Вино для Патриарха: борьба Волоцкого и Сорского продолжается

О нестяжателях, иосифлянах и не только...
14 августа 2016  01:53 Отправить по email
Печать

Давно, казалось бы, миновали времена противостояния двух основных парадигм понимания миссии церкви. Оба ее вдохновителя, причисленные к лику святых, уже более полувека мирно «покоятся в Бозе». Однако, смотря на современную жизнь РПЦ, приходится признать, что противостояние Волоцкого и Сорского продолжается по сии дни. Если в дни безбожного правления церкви пришлось вынужденно следовать заветам отца нестяжателей, то нынешняя картина напоминает матч реванш. Тем же немногим ее «болельщикам», кто еще сохранил минимальный кредит доверия к древнейшему институту нашей страны, а вместе с этим и способность думать, приходиться изрядно попотеть, прежде чем решить пред кем из них сложить руки для благословения.

Так уж исторически сложилось, что монашеская парадигма оказалась главенствующей в христианстве, как на Западе, так и на Востоке. На первый взгляд оно виделось целостным и монолитным движением аскетов евангельского максимализма, презирающих всякие треволнения смертных, земных интересов. Однако в самой монашеской среде уже тогда наметились расхождения. Как бы странно это не звучало, но основание для расхождений они черпали не из суетной конъюнктуры времени и амбиций, а из Евангелия. В беседе с Никодимом (Ин. 3 гл.) Иисус говорит, что «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного» для спасения. В то же время любимый Его ученик в своем послании упрекает тех,- «кто любит мир, - говоря, что в них, - нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей, гордость житейская, не есть от Отца, но мира сего» (1.Ин. 2:15-16).

Вся сложность здесь в том, что Господь не дал стандартного рецепта, с помощью которого его последователи могли бы сохранить идеальный баланс между созерцанием и деятельностью. Некоторые богословы усматривают это, как особый шаг доверия и уважения к человеческой свободе и творческим возможностям со стороны Бога. Как бы то ни было, но история дает нам, к сожалению, больше примеров крайностей и аномалий. Однако, не смотря на это, все же находятся те, кому удается сохранить этот тонкий баланс. В истории нашей страны таких людей было не мало: митрополит Филипп Колычев, организаторский гений которого сумел поднять соловецкий монастырь и организовать широкое социальное служения монастыря всем страждущим. Первый архиепископ Казани Гурий, взявший под опеку казанских сирот, открывший школы для их обучения. Тот же Иосиф Волоцкий, который, несмотря на широкую социальную, хозяйственно-финансовую и даже политическую активность, был строгим аскетом. Такой же аксетичной и созерцательной была преподобномученица Елизавета, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия.

Эти примеры вновь свидетельствуют, что Церковь, как миссия Христа, как продолжение Его дела на земле, главным объектом своего внимания ставит человека и его жизнь в реальном мире. Но «не человека одиночку в искусственно «религиозной» изоляции от мира и не «мир» как такое целое, в котором человек не может быть ничем иным, кроме его частицы. Человек не только первый, но поистине и главный объект миссии. Однако православная идея евангелизации свободна от индивидуалистических и спиритуалистических обертонов. Церковь, как таинство Христа, - это отнюдь не «религиозное общество», не организация, призванная удовлетворить «религиозные» потребности человека. Это новая жизнь и потому искупление всей жизни, всего бытия человека»1.

Остается только надеяться и молиться, чтобы у служителей Церкви хватило веры, мудрости и мужества сохранить баланс совести и перед Богом и перед людьми, как писал еще об этом апостол Павел. Он еще тогда предостерегал своих соратников, а в их лице и всех будущих служителей, не давать повода худой молве при больших спонсорских взносах в поддержку их служения (2.Кор. 8:19-20).

1 Шмеман. А. Сборник статей. 1947 – 1983. М. 2011. С. 24.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть