Ювенальная капитуляция: родители, дайте порулить!

6 июля 2016  12:51 Отправить по email
Печать

Русская Православная Церковь обеспокоена принятием новой редакции статьи 116 Уголовного кодекса РФ "Побои". Об этом заявили в Патриаршей комиссией по вопросам семьи.

"Если новая редакция статьи 116 Уголовного кодекса вступит в силу, это может привести к уголовному преследованию добросовестных родителей (с наложением наказания до двух лет лишения свободы) за любое, даже умеренное и разумное использование физических наказаний в воспитании детей. При этом, как следует из текста закона, посторонние люди за такие же действия в отношении ребенка уголовной ответственности нести не будут", - говорится в документе.

В РПЦ отметили, что данная норма "не имеет нравственных оправданий и юридических оснований, по своему содержанию направлена против семьи и принятого в российской культуре понимания прав родителей, дискриминационна, противоречит основным принципам здравой государственной семейной политики и не учитывает традиционные семейные и нравственные ценности российского общества", а ее практическое применение "принесет обществу и его нравственной жизни значительно больше вреда, чем пользы".

Вот какую оценку нововведениям дает российский религиовед Севак Мирабян:

Так уж мы устроены, что «кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него» (Иов 2:4). Инстинкты – самый сильный рычаг воздействия на человека. Во все времена люди старались найти ту меру баланса инстинкта и разума, которая позволила бы в первую очередь обществу, а затем индивиду сохранить и развить заданный потенциал человечности. Первенствующая в прошлом патриархальная модель по природе своей была антииндивидуалистична.

Она исходила не из потребительской логики свобод и прав отдельной личности, а из логики выживания племени, поэтому примат социума над личностью здесь был неизбежен. Однако, не смотря на это, каждый человек будь-то патриархального периода, или пост-модернисткого, не стал бы спорить со словами Мамардашвили, что «человек – есть усилие быть человеком». Спор идет лишь возле границ между тем самым «усилием» и «насилием». Пожалуй, это самый трудный вопрос на всех уровнях диалога по ювенальной тематике.

Корень проблемы здесь вовсе не в юридически-правовых недоработках и этико-поведенческих стандартах. Во всей этой шумихе1 остается одно неизменное чувство: «слишком мелкий заплыв». А глубоко плыть дорого. Но если попробовать, то можно повторить опыт одного профессора из притчи: чтобы отделаться от назойливых детей он разрезал на кусочки большую карту мира и предложил детям ее собрать. Как минимум на час-два он надеялся побыть один, но через 10 минут был бурно приглашен посмотреть на успехи детской всепланетарной реставрации. На изумленный вопрос профессора, «как вам удалось собрать так быстро?» дети поведали ему, что на оборотной стороне карты была фигура человека: «мы начали собирать человека и мир стал на место».

История нам поведала самые разные попытки и методы «собирание человека». Если Ветхий Завет снижал планку применения силы, до уровня «око за око» (Исх. 21:24; Левит 24:20) и давал к нему широкий спектр поправок и комментарий, то в Новом Завете позиция силы отвергнута в принципе (1-е Петра 3:9-15; Рим 12:17; Мф. 5:39-41). Евангелие задает стратегическую «программу» освобождения от насилия, через внутреннюю реформу совести каждой отдельной личности (1-е Петра3:21). Нет системного подхода к человеку в христианстве. А государство, как явление мира несовершенного, личностно подойти к проблеме отцов и детей не способно по определению.

Но все же, если эти попытки происходят, то значит, не происходит другого – реформы совести у тех самых отцов. Уфы, таких реформ правительство не проводит, а у Церкви извечный дефицит дивизий (Мф. 9:37-38). Так что вполне определенно можно констатировать, что поветрие ювенального гриппа лишь раскрыло иммунодефицит совести всего российского общества. И все гос попытки ограничить насилие через предоставление внешних прав и свобод «малым сим», кои не могут правой руки от левой отличить, но зато учатся «павликоморозить» на родителей, кажется весьма сомнительным.

1 Автор имеет в виду бурную дискуссию вокруг новой редакции УК РФ статьи 116 «Побои» от 23.06.2016.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть