Второй этап.
В 1997 г. начинается новый этап в формировании политико-правовой базы отношений Украины и НАТО. 9 июля 1997 г. в Мадриде президент Л.Д. Кучма и главы государств и правительств НАТО подписали Хартию об Особом партнерстве между НАТО и Украиной. Согласно этому документу, Украина и НАТО основывали свои отношения на принципах и обязательствах в рамках международного права и международных механизмов. Таких как: Устав ООН, Хельсинкский Заключительный акт СБСЕ и другие документы ОБСЕ.
Хартия стала основой для развития отношений Украины и НАТО. Она позволила государствам-членам блока подтвердить свою поддержку суверенитета, независимости, территориальной целостности, демократического развития, экономического процветания и безъядерного статуса Украины, а также принципа неприкосновенности границ. В Хартии также содержалось положение о поддержке процесса интеграции Украины в европейские и евроатлантические структуры. НАТО поддержала гарантии безопасности, которые получила Украина от всех пяти ядерных государств-участников ДНЯО как безъядерное государство-участник настоящего Договора. Были определены формы сотрудничества, сферы и механизмы проведения консультаций по предотвращению конфликтов, управлению кризисами, поддержанию мира, урегулированию конфликтов и проведению гуманитарных операций. Хартия была подписана с целью развития отношений «особого и эффективного» партнерства, которое должно «способствовать большей стабильности и продвижению общих демократических ценностей в Центрально-Восточной Европе»1.
Отметим, что в Хартии определялись ключевые механизмы сотрудничества Украины с НАТО, в частности, создавалась Комиссия Украина-НАТО (КУН), ставшая главным органом принятия решений, ответственным за развитие отношений НАТО и Украины2.
Деятельность КУН проходила в рамках совместных заседаний. КУН обеспечивала проведение консультаций по общим вопросам безопасности и была призвана контролировать соответствующее исполнение положений Хартии, давать оценку общему развитию отношений между Украиной с НАТО, осуществлять анализ планов на будущее и предложений путей улучшения и дальнейшего развития сотрудничества. Комиссия также отвечала за пересмотр совместной деятельности, проводимой в таких рамках, как «Партнерство во имя мира», а также общие мероприятия между военными, которые должны осуществляться в контексте ежегодных рабочих планов, разрабатываемых совместно с Украиной под эгидой Военного комитета. Для выполнения работы в специфических сферах были созданы совместные рабочие группы. В частности, это оборонная реформа, вооружения, экономическая безопасность, научное и экологическое сотрудничество, которые определены в Хартии как сферы политических консультаций и практического сотрудничества. К другим сферам отнесены оперативные вопросы, урегулирование кризисных ситуаций и поддержание мира, сотрудничество между военными и гражданское планирование на случай чрезвычайных ситуаций. Предусматривался и кризисный консультативный механизм для проведения консультаций в случае, когда Украина будет видеть угрозу своей безопасности.
Этот консультативный механизм КУН являлся важным достижением Хартии и всего сотрудничества Украины с НАТО. Он предоставил Украине возможность проводить консультации с Альянсом во время обострения внешней угрозы, а также в любой момент, когда Киев почувствует такую опасность. КУН предусматривал взаимный контроль за выполнением положений документа. Подчеркнем, что Украина явилась первым государством в Центральной и Восточной Европе, которое приобрело такой механизм для консультаций и сотрудничества с блоком.
Обратим внимание на следующий пассаж в контексте подписания Украиной с НАТО Хартии об особом партнерстве. Примечательным является то, что подписана она была вскоре после заключения Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной. «Большой договор» был подписан 31 мая 1997 г. Президентами Б. Ельциным и Л. Кучмой. С тех пор отношения двух стран строились на его основе. Это яркий пример внешнеполитического лавирования Президента Л.Д. Кучмы, который славился умением обеспечивать баланс интересов Украины, сближаясь то с одним, то с другим партнером.
4 ноября 1998 г. Президент Украины Л.Д. Кучма своим Указом утвердил «Государственную программу сотрудничества Украины с НАТО на период до 2001 г.», которая была разработана с целью активизации и углубления отраслевого сотрудничества министерств и ведомств Украины с соответствующими структурами Альянса. В ней ставилась цель выполнить к концу 2000 г. основные задачи, определенные Хартией. Программа включала в себя 16 разделов, и выполнять ее должны были 24 министерства и ведомства Украины. Подобного рода программы сотрудничества с НАТО имеют лишь страны, приглашенные непосредственно к членству в блоке. В случае с Украиной это свидетельствовало об особом характере отношений между ней и НАТО.
В первом же пункте программы говорилось, что «стратегической целью Украины является полномасштабная интеграция в европейские и евроатлантические структуры и полноправное участие в системе общеевропейской безопасности. Реализуя эту цель, наше государство направляет свою деятельность на развитие конструктивного сотрудничества с существующими на европейском континенте структурами безопасности - Организацией Североатлантического договора (НАТО), Европейским Союзом (ЕС), Западноевропейским Союзом (ЗЕС), Советом Евро-Атлантического Партнерства (СЕАП), Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Советом Европы (СЕ), которые формируют новую архитектуру европейской безопасности в XXI в. Украина расценивает НАТО как весомую часть системы коллективной безопасности в Европе. Это определяется тем весомым вкладом данной структуры в обеспечение мира, стабильности, безопасности и доверия в Евроатлантике, в создание новой архитектуры безопасности в Европе, в углубление процессов разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения ОМУ и т.п.»3.
В 1999 г. на юбилейном саммите НАТО в Вашингтоне была принята новая Стратегическая концепция НАТО. В ст. 37 указывалось, что Украине принадлежит особое место в системе безопасности в Евроатлантике. НАТО придерживается твердой линии на укрепление отношений с Украиной, включая возможность проведения консультаций по вопросам, которые представляют озабоченность для обеих сторон. НАТО поддерживает украинский суверенитет, независимость, территориальную целостность, демократическое развитие и статус государства, которое обладает ядерным оружием. Все это является ключевыми факторами для обеспечения стабильности и безопасности как в Центральной и Восточной Европе, так и в Европе в целом4.
2 декабря 1999 г. в Брюсселе был подписан «Дополнительный протокол к Соглашению между государствами-членами НАТО и другими государствами, принимающими участие в Программе «Партнерство ради мира», относительно статуса их вооруженных сил»5. Он регулировал вопросы проведения совместных военных учений на Украине, а также участие представителей Украины в учениях на территориях государств-участников Соглашения, которым регламентировались процедуры пересечения границы военнослужащими и перевозки оружия и военной техники, необходимых для участия в мероприятиях, и связанные с этим вопросы таможни и налогов.
27 января 2001 г. Указом Президента Л.Д. Кучмы была утверждена «Государственная программа сотрудничества Украины с НАТО на 2001-2004 гг.». Она являлась логическим продолжением первой Государственной программы, рассчитанной до 2001 г., имела с ней много общего и была более объемной и содержательной. Программа имела приложение - перечень центральных органов исполнительной власти и учреждений Украины, которые несут ответственность за углубление сотрудничества с НАТО. Программа была призвана стать инструментом, обеспечивающим полное и качественное выполнение соответствующими министерствами Украины, принятых государством на себя обязательств.
В ней отмечалось, что «развивая сотрудничество с НАТО, Украина имеет целью обеспечить свою независимость, демократическое развитие и территориальную целостность, укрепить национальную безопасность, предотвратить возникновение новых угроз стабильности и безопасности на европейском континенте и использовать опыт и помощь государств-членов в реформировании оборонной и других связанных с ней сфер»6.
Также в Программе, наряду с традиционными сферами сотрудничества Украины и НАТО (политической и военной), усиливались акценты на невоенных формах сотрудничества (военно-техническом, планировании при чрезвычайных ситуациях, науке и технологиях, военной экономике и конверсии оборонной промышленности, стандартизации и совместимости систем вооружений, использовании воздушного пространства и т.п.)7.
Таким образом, второй этап в развитии отношений Украины и НАТО стал наиболее важным с точки зрения заключения комплекса стратегических соглашений. Именно в рамках этого этапа были предприняты шаги, определявшие вступление Украины в НАТО как важнейшую внешнеполитическую задачу. Руководство Украины в лице Президента Л. Кучмы пыталось уравновесить процесс движения в сторону НАТО шагами, направленными на развитие отношений с Россией. Это дает основание говорить о понимании Л. Кучмой того факта, что любые внешнеполитические перекосы могут негативным образом отразиться на интересах страны.
Третий этап
События 11 сентября 2001 г. в США стали отправной точкой нового этапа в развитии отношений Украины и НАТО. В мае 2002 г. накануне пятилетия принятия Хартии об Особом партнерстве Президент Украины Л. Кучма заявил, что Украина намерена претендовать на членство в НАТО. В ответ на это заявление во время заседания Украина-НАТО на уровне министров иностранных дел, которое проходило в Рейкьявике, было зафиксировано, что стороны будут искать возможности поднять их отношения на качественно новый уровень. Так была заложена основа для дальнейшего принятия Плана действий Украина-НАТО.
23 мая 2002 г. Совет Национальной безопасности и обороны Украины утвердил Стратегию отношений Украины с НАТО, которая определила конечной целью евроинтеграционной политики Украины вступление в эту организацию как основы общеевропейской системы безопасности. В Решении СНБОУ отмечалось, что «Украина рассматривает НАТО как основу будущей общеевропейской системы безопасности и поддерживает процесс ее расширения», а также, что Украина «исходит из того, что конечной целью ее евроинтеграционной политики является вступление в эту организацию как основы общеевропейской структуры безопасности»8.
Таким образом, в Стратегии в качестве конечной цели Украины было зафиксировано ее полноправное членство в Альянсе. А в июле 2002 г. был подписан «Меморандум о взаимопонимании между Кабинетом Министров Украины и штабом Верховного главнокомандующего объединенных вооруженных сил НАТО на Атлантике и штабом Верховного главнокомандующего объединенных вооруженных сил НАТО в Европе относительно обеспечения поддержки операций НАТО со стороны Украины»9. Основной его целью являлось регулирование вопросов предоставления страной-хозяином оперативной и материально-технической поддержки силам НАТО во время проведения операций и учений. Меморандум имел рамочный характер и должен был способствовать дальнейшему развитию и углублению механизмов в первую очередь практического сотрудничества между Украиной и НАТО, достижению оперативной совместимости с государствами-членами и партнерами НАТО. Украина обязалась обеспечивать выполнение положений Меморандума тем способом, который не нарушал бы ее международно-правовых обязательств, в том числе относительно третьих государств. Положения Меморандума должны применяться после того, как решение о допуске на территорию Украины подразделений вооруженных сил соответствующих иностранных государств будет принято в порядке, установленном законодательством Украины»10.
Следует отметить, что этот документ предоставлял контингентам НАТО «быстрый доступ» на территорию Украины как в период военных учений, так и в случае осуществления военных операций. Он предусматривал оказание украинской стороной подразделениям НАТО технического, информационного, медицинского и др. содействия при проведении ими военных учений или спецопераций. Меморандум также касался перемещения судов иностранных государств по украинским территориальным водам.
20 ноября 2002 г. состоялись Парламентские слушания относительно взаимоотношений и сотрудничества Украины с НАТО. Их участники отмечали, что евроатлантическая интеграция Украины является существенным фактором укрепления ее национальной безопасности, призванным содействовать развитию демократических институтов, гражданского общества, защиты прав и свобод человека, который, таким образом, отвечает жизненно важным интересам украинского народа11.
В рекомендациях парламентских слушаний было указано на необходимость поддержать курс Украины на евроатлантическую интеграцию и обретение полноправного членства в Североатлантическом альянсе, и законодательно закрепить соответствующее положение. Президенту Украины было рекомендовано усилить контроль за своевременным и полным выполнением актов законодательства Украины по вопросам взаимоотношений и сотрудничества с НАТО, положений Государственной программы сотрудничества Украины с НАТО на 2001-2004 гг., совместных документов сотрудничества Украина-НАТО12.
20 ноября 2002 г. во время заседания КУН на уровне министров иностранных дел в рамках Пражского саммита НАТО был одобрен План действий Украина-НАТО и годовой Целевой план на 2003 г. План действий основывался на Хартии об особом партнерстве 1997 г., которая оставалась основой отношений между НАТО и Украиной13.
Целью Плана являлось определение целей Украины по ее интеграции в структуры безопасности НАТО. В Плане имелись политический и экономический раздел, который определяли задачи в области внутренней и внешней политики, безопасности, вопросы реформирования украинской экономики. Документ ставил задачи по реформе воинских структур, направлениям взаимодействия Украины и НАТО, а также аспекты, связанные с финансированием совместных мероприятий. Государства-члены НАТО призывали Украину принять более активные меры по укреплению демократии, обеспечению верховенства закона, переходу к рынку. Следует отметить, что помощь Украине в проведении столь масштабных преобразований в области обороны и безопасности становилось одним из основных направлений сотрудничества Украины и НАТО14.
Принятие Плана действий в то время, когда Альянс выражал глубокую обеспокоенность по поводу сообщения о передаче Украиной Ираку вооружений для противовоздушной обороны, продемонстрировало силу стремления НАТО развивать прочные отношения между ним и Украиной и поощрять Украину к продолжению работы в направлении более тесной евроатлантической интеграции. Государства НАТО призвали Украину к более активному внедрению реформ для укрепления демократии, верховенства закона, прав человека и рыночной экономики. Было отмечено, что помощь Украине в трансформации ее структур обороны и безопасности является главным приоритетом в сотрудничестве между НАТО и Украиной.
Таким образом, План был направлен на углубление и расширение отношений между Альянсом и Украиной и устанавливал согласованные принципы и задачи по политическим и экономическим вопросам; безопасности, обороны и военных дел; защиты информации; правовым вопросам. В документе также содержался перечень изменений в законодательстве, которые должна принять Украина.
7 июня 2004 г. в Варшаве был подписан «Меморандум о взаимопонимании между Кабинетом Министров Украины и Верховным главнокомандованием Объединенных Вооруженных Сил НАТО в Европе относительно использования стратегической транспортной авиации Украины в операциях и учениях НАТО»15. Его целью являлось установление процедуры использования стратегической транспортной авиации Украины на поддержку операций и учений НАТО согласно взаимным договоренностям участников. Положения Меморандума не требовали внесения изменений в действующее законодательство Украины, а также возможного принятия новых законодательных актов в общественно-политической, правовой, информационной, экономической, оборонной, оборонно-промышленной сферах, а также в области безопасности.
13 июня 2004 г. в Киеве опубликована новая Военная доктрина украинского государства. Это событие стало очередным в ряду шагов руководства Украины по изменению нормативно-правовой базы в области военной политики. Главной целью этого было стремление приблизиться к стандартам НАТО. Военная доктрина носила оборонный характер. «В документе были изложены взгляды руководства страны на предотвращение войны и военную безопасность Украины. Важнейшую роль в противодействии военным угрозам Военная доктрина была отведена углублению отношений с НАТО и ЕС. Среди основных составляющих обеспечения военной безопасности отмечались развитие военно-политического партнерства и сотрудничества с НАТО и ЕС и участие в миротворческой деятельности. Особое внимание было уделено укреплению внешних гарантий национальной безопасности. Для этого предполагалось существенное углубление отношений с НАТО и ЕС и полноправное членство в этих организациях. В разделе, посвященном военно-стратегической составляющей Военной доктрины, особое значение придавалось ускоренному реформированию ВС Украины, нацеленному на приближение и переход на стандарты НАТО. После реформы украинская армия по характеру, составу, системе управления, обучению и подготовке должна была максимально напоминать армии натовских государств»16.
Таким образом, Военная доктрина создала необходимые политико-правовые основы для интенсификации сотрудничества Вооруженных сил Украины с армией НАТО.
Наконец, в 2004 г. впервые был разработан «Стратегический оборонный бюллетень Украины на период до 2015 г.». Он определил основные положения политики страны в оборонной сфере на долгосрочную перспективу и стал основой для среднесрочного оборонного планирования. Это был первый опыт системного, открытого, прозрачного оборонного планирования в государстве за евроатлантическими стандартами. Оборонный обзор получил положительный отклик в государствах - членах НАТО, поскольку обосновывал евроатлантический курс Украины и определял в качестве приоритетов ее внешней политики интеграцию в евроатлантические и европейские структуры безопасности и сотрудничества. Речь шла об обеспечении широкомасштабного участия Украины в общеевропейской системе безопасности, обретении в будущем членства страны в НАТО и ЕС.
В «Белой книге Украины 2004 г.» было отмечено, что усилия по достижению совместимости ВСУ с НАТО должны быть сосредоточены на следующих направлениях: командование и управление; гармонизация системы материально-технического обеспечения в соответствии со стандартами НАТО; модернизация вооружений; языковая подготовка; постепенный переход органов военного управления, подразделений и воинских частей на организационно-штатную структуру, которая используется в вооруженных силах стран НАТО. В рамках этого должна быть введена терминология НАТО и принятые в НАТО стандарты в сфере взаимодействия систем связи, информационных систем, военной техники и оборудования, а также систем материально-технического обеспечения. В связи с чем приоритетными задачами были названы ратификация и выполнение Украиной межгосударственных соглашений, касающихся военной стандартизации НАТО, в частности, документов серий STANAG (Standardization Agreement) и АР (Allied Publication). Важным в достижении совместимости частей и подразделений ВСУ с воинскими формированиями стран НАТО было названо продолжение активного участия в Процессе планирования и оценки сил программы «Партнерство ради мира». Главной задачей до 2009 г. было определено достижение полной совместимости Объединенных Сил быстрого реагирования ВСУ17.
Осенью 2004 г. государства НАТО наблюдали за политическими событиями, которые сопровождали президентские выборы в Украине, где законность результатов второго тура была подвергнута сомнению со стороны оппозиции и международных наблюдателей, что привело к «оранжевой революции» и решению суда о перевыборах второго тура. В этих обстоятельствах было принято решение отложить на более позднюю дату заседания КУН на уровне министров, которое было запланировано на декабрь 2004 г. Объявляя об этом решении, Генеральный секретарь Альянса отметил, что уважение свободных и честных выборов является одним из базовых принципов, лежащих в основе особого партнерства.
Перевыборы второго тура выиграл В.А. Ющенко. Таким образом, события «оранжевой революции» явились новым этапом в процессе развития современной политико-правовой базы отношений Украины и НАТО.
Подводя итоги предыдущего этапа, отметим, что в его ходе была продолжена интенсификация отношений Украины и НАТО. Были приняты решения, призванные гармонизировать отношения Украины и НАТО в военной сфере, адаптировать Вооруженные Силы Украины и приблизить к стандартам Североатлантического альянса.
1 Хартія про особливе партнерство між Україною та Організацією Північно-Атлантичного Договору. URL: http://www.mns.gov.ua/content/chartia.html
2 Там же.
3 Державна програма співробітництва України з Організацією ПівнічноАтлантичного Договору (НАТО) на період до 2001 року. Затверджено Указом Президента України від 4 листопада 1998 р. № 1209/98 // Зовнішня політика України: Хрестоматія. Частина перша. С. 290-314.
4 Стратегічна концепція НАТО, (квітень 1999 р.). URL:http://www.nato.int/cps/uk/natolive/topics_56626.htm
5 Угода між Державами-учасницями Північноатлантичного Договору та іншими державами, які беруть участь у програмі "Партнерство заради миру", щодо статусу їхніх збройних сил//Зовнішня політика України: Хрестоматія. Частина перша. Правові засади зовнішньої політики. Україна в багато сторонньому співробітництві. Посібник для студентів вищих навчальних закладів / За редакцією проф., д-ра іст.наук П.В. Доброва. Укладачі І.М. Грідіна, П.В. Добров, Ю.Т. Теміров, І.Я. Тодоров. Донецьк, 2002. С. 314-316
6 Державна програма співробітництва України з Організацією Північноатлантичного Договору (НАТО) на 2001-2004 роки. Затверджена Указом Президента України від 28 січня 2001 року № 58 2001. URL: www.president.gov.ua/. - Офіційне Інтернет-представництво Президента України.
7 Там же.
8 Рішення Ради національної безпеки і оборони України від 23 травня 2002 р. «Про Стратегію України щодо Організації Північноатлантичного договору (НАТО)», введене в дію відповідним Указом Президента України від 8 липня 2002 р. // Офіційний веб-портал Державної архівної служби України. URL: http://www.archives.gov.ua/International/Strategia.pdf
9 Меморандум про взаєморозуміння між Кабінетом Міністрів України і штабом Верховного головнокомандувача об`єднаних збройних сил НАТО на Атлантиці та штабом Верховного головнокомандувача об`єднаних збройних сил НАТО в Європі щодо забезпечення підтримки операцій НАТО з боку України // Інформаційне агентство «ЛІГА: ЗАКОН». URL: http://search.ligazakon.Ua/l_doc2.nsf/link1/ed_2002_07_09/MU02220.html#
10 Там же.
11 Постанова Верховної Ради України від 21 листопада 2002 р. № 233-IV «Про рекомендації парламентських слухань про взаємовідносини та співробітництво України з НАТО». URL: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=233-15
12 Новини Інформаційного управління Верховної Ради України 13 лютого 2003 р. URL: www.rada.gov.ua/ - Офіційний сайт Верховної Ради України.
13 План дій Україна-НАТО. URL: http://www.kmv.gov.ua/divinfo.asp?Id=197681
14 План дій Україна-НАТО. URL: http://www.kmv.gov.ua/divinfo.asp?Id=197681
15 Меморандум про взаєморозуміння між Кабінетом Міністрів України і Верховним головнокомандуванням Об`єднаних Збройних Сил НАТО в Європі щодо використання стратегічної транспортної авіації України в операціях та навчаннях НАТО // Відомості Верховної Ради України (ВВР). 2006. № 48. Ст. 477.
16 Аладьина Н.В. Приоритеты внешней политики Украины 1991-2008 гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2008. С. 62.
17 «Стратегічний оборонний бюлетень України на період до 2015 р. (Біла книга України)». URL: http://www.uceps.org/ukr/files/category_journal/NSD56_ukr.pdf
Продолжение следует...
Комментарии читателей (0):