистенциально-религиозный импульс четко разделился в своем проявлении на 2 категории: магический и религиозный. Вопрос, что явилось первичным, был решен еще Джорджем Фрезером, который изначально полагал, что магия предшествовала религии. Однако после более детального изучения он пришел к выводу, что магия в чистом виде не была никогда. Она «является сорняком, паразитирующем на теле религий у всех народов мира», - говорит другой его коллега1.

В чем же состоит основной посыл магизма?

Как ни странно, но основные ее положения совпадают с положениями современной науки:

  1. Все явление в природе в своем течении и проявлениях носят строго закономерный и неизменный характер.

  2. Мироздание есть целостно-завершенная, неизменно-замкнутая в своих причинно-следственных проявлениях безликая система, которая не нуждается в своем успешном функционировании вмешательства личного или духовного агентства.

Эти две основы, в свою очередь, порождают:

3. Обрядовый детерменизм – слепая, почти фанатичная вера во внешние ритуалы и заклятия.

Духовная сторона воспринимается как цепь безликих мертвых причин и следствий, что вовсе пресекает возможность всякой мистической жажды и живого религиозного чувства. Этим и объясняется наличие таких странных явлений, как избиение идола, если он не выполнил требований просящего. В магизме главное найти ключ, кнопку в виде слова, ритуала, действий, которые нужно четко, строго правильно воспроизвести, и результат будет обеспечен.

Если обобщить эти признаки, то они есть ни что иное, как внешне-выраженное следствие отсутствие в магизме того, о чем настойчиво говорит религия Откровения2: Живого, Абсолютно-Личностного совершенного духовного начала – Бога.

Что же это означает? Если говорить кратко, то это значит: «Будьте святы, ибо Я, Господь Бог ваш, свят» (Лев. 11:45; Евр. 12:14). В религиозном сознании человек ищет связи с Богом, чтобы служить Ему и быть причастным к Его Правде, Истине и Любви. Здесь человек говорит божеству: «да будет воля Твоя» в акте осознанного, свободно-личностного выбора. Человек свободно впускает Живого Бога действовать в его жизни совместно с его творческим, нравственно-волевым усилием, синергией. Это отношения живых личностей, обусловленных взаимными обязательствами. Не случайно Библия носит название завета, это союз, договор (Втор. 30:19). И если конечной целью такого Завета является соединение человека с абсолютным Добром, Истиной и Любовью (что предполагает нравственное возрастание человека), то «предел желаний мага – процветание здесь на земле. И если в магическом мировоззрение и входит вера в бессмертие, то она носит исключительно грубо-чувственный характер»3.

Следы присутствия этих двух мировоззрений можно наблюдать во всех сферах нашей жизни. Читатель может быть удивлен, если автор обратит его внимание на экранизацию бессмертного творения Марио Пьюзо (Режиссер Френсиса Форд Коппола), «Крестный отец». Точнее на ту небольшую, но весьма содержательную часть диалога, с которого начинается фильм.

Соотечественник дона Корлеоне Америго Бонасера, разочаровавшись в поисках справедливого возмездия над насильниками своей дочери, просит помощи у Дона, подробно излагая свою печальную историю. На вопрос Дона, что же он хочет от него? Бонасера просит убить этих злодеев, но получает отказ. Он в отчаянии взывает: «я готов отдать все, что вы попросите!». И здесь начинается самая интересная часть диалога Дона с Бонасерой:

«Мы знаем друг друга много лет, - говорит дон Корлеоне, - но ты впервые обращаешься ко мне за советом, за помощью. Я не помню, когда ты в последний раз приглашал меня к себе домой на чашечку кофе, хотя моя жена крестная мать твоего единственного ребенка.

Будем откровенны тебе не нужна была моя дружба и ты боялся оказаться у меня в долгу, хотел избежать неприятностей. Я понимаю. В Америке ты нашел рай. У тебя хорошее дело, ты хорошо зарабатываешь, тебя защищала полиция, суды… И тебе не нужны были такие друзья вроде меня. А теперь ты приходишь и говоришь: дон Корлеоне я хочу справедливости! Но ты просишь без уважения, ты не предлагаешь дружбы, ты даже не назвал меня крестным отцом. Вместо этого приходишь в мой дом, в день свадьбы моей дочери и просишь меня убивать за деньги.

- Я прошу справедливости.

- Ваша дочь жива, чего вы еще хотите?

- Пусть они страдают так, как страдала она. Сколько Вам заплатить?

Дон встает с кресла и, смотря в окно, говорит:

- Бонасера, Бонасера, что я тебе такого сделал, что ты меня так не уважаешь?!. Если бы ты пришел ко мне со своей дружбой, те подонки, что поглумились над твоей дочерью, ответили бы за это в тот же день. Если бы у такого честного человека как ты, вдруг появились бы враги, то они стали бы и моими врагами. И тебя стали бы уважать.

И тут Бонасера, наконец, понимает, что хочет Дон.

- Я прошу Вас стать моим другом.

Говорит он».

Если хотя бы бегло посмотреть на историю отношений человека с Богом, то взору предстоит очевидная картина, подобная (условно) диалогу Бонасеры и Дона Корлеоне. Бог ищет дружбы, верности, свободного расположения человеческого сердца, что в свою очередь требует от человека свободного творческого напряжения, нравственного волевого усилия. Только подлинно религиозный, теистический вариант «утверждающий бытие Абсолютной всесовершенной Личности.., может дать удовлетворение живому религиозному чувству. Молитва как основное проявление религиозной жизни может быть обращена только к всеблагому Верховному Правителю мира, могущему оказать благодатную помощь», говорит профессор МДА Старокадомский4. В магическом сознании возможность такого рода отношений отсутствует по определению. К сожалению, при всей своей кажущейся простоте и эффективности в магизме не остается места ни личности, ни свободе; ни Богу, ни Его образу – человеку...

1 W. Koppers. Der Urmensch und sein Welbild. 1950. S. 230. Цыт. по: Мень. А. Магизм и Единобожие. М. 2005. С. 76.

2 Здесь автор имеет в виду монотеистическую традицию семитических народов, а так же авраамическую религиозную традицию.

3 Мень А. Магизм и Единобожие. М. 2005., С. 77.

4 Старокадомский М. А. Опыт умозрительного обоснования теизма в трудах профессоров МДА. М., 1969. Машинопись (библиотека МДА).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть