О достаточных и необходимых причинах формирования политической идентичности

12 ноября 2016  12:56 Отправить по email
Печать

Продолжая рассуждать о войне, как одном из наиболее часто встречаемых средств изменения идентичности того или иного исторического субъекта, зададимся вопросом: какова структура причины войны. Ибо, изучая историю становления и развития социальных субъектов, иногда приходишь к выводу, что причина для начала войны была, а самой войны не было. И, наоборот, при исследовании некоторых конфликтов, связанных с обретением или отстаиванием идентичности, иногда кажется, что они возникли безо всякой причины, как будто из ничего. Из этого мы делаем заключение, что причины бывают разных видов. Подразделим их на необходимые причины и достаточные причины. Под необходимыми мы будем понимать ту разновидность причин, которые часто называют расплывчатым термином «предпосылки». То есть такую совокупность явлений, которая формирует условия для наступления события, делая его почти неизбежным. Мы говорим «почти», имея в виду, то, о чём мы говорили чуть выше: иногда условия есть, а событие не наступает. И наоборот.

Поясним это примером, когда событие - а событием мы будем в данном случае считать изменение идентичности Сибирского ханства - происходит при отсутствии необходимых причин. В 1581 г казацкая дружина Ермака преследуя хана Кучума, сильно досаждавшего своими набегами уральским промышленникам Строгановым, вовсе не преследовала захвата Сибири. Но в результате, после захвата «столицы» ханства крошечного городка Искера (Сибири), выяснилось, что в распоряжение русских попали громадные земельные пространства. Таким образом, Иван Грозный, пребывавший в печали после неудач в Ливонии внезапно оказался владельцем Сибири. Ермака Иван наградил, а для себя придумал специальный титул «всея Сибирския земли и Северныя страны повелитель». Это отчасти примирило его с потерями на Западе и дало повод слабо знающим географию западноевропейцам идентифицировать Россию с Сибирью.

Исчезновение Сибири как исторического субъекта напоминает исчезновение могущественного государства ацтеков. И хотя оно произошло на шестьдесят лет раньше и в другой части света, многие детали весьма схожи. Мы не будем обращать внимание на такие совпадающие детали, как сравнительная малочисленность отряда Э.Кортеса и имеющееся огнестрельное оружие. Скажем лишь, что, во-первых, подобно Ермаку Тимофеевичу, Э.Кортес отправился в поход, не имея на то монарших санкций. Во-вторых, главным, а скорее всего и единственным мотивом войны, как для казаков Ермака, так и для вояк Кортеса была нажива, а не сокрушение государства. Но, так или иначе, оба государства пали. Из чего мы делаем вывод, что нападения Ермака и Кортеса (невзирая на последующие попытки восстановления независимости Сибири и ацтекской державы) явились достаточными причинами для исчезновения одних исторических субъектов и создания впоследствии на их основе других (ряда субъектов Российской Федерации и Мексиканских Соединённых Штатов). Или, говоря иначе, nihil sine causa sufficienti.

Тем не менее, мы хотели бы уделить внимание и необходимой причине. Так как полагаем, что большая или, во всяком случае, значительная часть идентификационных изменений, связанных с вооружёнными конфликтами, была хорошо мотивирована и тщательно подготовлена. Рассмотрим наше утверждение на примере нападения гитлеровской Германии на СССР. На наш взгляд, к необходимым причинам, побудившим Гитлера дать приказ о вторжении, относились сильнейшие идеологические разногласия между руководством тогдашней Германии и руководством тогдашнего СССР. А также, как мы уже упоминали выше, геополитические представления Гитлера, полагавшего, что немцам не хватает жизненного пространства и его необходимо восполнить за счёт территорий Советского Союза. Но, одних разногласий и представлений, как бы глубоки и устойчивы они не были, всё же не всегда бывает достаточно. Ибо для того, чтобы напасть на нашу страну Гитлеру было также необходимо осуществить ряд действий, без выполнения которых война вряд ли бы состоялась даже при большом желании немцев её затеять. Например, из общих соображений можно предположить, что для того, чтобы Германия могла напасть на нашу страну, ей было необходимо:

  1. сформировать большую боеспособную армию;

  2. организовать массовое производство вооружений и боеприпасов;

  3. создать хороший плацдарм для нападения;

  4. обеспечить достаточный уровень безопасность своих границ с другими странами;

  5. подготовить план быстрой победы в войне (ибо затяжную войну Германия была выиграть не в состоянии);

  6. образовать на границе с противником группу войск, способную добиться победы.

К сентябрю 1939 года немцы выполнили два первых пункта. Однако создание плацдарма для войны с нашей страной (захват Польши) привело их к конфликту с Англией и Францией, выступавших в это время гарантами сохранности Польши, как исторического субъекта. Тогда, понимая гибельность войны на два фронта, Гитлер повернул на Запад, разбил франко-английские войска и подчинил себе Францию. Оставалась Англия. Последовательное выполнение необходимых составляющих причины для беспрепятственной войны на востоке требовало подчинения Англии. Плацдарм для нападения на Англию был – Франция была завоёвана (Франция и прежде не раз служила прежде местом, откуда в Британию вторгались кельты, римляне и норманны). Но разработанный генеральным штабом Германии план высадки немецких войск в Англию показался Гитлеру весьма сомнительным. Дело в том, что на море англичане обладали решающим преимуществом, а воздушное десантирование крупных воинских соединений в то время было технически невозможно (даже если не брать в расчёт мощь базировавшейся на британских островах англо-американской авиации).

Тогда Гитлер стал создавать на западе Франции систему укреплений и воинских соединений, предназначенную для предотвращения вторжения англичан на территорию, контролируемую его империей. Всё это вместе взятое позволило ему обезопасить Германию (как выяснилось позднее, на 4 года) от вторжения с британских островов. К концу 1940 г был подготовлен план молниеносной войны с СССР. При этом молниеносности придавалось особое значение1. Ибо немецкие стратеги догадывались, что затяжная война с Россией приведёт Германию к катастрофе. Во исполнение этого плана, к лету 1941 г к границам Советского Союза была подтянута большая и хорошо отмобилизованная немецкая армия. Таким образом, все необходимые составляющие войны к 21 июня 1941 года были налицо. Недоставало лишь одной компоненты, которая превращала совокупность необходимой причины в причину достаточную. Мы имеем в виду приказ высшего должностного лица нацистского рейха. Представим на минуту, что Гитлер в последний момент дал бы отбой своим изготовившимся войскам. Что было бы тогда? Война бы не состоялась.

Сделаем из этого вывод: даже при наличии всех необходимых условий возникновения войны, без достаточных условий – войны не будет. Приведём ещё пару примеров. Есть сведения, что Александр Македонский после покорения Востока задумывал новый поход. На этот раз он намеревался подчинить Запад, но внезапно умер в Вавилоне, так и не успев осуществить свой замысел. Если предположить, что ему удалось бы совершить задуманное, судьба западного Средиземноморья (включая Карфаген и Рим) была бы иной. Впоследствии его маршрут пытался повторить Пирр. Но Пирр погиб в бою, прежде чем приступил к реализации своего плана во всей полноте. Другой пример. Есть сведения, что Цезарь задумывал поход на Восток. Но был убит, в Риме начались другие войны - гражданские и завоевание Римом Востока так и не состоялось. Таким образом, достаточной причиной является либо приказ, ведущий к агрессии одной стороны против другой. Либо сам факт нападения, если оно произошло спонтанно и безо всякого приказа. Примеров подобного рода можно привести множество. К ним относятся и войны, возникшие в результате продвижения кочевых народов, пересекающих неожиданно для себя чужие границы, и продвижение колонизационных отрядов, исследующих неведомые земли.

А иногда условия, приводящие к возникновению войн, бывают совсем удивительными. Например, они могут быть связаны с идентификацией граждан по болельщицким критериям. Рассмотрим два примера. В первом речь пойдёт о гражданской войне в Римской империи (Византии), разгоревшейся в 532 г. Дело обстояло так: в античном мире, начиная с древнегреческих времён, большой популярностью пользовались соревнования на колесницах, запряжённых четвёркою лошадей (квадригой). В Древнем Риме в любом из заездов принимало участие по квадриги, в которой каждый из возничих был соответственно обряжен в одежду белого, зелёного, красного и синего цветов. Согласно этим цветам разделялись и болельщицкие пристрастия, нередко достигавшие такого градуса взаимных противоречий, что приводили к жестоким побоищам. Подчас сторону тех или иных болельщицких групп, постепенно эволюционировавших в сторону политических партий, принимали и императоры. Например, небезызвестный Гай Калигула - ярый болельщик «зелёных», - желая подчеркнуть политическое значение этой партии, распорядился предоставить одному из коней «зелёных» дворец с прислугой и даже собирался сделать его консулом2. С переносом столицы в Константинополь туда же были перенесены и обычаи образования спортивно-политических обществ. Причём два из них – венеты и прасины (т.е. синие и зелёные) в V в приобрели такую силу, что обзавелись своей милицией, а их представителей стали назначать на важные государственные должности. По поводу столь необычайного влияния, которым стали пользоваться изначально спортивные организации, можно высказывать различные мнения. Некоторые учёные видели в этом феномен социального или даже психического заболевания3. Но, как бы то ни было, именно выступление болельщицких партий против верховной власти явилось достаточной причиной для одного из самых тяжёлых потрясений, которое пережила Римская империя VI в. Изложим коротко суть произошедшего. 11 января 532 г члены партий венетов и прасинов (они сидели на западной трибуне напротив императорской ложи) прямо на ипподроме стали выражать недовольство императору Феодосию по поводу притеснений их представителей. Поскольку Феодосий проявил упорство, бунт выплеснулся на улицы города, где начались столкновения со сторонниками императора. В конечном счёте, это всё привело к жестокой гражданской войне (получившей название восстание «Ника»4), появлению и казни узурпатора, погромам и пожарам, уничтожившим значительную часть Константинополя и его населения.

Приведём другой (современный) пример, когда болельщицкие разногласия приводили к полномасштабным конфликтам. В этой связи рассмотрим обстоятельства, приведшие к стихийной войне, произошедшей в июле 1969 г между Гондурасом и Сальвадором. Можно считать эту войну просто смехотворной. Во всяком случае, её начало напоминает скверный анекдот, ибо во второй половине ХХ в достаточной причиной войны стал футбол. Всё это действительно было бы смешно, если бы не привело в результате к тысячам погибших. Но расскажем обо всём по порядку. Во время отборочных игр на чемпионат мира по футболу, в которых за выход в финальную часть турнира боролись сборные Гондураса и Сальвадора произошли массовые столкновения поклонников обеих команд. Конфликт болельщиков был раздут усилиями средств массовой информации обеих стран до размеров национальных катастроф, напрямую угрожавших национальным интересам, как Гондураса, так и Сальвадора. В Гондурасе (команда которого проиграла решающую встречу) начались массовые погромы, грабежи и убийства, проживавших в этой стране сальвадорцев. Тысячи сальвадорских иммигрантов бежали в Сальвадор. 24 июня 1969 г Сальвадор объявил мобилизацию резервистов, 26-го чрезвычайное положение. Дипломатические отношения между странами были разорваны, обе стороны приступили к широкомасштабным военным действиям, в которых участвовали не только сухопутные силы, но и авиация. Ко дню подписания перемирия (5 августа 1969 г) было убито и ранено несколько тысяч человек, количество беженцев насчитывало десятки тысяч. Напряжённые отношения между обеими странами сохранялись вплоть до 1980 г, когда был подписан мирный договор. Каким образом мы должны охарактеризовать эту «футбольную» причину в борьбе за свою идентичность? По всей вероятности, невзирая на всю её экстравагантность, мы должны будем признать эту причину достаточной.

1 Гудериан Г. Воспоминания солдата – М., 1951. С. 190-192.

2 Sveton. IV, 55, 2-3.

3 Вот слова современника по этому поводу: «И даже женщины принимают участие в этой скверне, не только следуя за своими мужьями, но, случается, и выступая против них, хотя женщины вообще не посещают зрелищ и ничто иное не побуждает их к этому. Поэтому я не могу назвать это иначе, как только душевной болезнью. Вот что происходит в городах и у каждого демоса» (Прокопий Кесарийский. О войне с персами. I, XXIV, 6).

4 В качестве пароля, позволявшего отличать своих от чужих, восставшие использовали спортивный клич νίκα , что означало «побеждай!».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть