Просвещение эпохи Петра Великого: наука, литература, театр и музыка

Русская культура первой половины XVIII века
22 июня 2016  10:33 Отправить по email
Печать

Просвещение. До Петра I просвещение было проникнуто религиозной средневековой идеологией и находилось в руках церкви. Преобразования Петра I требовали специалистов в различных отраслях науки и техники. Старая школа дать таких специалистов не могла. При Петре I отношение к просвещению меняется. Просвещение народа становится заботой государства.
Большим достижением Петра I стало то, что он заставил дворян учиться. Царь отправил за границу молодых дворян для обучения разным наукам, главным образом, "навигацким" (морским), механике, артиллерийскому делу, иностранным языкам. Он выписал из-за границы учителей. Но эти меры не решали проблемы образования. Тогда Петр I начал создавать в России сеть школ. В 1701 г. в Москве в Сухаревой башне была открыта первая в России Школа математических и навигацких наук под руководством профессора шотландского Абердинского университета Форварсона ― первое светское государственное учебное заведение. В 1715 г. под названием Морская академия она была перенесена в Петербург. В нее принимали детей от 12 до 17, затем и до 20 лет. Из Навигацкой школы вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, топографов, бомбардиров и т.д. В 1705 г. пленный саксонец Глюк открыл общеобразовательную гимназию, в которой изучались география, латинская риторика, ораторское искусство, философия, иностранные языки, этика, политика, театральное искусство и верховая езда. В 1707 г. при московском военном госпитале была открыта Медицинская академия. При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В 1711 г. в Москве была создана Инженерная школа.
Первоначально эти школы были бессословными, и в них могли обучаться как дети дворян, так и разночинцев. Но вскоре детей разночинцев перестали в них принимать, и школы превратились в привилегированные учебные заведения для дворян. Обучение для дворянства и духовенства при Петре I стало обязательным. Государев указ от 20 января 1714 г. запрещал жениться дворянам, не окончившим какую―либо школу. Священник, не окончивший епархиального училища, не получал прихода.
Помимо Москвы и Петербурга, учебные заведения, по типу приближавшиеся к начальной общеобразовательной школе, создавались и в провинции: епархиальные (для детей священников), цифирные (для разночинцев), гарнизонные и адмиралтейские (для солдат и матросов). При наиболее крупных мануфактурах в Карелии и на Урале создавались горные школы, где готовили квалифицированных мастеров для металлургической промышленности. Для детей крестьян, особенно крепостных, существовал строгий запрет на обучение в государственных школах. Но в городах, селах сохранялись старые формы учебы ― так называемые школы грамоты, в которых постигали начала образования дети простолюдинов. В дворянских семьях начало распространяться домашнее обучение. В школах учителями обычно работали иностранцы, приглашенные на службу Петром I, выпускники самих школ.
Содержание образования стало меняться. Вместо богословия на первом месте оказались те предметы, которые давали полезные для практики знания: математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Со времен Петра просвещение все более приобретало светский характер и практическую направленность.
Во второй четверти XVIII в. также основное внимание уделялось образованию дворянских детей в закрытых учебных заведениях. В 1731 г. для шляхетских (дворянских) детей было открыто учебное заведение закрытого типа Сухопутный Шляхетский кадетский корпус. В переводе с французского слово "сadete" означает младший, несовершеннолетний. Так назывались во Франции молодые дворяне, зачисленные на военную службу до производства в офицеры. Рассчитанный вначале на 200 воспитанников, корпус уже в первый год принял до 360 человек. В Кадетский корпус принимались только грамотные дети дворян в возрасте от 13 до 18 лет. Учебная программа была рассчитана на 5―6 лет и включала изучение Закона Божия, русского и французского языков (во всех классах), немецкого и латыни ― по желанию, чистописание, арифметику, геометрию, географию, историю, складное письмо, риторику, юриспруденцию и музыку (для особо одаренных), мораль, геральдику, фортификацию и артиллерию. В конце курса, после строгого экзамена выпускникам предстояла военная или гражданская служба. В зависимости от успехов присваивались офицерские чины или унтер-офицерские звания. Для гражданской службы Кадетский корпус готовил чиновников, судей и дипломатов. Кадетский Шляхетский корпус нередко называли "рассадником великих людей". Из его стен вышли фельдмаршалы П.А. румянцев и М.Ф. Каменский, писатели А.П. Сумароков и М.М. Херасков, первый русский актер Ф. Волков, историк И.П. Елагин, герои Отечественной войны 1812г. генералы Д.С. Дохтуров, Я.П. Кульнев, И.С. Дорохов и др.
В первой половине XVIII в. появились профессионально ― художественные училища. Так, в 1738 г. в Петербурге была открыта Танцевальная школа, ныне ― Хореографическое училище им. А.Я. Вагановой.
Книжное дело. Развитие образования требовало издания учебников. Для школ выпускались учебная литература, буквари, пособия по механике и математике, наставления по военно-инженерному делу. В 1703 г. преподаватель Школы математических и навигацких наук Л.Ф. Магницкий издал знаменитый учебник - "Арифметика, сиречь наука числительная", по которому российские школяры учились математике более 50 лет. Были также изданы "Букварь" Ф.П. Поликарпова, "Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича, руководство по механике Скорнякова-Писарева. Основная масса учебников была либо переводами, либо работой иностранных педагогов. Издавались словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре. Все они, как правило, были иллюстрированы гравюрами, схемами, чертежами.
Необходимость издания большого количества книг на светскую тему потребовала реформы алфавита. Рисунки нового алфавита были выполнены в 1707―1708 гг. чертежником и рисовальщиком Куленбахом по эскизам самого Петра. В 1710 г. Петром I новая азбука была утверждена. Сократилось количество букв с 43 до 32 (потом под давлением церкви некоторые буквы были восстановлены), изменилось и стало более красивым написание букв (сложная кириллица была латинизирована), для обозначения чисел были введены арабские цифры (вместо неудобной системы обозначения буквами церковного алфавита). Отныне светские книги печатались новым шрифтом, прежним, церковнославянским шрифтом печатались книги религиозного содержания.
В 1703 г. в России появилась первая газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах". В редактировании газеты принимал участие сам царь. В "Ведомостях" публиковались внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях. Тираж "Ведомостей" колебался от 100 до 2500 экземпляров. С 1708 г. начался выпуск массовых ежегодных календарей. В календарях содержалась разнообразная информация. Вместе со сведениями по агрономии, математике, истории, данным о погоде, "плодородии и недородии", "болезнях сего года", можно было узнать и свой гороскоп, и толкование снов.
В 1705 г. в Москве у Спасского моста в Китай-городе была основана первая типография для печатания светских книг. Во главе ее был поставлен Киприянов. При типографии Петр велел открыть библиотеку. Из-за пожара и смерти Киприянова библиотека оказалась недостроенной. Тогда за дело взялся сын Киприянова Василий. Василий на свои средства достроил библиотеку и просил, чтобы пользование книгами было бесплатным. Когда один из петровских сановников предложил на европейский манер ввести плату, Петр ему возразил: "Приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки, либо чем-нибудь иным в самых этих компаниях". Еще одна типография была открыта в 1712 г. в Санкт-Петербурге. Во главе типографий стояли не духовные, а светские лица. Открывались и другие типографии, началась их специализация по типу издания литературы (учебники, карты, таблицы, официальные материалы, духовные книги и т.д.). Книгопечатание получило небывалый размах. Особенность книгопечатания заключалась в том, что все оно было поставлено на службу преобразованиям страны. Открывались книжные лавки. В 1714 г. открылась государственная книжная лавка в петербургском гостином дворе. Здесь продавались печатные указы, азбуки учебные, "считание удобное", т.е. таблица умножения, гравюры, календари. В Москве книги можно было купить в лавке Печатного двора, в торговых рядах. Однако книжная торговля в первые десятилетия XVIII в. была еще слабо развита.
В народной среде продолжала бытовать рукописная, старообрядческая книга, лубочная картинка. Известным политическим лубком петровского времени была знаменитая картинка "Как мы кота хоронили", созданная в среде противников преобразований.
Наука. Огромное значение для становления российской науки имело учреждение Академии наук. Мысль об организации научного центра возникла у Петра еще в 1718 г., после посещения и знакомства с деятельностью Французской академии. В январе 1724 г. проект создания Академии наук и художеств, как она первоначально называлась, был утвержден Петром I. Официальное открытие Академии состоялось в 1725 г. уже после его смерти.
Создание Академии наук было крупным событием в общественно-культурной жизни России. В стране впервые возник научный центр, имевший достаточно оснащенную базу для исследования в различных областях знаний. В Академии было три отделения: математическое, физическое и "гуманиора". Первых членов Академии было 12 человек, они должны были следить за новой литературой по специальности, делать "изобретения" и выступать с докладами и "советами". Наряду с русскими учеными в Академию были приглашены иностранцы, среди которых были и крупные ученые. Академия имела библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, обсерваторию, физическую и химическую лабораторию.
Из стен академического университета вышли многие крупные ученые, имена которых стали широко известны в русской науке и просвещении второй половины XVIII в. Академический университет закончил М.В. Ломоносов, ставший первым русским академиком.
В 1698 г. началось создание коллекции первого в России музея, названного Петром "кунсткамерой" ("кунст" по-немецки - искусство, "камер" ― комната). Основу коллекции составила анатомическая коллекция, привезенная Петром из Голландии. Петр I издал указы, которые предписывали жителям России за вознаграждение собирать и сдавать "каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи... да зеловеликие или малые перед обыкновенными, так же как и старые подписи на каменьях, железье и медни, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все что зело старо и необыкновенно". Помимо коллекции при Кунсткамере имелась богатая библиотека, насчитывающая 11 тыс. томов. В 1719 г. Кунсткамера была открыта для свободного посещения. В 1714 году Петр I на основе своих личных коллекций создал музей, назвав его "кунсткамерой"). В 1718―1734 годах по проекту архитекторов Земцова и Матарнови было построено специальное здание у Стрелки Васильевского острова.
В первые десятилетия XVIII в. значительные успехи были достигнуты в географической науке, что было связано с практическими потребностями государства в освоении новых территорий, полезных ископаемых, с градостроительством. В 1697 г. В. Атласов провел экспедицию на Камчатку и составил ее географическое и этнографическое описание. В 1711 г. была открыта северная группа Курильских островов и составлен чертеж всей Курильской гряды. В 1711 г. от чукчей стало известно о "земле за проливом" (первые сведения об Америке). В 1715 г. в Среднюю Азию была отправлена экспедиция для поисков золота. Петр I мечтал проложить торговый путь в Индию через территорию России. С этой целью была организована экспедиция в Прикаспий. Вскоре впервые была составлена карта западного побережья Каспийского моря, впервые на карты было нанесено Аральское море, о котором европейцы не знали. Были также составлены карты Азовского моря и бассейна Дона. В ходе экспедиций изучались природные ресурсы страны, собирались коллекции по этнографии, минералогии, ботанике, биологии.
Широкий размах получили геологические изыскания. Изучение полезных ископаемых привело к открытию залежей серы и нефти в Поволжье, каменного угля в Донбассе, свинцово-серебряные руды в Забайкалье, широко разведывались железные руды на Урале. За 1700-1711 гг. в России было открыто 121 рудное месторождение. Камчатские экспедиции В. Беринга (30-е гг. XVIII в.) открыли пролив, разделяющий Европу и Азию. Итогом работы русских картографов стал "Атлас Всероссийской империи", составленный в 1732 г. И.К. Кирилловым.
Одним из достижений технической мысли было создание А.К. Нартовым, выдающимся механиком своего времени, первого в мире токарно-винторезного станка. Научные и технические данные применялись при сооружении плотин и механизмов на мануфактурах, при строительстве каналов, доков, корабельных верфей. В 1702 г. было начато строительство Вышневолоцкой системы каналов, и в 1709 г. новый водный путь был открыт.
В петровское время предпринимались попытки написания отечественной истории, был создан труд по истории Северной войны. Петр I интересовался русской историей и заставлял своих сподвижников изучать ее. В 1722 г. Петр I издает указ "О древних летописях и хронографах", согласно которому епархии и монастыри должны были собрать и прислать в Москву древних книг для снятия с них копий. Основным руководством по истории России в школах оставался "Синопсис" - первое учебно-историческое произведение, изданное в Киеве в 1674 г. По переводным учебникам изучали всеобщую историю.
Общественно-политическая мысль. В первой четверти XVIII в. активно расширяются научные и культурные контакты России с Западной Европой. В России стали известны работы крупнейших естествоиспытателей и философов: Коперника, Галилея, Ньютона, Декарта, Гоббса и др. Это привело к появлению в России гуманистических и рационалистических учений. Происходят изменения и в общественном сознании.
В общественно-политической мысли XVIII в. нашли отражение ряд новых политических, социально-экономических и культурных проблем. В петровских преобразованиях государству принадлежала ведущая роль. От государства зависела судьба преобразований. В обществе росло понимание роли государства в жизни общества. Это находило выражение в разработке идеологии абсолютизма. Утверждение или неприятие абсолютной монархии было главным водоразделом в идейных столкновениях в петровскую эпоху.
Одним из наиболее видных сподвижников Петра I и крупнейших мыслителей своего времени стал вице-президент Синода Ф. Прокопович (1681―1736). Окончив Киево-Могилянскую академию, он отправился в Польшу, где принял униатство, потом в Рим, в иезуитскую школу, принимает монашество. По неизвестным причинам он бежал из Рима и вернулся в Киев в 1702 г. убежденным противником иезуитов и "папежского духа". В Киеве он принял православие под именем Феофан и стал преподавателем поэтики и риторики в академии, с 1711 г. ― ректором. В Киеве на торжественной церемонии встречи победителей Полтавской баталии перед царем он произнес яркую речь. Личность Феофана привлекла царя тем, что молодой священник был убежденным сторонником петровских преобразований. Учреждая Синод, царь сделал Ф. Прокоповича вице-президентом Синода. Ф. Прокопович был сторонником европейской науки, обычаев, законов, русскому православию он был чужд. Вся его деятельность была направлена на отделение церкви от государства, что ослабляло положение церкви в обществе. После петровских реформ Русская церковь уже никогда не займет в обществе былого положения.
Наиболее известны два политических сочинения Ф. Прокоповича "Духовный регламент" (1721) и "Правда воли монаршей" (1722). В них он обосновывает монархическую систему правления как наиболее целесообразный тип государства в России. Прокопович рассматривает такие формы правления, как "народодержавство", при котором важнейшие вопросы решаются "согласием всех жителей", и аристократия, когда "несколько избранных мужей сословием правится отечество". Прокопович отстаивал идею наследственной монархии, где престол завещается наследнику, независимо от степени родства. В "Духовном регламенте" основная идея состоит в отстаивании приоритета светской власти над духовной. Идея независимости церкви от государства - это явный католицизм. Власть монарха объявлялась "никаким законам не подлежащей", т.е. безграничной, абсолютной. Обосновывая замену патриаршества Синодом, Прокопович подробно останавливается на достоинствах коллегиального управления церковью, отвечающего принципам "соборного правления".
После обнародования в 1722 г. Указа о престолонаследии он пишет книгу "Правда воли монаршей", в которой доказывает, что право передачи престола тому или иному лицу принадлежит исключительно личной воле самодержца.
В петровское время закладывались зачатки буржуазных отношений. Идеологом нарождающейся российской буржуазии был купец И.Т. Посошков. Сын ремесленника-серебряника И.Т. Посошков к концу жизни стал купцом-виноторговцем. В 1724 г. он написал "Книгу о скудости и богатстве", которая стала выдающимся произведением русской экономической мысли. Посошков считал, что избавить страну от бедности можно реформой управления. Для этого от всех сословий следует избрать выборных для создания единого свода законов - нового уложения. Он придавал огромное значение купечеству и предлагал меры для поощрения торговли и промышленности. По его мнению, занятие торговлей должно было быть исключительно привилегией купечества; дворянам и крестьянам занятие торговлей должно быть запрещено; русское купечество нужно защищать от конкуренции иностранцев. Импорт нужно резко сократить, а экспорт - увеличить. Он требовал, чтобы государство поддерживало купечество ссудами и передачей в собственность казенных заводов. Он выступал также за создание единой купеческой организации. Он осуждал сословное деление, считая полезным допускать на государственную службу выходцев из различных слоев общества, а не только дворян. Он осуждал чрезмерное отягощение крестьян работами, предлагал ограничить законом размер повинностей и отменить подушную подать. Он считал целесообразным распространение грамотности среди крестьян. Идеальным государственным устройством он считал абсолютную монархию, которую он противопоставлял тем странам, где короли "не могут по своей воле что сотворити, но самовластные у них подданные их". Проекты И.Т. Посошкова показались подозрительными, в 1726 г. он был схвачен Тайной канцелярией и умер в Петропавловской крепости.
Литература. Изменения в общественной жизни отражались и в литературе. В литературе продолжали бытовать старые формы, но содержание литературных произведений менялось, появлялся новый герой.
Начало XVIII в. было началом расцвета повести ("гистории"). Появляется принципиально новый герой, он образован, смел, удачлив, любит путешествия. Большую популярность приобрела "Гистория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской". Сын дворянина Василий Кариотский отправляется на морскую службу. Он едет в Голландию, где добивается успеха на службе у купца. Попав в плен к разбойникам, он вскоре становится их атаманом, обнаружив удаль и острый ум. Галантным обхождением он покоряет высокородную пленницу - флорентийскую королевну. Освободив ее, он женится на ней и живет "в великой славе". Эта история должна была убедить читателя, что уважение, почет и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а не знатности рода.
Театр. Петр I в детском возрасте видел первые театральные спектакли при двре своего отца царя Алексея Михайловича. В 1702 - 1703 годах по указу Петра I открывается публичный театр в Москве "Комидийная храмина" ― большое здание, собиравшее до 500 человек; оно находилось подле Никольской башни Московского Кремля. Постановщиками и актерами в нем были в основном иностранцы, но вместе с ними выступали уже и русские актеры. Театр должен был способствовать просвещению народа, поэтому он превращался в общедоступное зрелище. В 1702 г. в Россию был приглашен странствующий немецкий театр под руководством актера и драматурга И. Куншта. Театр был открыт в 1702 г. В театре ставились пьесы светского содержания, в основном трагедии античного периода, пьесы Ж.-Б. Мольера. Свой театр содержала, подобно своему отцу, сестра Петра I, царевна Наталия Алексеевна. Театр заводила и придворная знать для узкого круга зрителей. Но театр еще был достаточно редким явлением культурной жизни.
Музыка. В начале XVIII в. произошли сдвиги и в музыкальном искусстве. Это было начало появления в России светской музыки.
Многоголосное пение находилось в расцвете. Происходят важные государственные события, и нужны были музыкальные отклики, прославляющие и власть царя, и одерживаемые им военные победы. На период петровских преобразований приходится расцвет творчества В. Титова. Композитор откликается "на злобу дня". Так, в честь победы русских войск в Полтавском сражении он пишет двенадцатиголосный концерт "Рцы нам ныне", за которым позже закрепилось название "Полтавскому торжеству". В концерте говорилось о победе русских войск и пленении шведской армии. В. Титов стал первым русским музыкантом при дворе Петра I. Затем в Петербург был переведен хор государевых певчих дьяков, созданный два столетия назад. В Петербурге он был преобразован в Придворную капеллу. Солисты хора повсюду сопровождали царя и прославляли его деятельность.
Самым распространенным музыкальным жанром петровского времени стал кант - трехголосная песня без музыкального сопровождения. Канты были разнообразны по содержанию, но в петровское время бурно развиваются канты ― виваты, или панегирические канты. В этих песнях говорилось о победе под Полтавой, Нарвой или Ригой, об измене подлого гетмана Мазепы, о бегстве шведского короля в Турцию, о смелом военачальнике Меншикове и т.д. В кантах религиозная символика очень часто переплеталась с античной мифологией (Петр часто сравнивался с Марсом). Канты изобиловали стандартными "официозами": "Орле российский, торжествуй вместе с нами!", "Виват, Россия, именем преславна!".
Появляются канты лирического содержания, в основе которых была русская интимная поэзия того времени.
В петровскую эпоху в культурный обиход широко вошла инструментальная западноевропейская музыка. Время изобиловало маскарадами, балами, фейерверками, а им нужна была музыка. Уже в первые годы своего правления Петр велел содержать в каждом военном полку духовые оркестры. Так, в Преображенском полку насчитывалось до 40 барабанщиков и 32 флейтиста. Почти столько же музыкантов было и в Семеновском полку. Помимо военных коллективов славились и музыкальные коллективы, принадлежавшие знатным вельможам. Особой известностью пользовались домашние оркестры графа А.Д. Меншикова, адмирала Ф.М. Апраксина, графа Г.А. Строганова. В салонах исполняли музыку известных в Европе авторов ― Телемана, Корелли, Тартини. Национальной инструментальной музыки в России в те времена не было, как не было и оперы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть