Европейская безопасность в контексте отношений Украины и НАТО. Часть II

17 июня 2016  00:05 Отправить по email
Печать

Второй этап.

В 1997 г. начинается новый этап в формировании по­литико-правовой базы отношений Украины и НАТО. 9 июля 1997 г. в Мадриде президент Л.Д. Кучма и главы государств и правительств НАТО подписали Хартию об Особом партнерстве между НАТО и Украиной. Согласно этому документу, Украина и НАТО основывали свои отно­шения на принципах и обязательствах в рамках международ­ного права и международных механизмов. Таких как: Устав ООН, Хельсинкский Заключительный акт СБСЕ и другие документы ОБСЕ.

Хартия стала основой для развития отношений Украины и НАТО. Она позволила государствам-членам блока подтвердить свою поддержку суверенитета, незави­симости, территориальной целостности, демократического развития, экономического процветания и безъядерного статуса Украины, а также принципа неприкосновенно­сти границ. В Хартии также содержалось положение о под­держке процесса интеграции Украины в евро­пейские и евроатлантические структуры. НАТО поддержала гарантии безопасности, которые получи­ла Украина от всех пяти ядерных государств-участников ДНЯО как безъядерное государство-участник настоящего Договора. Были определены формы сотруд­ничества, сферы и механизмы проведения консультаций по предотвращению конфликтов, управлению кризиса­ми, поддержанию мира, урегулированию конфликтов и прове­дению гуманитарных операций. Хартия была подписана с це­лью развития отношений «особого и эффективного» парт­нерства, которое должно «способствовать большей стабиль­ности и продвижению общих демократических ценностей в Центрально-Восточной Европе»1.

Отметим, что в Хартии определялись ключевые механизмы сотрудничества Украи­ны с НАТО, в частности, создавалась Комиссия Украина-НАТО (КУН), ставшая главным органом принятия решений, ответственным за развитие отношений НАТО и Украины2.

Дея­тельность КУН проходила в рамках совместных заседаний. КУН обеспечивала проведение консультаций по общим вопросам безопасности и была призвана контролировать соответст­вующее исполнение положений Хартии, давать оценку общему развитию отношений между Украиной с НАТО, осуществлять анализ пла­нов на будущее и предложений путей улучше­ния и дальнейшего развития сотрудничества. Комиссия так­же отвечала за пересмотр совместной деятельности, прово­димой в таких рамках, как «Партнерство во имя мира», а также общие мероприятия между военными, которые должны осуще­ствляться в контексте ежегодных рабочих планов, разраба­тываемых совместно с Украиной под эгидой Военного коми­тета. Для выполнения работы в специфических сферах были соз­даны совместные рабочие группы. В частности, это оборон­ная реформа, вооружения, экономическая безопасность, на­учное и экологическое сотрудничество, которые определены в Хартии как сферы политических консультаций и практиче­ского сотрудничества. К другим сферам отнесены оператив­ные вопросы, урегулирование кризисных ситуаций и под­держание мира, сотрудничество между военными и граждан­ское планирование на случай чрезвычайных ситуаций. Пре­дусматривался и кризисный консультативный механизм для про­ведения консультаций в случае, когда Украина будет видеть угрозу своей безопасности.

Этот консультативный механизм КУН являлся важным достижением Хартии и всего сотруд­ничества Украины с НАТО. Он предоставил Украине возможность проводить консультации с Альянсом во время обостре­ния внешней угрозы, а также в любой момент, когда Киев почув­ствует такую опасность. КУН пре­дусматривал взаимный контроль за выполнением положе­ний документа. Подчеркнем, что Украина явилась первым государством в Центральной и Восточной Европе, которое приобрело такой механизм для консультаций и сотруд­ничества с блоком.

Обратим внимание на следующий пассаж в контексте подписания Украиной с НАТО Хартии об особом партнерст­ве. Примечательным является то, что подписана она была вскоре после заключения Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной. «Большой договор» был подписан 31 мая 1997 г. Прези­дентами Б. Ельциным и Л. Кучмой. С тех пор отношения двух стран строились на его основе. Это яркий приме­р внешнеполитического лавирования Президента Л.Д. Кучмы, который славился умением обеспечивать баланс интересов Украины, сближаясь то с одним, то с другим партнером.

4 ноября 1998 г. Президент Украины Л.Д. Кучма сво­им Указом утвердил «Государственную программу сотруд­ничества Украины с НАТО на период до 2001 г.», которая была разработана с целью активизации и углубления отрас­левого сотрудничества министерств и ведомств Украины с соответствующими структурами Альянса. В ней ставилась цель выполнить к концу 2000 г. основные задачи, определенные Хартией. Программа включала в себя 16 разделов, и выполнять ее должны были 24 министерства и ве­домства Украины. Подобного рода программы сотрудничества с НАТО имеют лишь страны, приглашен­ные непосредственно к членству в блоке. В случае с Украиной это свиде­тельствовало об особом характере отношений между ней и НАТО.

В первом же пункте программы говорилось, что «стратегической целью Украины является полномасштабная интеграция в европейские и евроатлантические структуры и полноправное участие в системе общеевропейской безопас­ности. Реализуя эту цель, наше государство направляет свою деятельность на развитие конструктивного сотрудничества с существующими на европейском континенте структурами безопасности - Организацией Североатлантического договора (НАТО), Европейским Союзом (ЕС), Западноевропейским Союзом (ЗЕС), Советом Евро-Атлантического Партнерства (СЕАП), Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Советом Европы (СЕ), которые формируют новую архитектуру европейской безопасности в XXI в. Украина расценивает НАТО как весомую часть системы коллективной безопас­ности в Европе. Это определяется тем весомым вкладом данной структуры в обеспечение мира, стабильности, безопасности и доверия в Евроатлантике, в создание новой архитектуры безопасности в Европе, в углубление процессов разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения ОМУ и т.п.»3.

В 1999 г. на юбилейном саммите НАТО в Вашингтоне была принята новая Стратегическая концепция НАТО. В ст. 37 указывалось, что Украине принадлежит особое место в системе безопасности в Евроатлантике. НАТО придерживается твердой линии на укрепление отношений с Украиной, включая возможность проведения консультаций по во­просам, которые представляют озабоченность для обеих сторон. НАТО поддерживает ук­раинский суверенитет, независимость, территориальную целостность, демократическое развитие и статус государст­ва, которое обладает ядерным оружием. Все это является ключевыми факторами для обеспечения стабильности и безопасности как в Цен­тральной и Восточной Европе, так и в Европе в целом4.

2 декабря 1999 г. в Брюсселе был подписан «Дополни­тельный протокол к Соглашению между государствами-членами НАТО и другими государствами, принимающими участие в Программе «Партнерство ради мира», относительно статуса их вооруженных сил»5. Он регули­ровал вопросы проведения совместных воен­ных учений на Украине, а также участие представителей Украины в учениях на территориях госу­дарств-участников Соглашения, которым рег­ламентировались процедуры пересечения границы военнослу­жащими и перевозки оружия и военной техники, необходи­мых для участия в мероприятиях, и связанные с этим вопросы тамо­жни и налогов.

27 января 2001 г. Указом Президента Л.Д. Кучмы была утверждена «Государственная программа сотрудничества Украины с НАТО на 2001-2004 гг.». Она яв­лялась логическим продолжением первой Государственной программы, рассчитанной до 2001 г., имела с ней много общего и была более объемной и содержательной. Про­грамма имела приложение - перечень центральных органов исполнительной власти и учреждений Украины, которые не­сут ответственность за углубление сотрудничества с НАТО. Программа была призвана стать инструментом, обеспечивающим полное и качест­венное выполнение соответствующими министерствами Ук­раины, принятых государством на себя обязательств.

В ней отмечалось, что «развивая сотрудниче­ство с НАТО, Украина имеет целью обеспечить свою незави­симость, демократическое развитие и территориальную це­лостность, укрепить национальную безопасность, предотвра­тить возникновение новых угроз стабильности и безопасно­сти на европейском континенте и использовать опыт и по­мощь государств-членов в реформировании оборонной и других связанных с ней сфер»6.

Также в Программе, наряду с традиционными сферами сотрудничества Украины и НАТО (политической и военной), усиливались акценты на невоенных формах сотруд­ничества (военно-техническом, планировании при чрезвы­чайных ситуациях, науке и технологиях, военной экономике и конверсии оборонной промышленности, стандартизации и совместимости систем вооружений, использовании воздушного пространства и т.п.)7.

Таким образом, второй этап в развитии отношений Украины и НАТО стал наиболее важным с точки зрения за­ключения комплекса стратегических соглашений. Именно в рамках этого этапа были предприняты шаги, определявшие вступление Украины в НАТО как важнейшую внеш­неполитическую задачу. Руководство Украины в лице Президента Л. Кучмы пыталось уравновесить про­цесс движения в сторону НАТО шагами, на­правленными на развитие отношений с Россией. Это дает основание говорить о понимании Л. Кучмой того факта, что любые внешнеполитические перекосы могут негативным об­разом отразиться на интересах страны.

Третий этап

События 11 сентября 2001 г. в США стали отправной точкой нового этапа в развитии отношений Украины и НАТО. В мае 2002 г. накануне пятилетия принятия Хартии об Особом партнерстве Президент Украины Л. Кучма заявил, что Украина намерена претендовать на членство в НАТО. В ответ на это заявление во время заседания Украина-НАТО на уровне министров иностранных дел, которое проходило в Рейкьявике, было зафиксировано, что стороны будут искать возможности поднять их отношения на качественно новый уровень. Так была заложена основа для дальнейшего приня­тия Плана действий Украина-НАТО.

23 мая 2002 г. Совет Национальной безопасности и обороны Украины утвердил Стратегию отношений Украины с НАТО, которая определила конечной целью евроинтеграционной политики Украины вступление в эту организацию как основы общеевропейской системы безопасности. В Ре­шении СНБОУ отмечалось, что «Украина рассматривает НАТО как основу будущей общеевропейской системы безо­пасности и поддерживает процесс ее расширения», а также, что Украина «исходит из того, что конечной целью ее евроинтеграционной политики является вступление в эту органи­зацию как основы общеевропейской структуры безопасности»8.

Таким образом, в Стратегии в качестве конечной це­ли Украины было зафиксировано ее полноправное членство в Альянсе. А в июле 2002 г. был подписан «Меморандум о взаимо­понимании между Кабинетом Министров Украины и штабом Верховного главнокомандующего объединенных вооружен­ных сил НАТО на Атлантике и штабом Верховного главно­командующего объединенных вооруженных сил НАТО в Европе относительно обеспечения поддержки операций НАТО со стороны Украины»9. Основной его целью являлось регулирова­ние вопросов предоставления страной-хозяином оперативной и материально-технической поддержки силам НАТО во вре­мя проведения операций и учений. Меморандум имел рамоч­ный характер и должен был способствовать дальнейшему развитию и углублению механизмов в первую очередь прак­тического сотрудничества между Украиной и НАТО, дости­жению оперативной совместимости с государствами-членами и партнерами НАТО. Украина обязалась обеспечи­вать выполнение положений Меморандума тем способом, который не нарушал бы ее международно-правовых обяза­тельств, в том числе относительно третьих государств. По­ложения Меморандума должны применяться после того, как решение о допуске на территорию Украины подразделений вооруженных сил соответствующих иностранных государств будет принято в порядке, установленном законодательством Украины»10.

Следует отметить, что этот документ предоставлял контингентам НАТО «быстрый доступ» на террито­рию Украины как в период военных учений, так и в случае осуществления военных операций. Он преду­сматривал оказание украинской стороной подраз­делениям НАТО технического, инфор­мационного, медицинского и др. содействия при проведении ими военных учений или спецопера­ций. Меморандум также касался перемещения судов иностранных государств по украинским территориальным водам.

20 ноября 2002 г. состоялись Парламентские слуша­ния относительно взаимоотношений и сотрудничества Ук­раины с НАТО. Их участники отмечали, что евроатлантиче­ская интеграция Украины является существенным фактором укрепления ее национальной безопасности, призванным со­действовать развитию демократических институтов, граж­данского общества, защиты прав и свобод человека, который, таким образом, отвечает жизненно важным интересам украинского народа11.

В рекомендациях парламентских слушаний было ука­зано на необходимость поддержать курс Украины на евроат­лантическую интеграцию и обретение полноправного членства в Североатлантическом альянсе, и законодатель­но закрепить соответствующее положение. Президенту Ук­раины было рекомендовано усилить контроль за своевремен­ным и полным выполнением актов законодательства Украи­ны по вопросам взаимоотношений и сотрудничества с НАТО, положений Государственной программы сотрудниче­ства Украины с НАТО на 2001-2004 гг., совместных доку­ментов сотрудничества Украина-НАТО12.

20 ноября 2002 г. во время заседания КУН на уровне министров иностранных дел в рамках Пражского саммита НАТО был одобрен План действий Украина-НАТО и годо­вой Целевой план на 2003 г. План действий основывался на Хартии об особом партнерстве 1997 г., которая оставалась основой отношений между НАТО и Украиной13.

Целью Плана являлось определение целей Украины по ее интеграции в струк­туры безопасности НАТО. В Плане имелись политический и экономический раздел, который определяли задачи в области внутренней и внешней политики, безопасности, вопросы реформирования украинской эко­номики. Документ ставил задачи по реформе воинских структур, направлениям взаимодействия Украины и НАТО, а также аспекты, связанные с финансированием совме­стных мероприятий. Государства-члены НАТО призывали Украину принять более актив­ные меры по укреплению демо­кратии, обеспечению верховенства закона, переходу к рынку. Следует отметить, что помощь Украине в проведении столь масштабных преобразова­ний в области обороны и безопасности становилось одним из основных направлений сотрудничества Украины и НАТО14.

Принятие Плана действий в то время, когда Альянс выражал глубокую обеспокоенность по поводу сообщения о передаче Украиной Ираку вооружений для противовоздуш­ной обороны, продемонстрировало силу стремления НАТО развивать прочные отношения между ним и Украиной и по­ощрять Украину к продолжению работы в направлении бо­лее тесной евроатлантической интеграции. Государства НАТО призвали Украину к более активному внедрению ре­форм для укрепления демократии, верховенства закона, прав человека и рыночной экономики. Было отмечено, что помощь Украине в трансформации ее структур обо­роны и безопасности является главным приоритетом в со­трудничестве между НАТО и Украиной.

Таким образом, План был направлен на углубление и расширение отношений между Альянсом и Украиной и уста­навливал согласованные принципы и задачи по политиче­ским и экономическим вопросам; безопасности, обороны и военных дел; защиты информации; правовым вопросам. В документе также содержался перечень изменений в законо­дательстве, которые должна принять Украина.

7 июня 2004 г. в Варшаве был подписан «Меморандум о взаимопонимании между Кабинетом Министров Украины и Верховным главнокомандованием Объединенных Воору­женных Сил НАТО в Европе относительно использования стратегической транспортной авиации Украины в операциях и учениях НАТО»15. Его целью являлось установление процедуры исполь­зования стратегической транспортной авиации Украины на поддержку операций и учений НАТО согласно взаимным до­говоренностям участников. Положения Меморандума не требовали внесения изменений в действующее законодатель­ство Украины, а также возможного принятия новых законо­дательных актов в общественно-политической, правовой, информационной, экономической, оборонной, оборонно-­промышленной сферах, а также в области безопасности.

13 июня 2004 г. в Киеве опубликована новая Военная доктрина украинского государства. Это событие стало оче­редным в ряду шагов руководства Украины по изменению нормативно-правовой базы в области военной политики. Главной целью этого было стремление приблизиться к стандартам НАТО. Военная доктрина носила оборонный ха­рактер. «В документе были изложены взгляды ру­ководства страны на предотвращение войны и военную безопасность Украины. Важнейшую роль в противодействии военным угрозам Военная доктрина была отведена углублению от­ношений с НАТО и ЕС. Среди основных составляющих обеспечения военной безопасности отмечались развитие воен­но-политического партнерства и сотрудничества с НАТО и ЕС и участие в миротворческой деятельности. Особое вни­мание было уделено укреплению внешних гарантий националь­ной безопасности. Для этого предполагалось существенное углубление отношений с НАТО и ЕС и полноправное член­ство в этих организациях. В разделе, посвященном военно­-стратегической составляющей Военной доктрины, особое значение придавалось ускоренному реформированию ВС Украины, нацеленному на приближение и переход на стандарты НАТО. После реформы украинская армия по характеру, составу, системе управления, обучению и подготовке должна была максимально напоминать армии натов­ских государств»16.

Таким образом, Военная доктрина создала необходимые политико-правовые основы для интенсификации сотрудничества Вооруженных сил Украины с армией НАТО.

Наконец, в 2004 г. впервые был разработан «Страте­гический оборонный бюллетень Украины на период до 2015 г.». Он определил основные по­ложения политики страны в оборонной сфере на долго­срочную перспективу и стал основой для среднесрочного оборонного планирования. Это был первый опыт системного, открытого, прозрачного оборонного планирования в госу­дарстве за евроатлантическими стандартами. Оборонный об­зор получил положительный отклик в государствах - членах НАТО, поскольку обосновывал евроатлантический курс Ук­раины и определял в качестве приоритетов ее внешней поли­тики интеграцию в евроатлантические и европейские струк­туры безопасности и сотрудничества. Речь шла об обеспече­нии широкомасштабного участия Украины в общеевропей­ской системе безопасности, обретении в будущем членства страны в НАТО и ЕС.

В «Белой книге Украины 2004 г.» было отмечено, что усилия по достижению совместимости ВСУ с НАТО должны быть сосредоточены на следующих направлениях: командо­вание и управление; гармонизация системы материально­-технического обеспечения в соответствии со стандартами НАТО; модернизация вооружений; языковая подготовка; по­степенный переход органов военного управления, подразде­лений и воинских частей на организационно-штатную струк­туру, которая используется в вооруженных силах стран НАТО. В рамках этого должна быть введена терминология НАТО и принятые в НАТО стандарты в сфере взаимодейст­вия систем связи, информационных систем, военной техники и оборудования, а также систем материально-технического обеспечения. В связи с чем приоритетными задачами были названы ратификация и выполнение Украиной межгосудар­ственных соглашений, касающихся военной стандартизации НАТО, в частности, документов серий STANAG (Standardization Agreement) и АР (Allied Publication). Важным в достиже­нии совместимости частей и подразделений ВСУ с воински­ми формированиями стран НАТО было названо продолжение активного участия в Процессе планирования и оценки сил программы «Партнерство ради мира». Главной задачей до 2009 г. было определено достижение полной совместимости Объединенных Сил быстрого реагирования ВСУ17.

Осенью 2004 г. государства НАТО наблюдали за по­литическими событиями, которые сопровождали президент­ские выборы в Украине, где законность результатов второго тура была подвергнута сомнению со стороны оппозиции и международных наблюдателей, что привело к «оранжевой революции» и решению суда о перевыборах второго тура. В этих обстоятельствах было принято решение отложить на более позднюю дату заседания КУН на уровне министров, которое было запланировано на декабрь 2004 г. Объявляя об этом решении, Генеральный секретарь Альянса отметил, что уважение свободных и честных выборов является одним из базовых принципов, лежащих в основе особого партнерства.

Перевыборы второго тура выиграл В.А. Ющенко. Таким образом, события «оранжевой революции» явились новым этапом в процессе развития современной политико-правовой базы отношений Украины и НАТО.

Подводя итоги предыдущего этапа, отметим, что в его ходе была продолжена интенсификация отношений Украины и НАТО. Были приняты решения, призванные гармонизиро­вать отношения Украины и НАТО в военной сфере, адапти­ровать Вооруженные Силы Украины и приблизить к стан­дартам Североатлантического альянса.

1 Хартія про особливе партнерство між Україною та Організацією Північно-Атлантичного Договору. URL: http://www.mns.gov.ua/content/chartia.html

2 Там же.

3 Державна програма співробітництва України з Організацією Північно­Атлантичного Договору (НАТО) на період до 2001 року. Затверджено Указом Президента України від 4 листопада 1998 р. № 1209/98 // Зовнішня політика України: Хрестоматія. Частина перша. С. 290-314.

4 Стратегічна концепція НАТО, (квітень 1999 р.). URL:http://www.nato.int/cps/uk/natolive/topics_56626.htm

5 Угода між Державами-учасницями Північноатлантичного Договору та іншими державами, які беруть участь у програмі "Партнерство заради миру", щодо статусу їхніх збройних сил//Зовнішня політика України: Хрестоматія. Частина перша. Правові засади зовнішньої політики. Україна в багато сторонньому співробітництві. Посібник для студентів вищих навчальних закладів / За редакцією проф., д-ра іст.наук П.В. Доброва. Укладачі І.М. Грідіна, П.В. Добров, Ю.Т. Теміров, І.Я. Тодоров. Донецьк, 2002. С. 314-316

6 Державна програма співробітництва України з Організацією Північноатлантичного Договору (НАТО) на 2001-2004 роки. Затверджена Указом Президента України від 28 січня 2001 року № 58 2001. URL: www.president.gov.ua/. - Офіційне Інтернет-представництво Президента України.

7 Там же.

8 Рішення Ради національної безпеки і оборони України від 23 травня 2002 р. «Про Стратегію України щодо Організації Північноатлантичного договору (НАТО)», введене в дію відповідним Указом Президента України від 8 липня 2002 р. // Офіційний веб-портал Державної архівної служби України. URL: http://www.archives.gov.ua/International/Strategia.pdf

9 Меморандум про взаєморозуміння між Кабінетом Міністрів України і штабом Верховного головнокомандувача об`єднаних збройних сил НАТО на Атлантиці та штабом Верховного головнокомандувача об`єднаних збройних сил НАТО в Європі щодо забезпечення підтримки операцій НАТО з боку України // Інформаційне агентство «ЛІГА: ЗАКОН». URL: http://search.ligazakon.Ua/l_doc2.nsf/link1/ed_2002_07_09/MU02220.html#

10 Там же.

11 Постанова Верховної Ради України від 21 листопада 2002 р. № 233-IV «Про рекомендації парламентських слухань про взаємовідносини та співробітництво України з НАТО». URL: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=233-15

12 Новини Інформаційного управління Верховної Ради України 13 люто­го 2003 р. URL: www.rada.gov.ua/ - Офіційний сайт Верховної Ради України.

13 План дій Україна-НАТО. URL: http://www.kmv.gov.ua/divinfo.asp?Id=197681

14 План дій Україна-НАТО. URL: http://www.kmv.gov.ua/divinfo.asp?Id=197681

15 Меморандум про взаєморозуміння між Кабінетом Міністрів України і Верховним головнокомандуванням Об`єднаних Збройних Сил НАТО в Європі щодо використання стратегічної транспортної авіації України в операціях та навчаннях НАТО // Відомості Верховної Ради України (ВВР). 2006. № 48. Ст. 477.

16 Аладьина Н.В. Приоритеты внешней политики Украины 1991-2008 гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2008. С. 62.

17 «Стратегічний оборонний бюлетень України на період до 2015 р. (Біла книга України)». URL: http://www.uceps.org/ukr/files/category_journal/NSD56_ukr.pdf

Продолжение следует...

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть