Президентская гонка в США: Как бизнес финансирует политику

Почему Трамп избегает встреч с воротилами из Уолл-Стрит
3 августа 2016  10:56 Отправить по email
Печать

В конце июля в рамках предвыборной президентской кампании в США разразился очередной скандал: кандидат на пост главы Белого дома Дональд Трамп отказался от встречи с одними из богатейших американских бизнесменов, традиционно поддерживающих и финансирующих Республиканскую партию - братьями Чарльзом и Дэвидом Кохами, заявив при этом, что «для них будет намного лучше встретиться с политическими марионетками» [2].

Одной из ключевых составляющих процесса формирования предвыборной кампании является вопрос привлечения партией в целом и кандидатами в частности внешних источников финансирования и «пожертвований». Так, например, среди структур, вкладывающих средства в кампанию Хиллари Клинтон, числятся такие финансовые гиганты как Morgan Stanley, The Goldman Sachs Group, Deutsche Bank, Citigroup Inc., JPMorgan Chase &Co, Soros Fund Management.

Братья Кохи - представители влиятельного американского клана, имеющего широкий спектр интересов (созданная ими корпорация Koch Industries - одна из крупнейших американских ТНК - задействована в различных сферах бизнеса, от нефтяного сектора до финансовой и аграрной индустрии), вхожего в политический истеблишмент и традиционно поддерживающего Республиканскую партию.

По данными американских СМИ, одно из направлений политической деятельности многочисленных фондов и неправительственных организаций, созданных семейством Кохов, состоит в том, чтобы «вести» того или иного кандидата-республиканца от этапа его «раскручивания» в рамках социологических исследований до финансирования сформулированной предвыборной программы конкретного выдвиженца от партии [1].

В рамках поддержки республиканской платформы братья Кохи финансируют и структуры, формирующие консервативную идеологию во внешней политике США. Одной из таких структур является, в частности, «Фонд Наследие» («Heritage Foundation»), американская «фабрика мысли», продвигающая национальные интересы США «мягкими методами». Например, только в 2012 году Чарльз Кох «пожертвовал» «Фонду Наследие» 200 тыс. долларов.

Деятельность Фонда на международной арене широко известна. Еще в 2002 году на одной из конференций «Фонда Наследие» экс-госсекретарем США Колином Пауэллом была озвучена так называемая «инициатива ближневосточного партнерства», инициирующая поддержку Вашингтоном всесторонних реформ в странах региона в рамках реализации геополитического проекта «реконструкции Большого Ближнего Востока».

Фонд также проводит активную антироссийскую политику, в частности, на украинском направлении: риторика Фонда по-прежнему ограничивается тезисами об «аннексии Крыма», «агрессии» России и «необходимости защитить Украину». В 2015 году «Фонд Наследие» выпустил проект под названием «Комплексная стратегия США в отношении России», в котором обозначил рекомендации руководству Белого дома по различным направлениям американо-российских отношений.

Так, по мнению авторов проекта, США должны «противостоять попыткам европейских стран снять антироссийские санкции», «поддерживать альтернативные (российским) трубопроводы в Европу», «увеличить финансирование системы ПРО в Европе», «установить постоянное присутствие НАТО в Прибалтике», «выйти из ограничивающего вооруженные возможности США договора СНВ-3» и т.п. [5].

Финансирование таких фондов говорит о поддержке курса на военное, политическое и экономическое доминирование США в мире, удержание однополярной мировой архитектуры. Вместе с тем, несмотря на риторику Д. Трампа о «сильной и великой Америке», практически все его тезисы по тем или иным внешнеполитическим вопросам диссонируют с вышеприведенными задачами, представленными Фондом. Так, например, Трамп - сторонник объективного подхода к НАТО, заключающегося в том числе в более справедливом распределении финансирования Альянса его участниками. Он также призывал не поставлять Украине вооружения, справедливо отмечая, что украинский кризис в большей степени является европейской проблемой, нежели американской.

Таким образом, расхождение позиций Д. Трампа с указанными тезисами «Фонда Наследие» (которые можно «подвести» под общее видение, в частности, российского трека внешней политики США консервативным политическим крылом - Республиканской партией), можно соотнести с условным противостоянием политики «изоляционизма», к которой, судя по заявлениям, склоняется кандидат-республиканец, и стратегии «глобализма», поддерживаемой многими представителями транснационального бизнеса.

Другой пример такого размежевания: в январе 2016 года Дональд Трамп заявил о том, что намерен заставить американскую корпорацию Apple, практически вся продукция которой собирается в Азии, «вернуться в США», и что планирует ввести налог в 45 % на весь экспорт из Китая в США. Столь масштабные планы могут показаться лишь эпатажной риторикой, особенно в контексте отсутствия предложенного практического механизма их реализации, однако сам факт подобных заявлений говорит о том, что Трамп не собирается идти по отлаженному интернациональному внешнеполитическому и внешнеэкономическому пути.

Такой «возврат», вкупе с «возрождением» ныне далеко не самой развитой промышленности, по мнению Трампа, будет не только способствовать снижению утечки капитала из страны и сокращению уровня безработицы ввиду создания рабочих мест в самих США, а не за их пределами, но и позволит минимизировать зависимость Америки от иностранных партнеров. Очевидно, что данная позиция полностью противоречит принципам интернационального бизнеса, к которому принадлежит и Koch Industries.

Стоит также отметить, что в опубликованном в конце июля докладе исследовательского отдела влиятельного журнала «The Economist» победа Д. Трампа на президентских выборах была названа потенциальной глобальной угрозой для США, поскольку его взгляды («скептицизм относительно НАТО, подрывающий политику сдерживания России», «индифферентность по вопросу нераспространения ядерного оружия», «негативное отношение к самой идее функционирования зоны свободной торговли, включая объединение США, Канады и Мексики - НАФТА» и пр.) подрывают политическую и экономическую безопасность страны [3].

В конце декабря 2015 года братья Кохи объявили о намерении вложить почти 900 млн долларов в финансирование предвыборной кампании Республиканской партии, рекордную сумму, за которой некоторые американские СМИ стали высматривать внешних бенефициаров, в частности, Китай. Однако, как оказалось, выдвинутый кандидат Дональд Трамп - не представитель транснационального бизнеса, включая банковский и нефтяной сектора - не соответствует их взглядам «с позиции ценностей, убеждений и политики» [4].

По словам Чарльза Коха, президентские выборы 2016 года - «один из тех случаев, когда нет хороших вариантов». Вместе с тем, появилась информация о том, что ряд крупных бизнесменов, финансирующих Республиканскую партию, обратились к братьям Кохам с предложением поддержать кандидатуру Трампа. Это, в свою очередь, потребует от братьев фактически открытого изменения своей заявленной позиции, что можно рассматривать как репутационный удар, особенно на фоне реакции самого Трампа.

Финансирование предвыборной кампании кандидата в президенты по сути означает право влиять на те или иные политические решения, принимаемые в будущем. Сильной стороной Трампа в проведении предвыборной кампании является наличие собственных финансовых средств, благодаря которым он имеет возможность самофинансирования и, следовательно, сокращения риска стать должником фондов или групп влияния. Этим, в том числе, объясняется и демарш Трампа против братьев Кохов.

Комментарий Дональда Трампа о том, что «им [Кохам] лучше встречаться с политическими марионетками», с одной стороны, характеризует Трампа как трудного, своенравного и негибкого переговорщика, а с другой, говорит о его готовности «идти против системы». Однако дать однозначный ответ на вопрос «сможет ли?» практически невозможно.

[1] Деятельность Кохов станет дополнительным стимулом для демократов. 01.02.2015. http://kommersant.ru/Doc/2656257

[2] Дональд Трамп отказался от встречи с братьями Кох из топ-10 списка Forbes. 31.07.2016. http://kommersant.ru/doc/3052618

[3] Global Forecasting Service. Donald Trump wins the US presidential election. July 20th 2016. https://gfs.eiu.com/Article.aspx?articleType=gr&articleId=2921

[4] Koch network refusing to help Trump. Jul. 31, 2016. http://hosted2.ap.org/APDEFAULT/3d281c11a96b4ad082fe88aa0db04305/Article_2016-07-31-US--Campaign%202016-Koch%20Donors/id-27ea7702cdd747aca91f106839211d13

[5] U.S. Comprehensive Strategy Toward Russia. The Heritage Foundation. December 9, 2015. http://csef.ru/media/articles/6450/ca5482dd74ac9df96ade3d28c80e9cc3.pdf)

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть