Меркель идёт на четвертый срок. Что скажет Германия?

23 ноября 2016  08:30 Отправить по email
Печать

Роль лидера государства на мировой политической арене постоянно возрастает. Фактор персональной дипломатии становится одним из ключевых в двусторонних и многосторонних отношениях. Примером могут служить встречи на высшем и высоком уровнях между представителями России и США: Путин и Обама, Лавров и Керри. Смена политического лидера в демократическом государстве зачастую сопровождается изменениями во внешнеполитической конъюнктуре страны. В мировой истории существует нимало примеров как положительного, так и отрицательного эффекта смены политического лидера. Но особый интерес у политологов и историков вызывают те лидеры, которым несколько раз подряд удавалось «приходить к власти», то есть те, кто участвует в выборах на пост главы государства неоднократно. Им приходится не только обновлять свои политические лозунги, давать новые обещания, но и оправдываться за поставленные, но невыполненные цели и задачи.

Наибольший интерес сегодня прикован к одному из таких лидеров – канцлеру Германии Ангеле Меркель. Она занимает этот пост с 2005 г., то есть уже три срока руководит кабинетом министров. За этот период как в самой Германии, так и в Европейском Союзе произошли события, которые существенным образом повлияли на интеграционные процессы в Европе. Учитывая, что Германия занимает одно из лидирующих мест в ЕС, то внешнеполитические взгляды Канцлера играют в этих процессах не последнюю роль.

Уже при первом сроке Меркель проявляла инициативы по углублению процессов интеграции в Европе. Именно эта идея стала ключевой в ее внешнеполитических устремлениях. В период, когда Германия была председателем ЕС, Меркель лоббировала принятие конституции ЕС, которая была призвана еще больше ограничить национальный суверенитет европейских стран, превратив ЕС в подобие государства. Несмотря на то, что эта инициатива не прошла, Канцлер Германии не оставила попыток консолидировать страны Европы перед лицом общеевропейских проблем. На начальных этапах это имело определенный успех. Например, голосуя по резолюции СБ ООН 1973 по вмешательству в гражданскую войну в Ливии, Франция и Великобритания поддержали резолюцию, Германия воздержалась. Эта резолюция стала предлогом для США и их союзников для вмешательства во внутренние дела не только Ливии, но и других стран региона.

Последствия этого вмешательства в полной мере ощутила на себе Европа. Именно туда стали пребывать беженцы с Ближнего Востока и Северной Африки. Этот процесс оказался сложно контролируемым. Изначально большинство европейских стран согласились поддержать Германию и канцлера в стремлении принимать на своей территории мигрантов даже в ущерб собственным национальным интересам. Идея сохранения евроинтеграции была популярна как в правящих кругах, так и в обществе. Но возрастающее количество проблем с беженцами привело к разобщению позиций государств Европы.

В таких условиях у Германии было несколько возможных путей для развития внешнеполитического курса. Первый путь – пересмотреть отношение к событиям "Арабской весны" и содействовать прекращению процесса смены политической власти в странах Ближнего и Среднего Востока. Это способствовало бы снижению рисков в связи с миграционным кризисом. Но Канцлер Германии выбрала не этот путь. Гуманитарная интервенция привела к тому, что потоки беженцев увеличивались, уровень смертности среди них повышался, а союзники из третьих стран, таких как Турция, готовы помочь только на определенных, трудно выполнимых, условиях. Это что еще больше усугубило ситуацию с беженцами в Европе. Недовольство среди европейских стран постепенно растет. Однако, канцлер по-прежнему настаивает на развитии «демократических ценностей» и не меняет внешнеполитический курс.

Напротив, на пресс-конференции Христианско-демократического Союза Ангела Меркель объявила о том, что готова переизбраться на пост канцлера Германии в четвертый раз. Кроме того, она отметила, что ее миграционная политика не претерпит изменения в случае если исход выборов будет в ее пользу. Если ей удастся сохранить миграционную политику стран ЕС, то политическая ситуация в Европе еще больше осложниться.

Во-первых, многие страны ЕС уже недовольны открытыми границами и бесконтрольным увеличением численности населения за счет все новых мигрантов, причем не только из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Во-вторых, постоянно увеличивается потенциал террористической угрозы. В-третьих, в контексте изменения политической ситуации в США, связанной с выборами и победой республиканца Дональда Трампа, американская поддержка немецкой политики стоит под вопросом. В результате, четвертый приход к власти Ангелы Меркель в Германии может быть не столь успешным, как предыдущие. Для того чтобы снова занять место канцлера, Меркель необходимо найти новые аргументы и новые идеи (помимо идеи углубления интеграционных процессов). Иначе миграционный кризис, в котором ее косвенно уже обвиняют, станет слишком негативной страницей политической карьеры, что не позволит ей в четвертый раз стать руководителем одной из наиболее сильных политических единиц ЕС.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть