Православие по-президентски: О паломничестве Путина в Валаамский монастырь

Как сообщает пресс-служба обители, глава государства отстоял праздничную всеношную и за литургией приобщился Святых Таин
13 июля 2016  00:02 Отправить по email
Печать

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь славится не только своими древними традициями строгой аскезы и уединенной жизни, но так же ее потчуют и те, кто живет в гуще событий жизни внешней. Смело можно констатировать о уже сложившейся «благочестивой традиции» регулярных паломнически-рабочих заездов президента Владимира Путина на отшельнический полуостров. На сей раз президент решил почтить память самих основателей монастыря. Как сообщает пресс-служба обители, Путин отстоял праздничную всеношную и за литургией приобщился Святых Таин.

Каждый человек свободен в своем выборе способов реализации личных религиозных потребностей и президент здесь «тоже человек». И если выбор главы государства выпал на РПЦ, то не просто решить кого же больше поздравить? Президента с Причастием или РПЦ с «причастием» к ней президента?.. Здесь нас может выручить Священное Писание: «дерево узнают по плоду его» (Мф. 7:16), говорит оно. И если о личных духовных плодах президента судить не представляется возможным, то о внешнем состоянии дел валаамской обители, рассудит любой пролетающий над полуостровом пернатый.

Так, с момента своего первого президентского визита в 2001 году и до сего дня, темпы реставрационных работ заметно выросли. И это не случайно, так как сам монастырь и прилегающие к нему территории входят в масштабную ландшафтно-рекреационную программу «Россия». Этот проект был представлен Путину, как главе попечительского совета российского географического общества. В нем особое внимание уделено возрождению всего архитектурно-культурного наследия полуострова.

Все вполне логично: «время разбрасывать камни, время собирать камни» (Еккл. 3:5). Хоть государство наше и позиционирует себя как светское и с церковью оно уже почти сто лет как в разводе, но на вальс приглашает ее с завидным постоянством. И как многие в нашем обществе справедливо замечают, что слишком уж часто поведение церкви смахивает на поведение Наташи Ростовой в свой первый великосветский выход.

При желании понять ее можно: две тысячи лет, из которых только четыреста она провела самостоятельно под репрессивным сапогом будущего и прошлого «супруга». И не стоит обольщаться, когда красавец Курагин выказывает благородные повадки Балконского. В этом танце, по слову Честертона, государство всегда будет наступать Церкви на ноги. Оно по своей сути иноприродно Церкви, которая в «мире, но не от мира сего» (Ин. 15:19). Ведь суть Церкви – это благодать: незаслуженный дар возрождающей любви и прощения Бога к человеку, а суть государства: власть и подчинение, принуждение и сдерживание. По замечанию известного англо-американского философа Аласдера Макинтайра «в возвышенной этике Аристотеля нет места для доброго человека проявляющего любовь к человеку плохому»1. Иными словами в ней нет места для Евангелия благодати.

Государство, сталкиваясь с Церковью, неизбежно должно разбавить концентрат благодати логико-потребительским раствором своего существования, иначе в нем не будет необходимости. В качестве анестезии оно тут же предложит закрывать по выходным все увеселительные заведения, но оно не сможет этим зажечь в людях любовь к Богу. Оно может покарать террористов, но не исцелит их души от ненависти и жажды мести. Оно может усложнить бракоразводный процесс, но не заставит мужей любить и быть верными своим женам, а жен отвечать им взаимностью. Сможет увеличивать количество турникетов и видеокамер, но не уровень честности. Оно может бороться с прелюбодеями, но не с похотью; с ворами, но не с жадностью. Может облагать богатых большими налогами, но не превратит их в справедливых и милостивых. Государство, по слову Аристотеля, должно поощрять добродетель, но оно не способно привить людям святость.

Эту простую истину не стоит забывать прежде всего самим христианам и их духовным лидерам. Как бы не звучало это парадоксально, но суд всегда начинается с «дома Божьего» (1Петра 4:17). Не с папертей публичных домов и пыточных камер, а с алтарей все более и более золотящихся храмов и монастырей.

1 Янси Ф. Что удивительного в благодати. Гл 18.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть