Европейская безопасность в контексте отношений Украины и НАТО

Часть I. Как все начиналось (1991 - 2015 гг.)
16 июня 2016  11:20 Отправить по email
Печать

Проблема присоединения Украины к НАТО была одной из наиболее широко и остро обсуждавшихся в политическом и академическом сообщест­вах России, Украины и других стран. Это и понятно. Ведь одним из ключевых факторов, которые определяют значение Украины в процессе складывания европейской системы безо­пасности, является ее геополитическое положение, которое обусловлива­ет приоритетные направления внешней политики этого государства. Представляется, что Украина играет одну из важнейших ролей в деле оформления системы безопасности в Европе.

Современный украинский кризис демонстрирует нам значимость фактора Украины и на уровне обеспечения глобальной безопасности, принимая в расчет то внимание, которое демонстрируют в отношении Украины основные мировые акторы. Подобная значимость Украины накладывает на нее огромную ответственность. Особенно в контексте определение ею своей внешнеполитической ориентации и расстановки при­оритетов.

Анализ особенностей расположения Украины позволяет сделать вывод, что данное государство, с одной стороны, имеет ряд позитивных моментов (размер, географическое количество населения, климат, природные ресурсы), которые страны могла бы использовать для развития. Вместе с тем, подобные преимущества порождают и немало серьезных проблем для украинского государства, так как превращают его в объект перманентного внимания для внеш­них акторов, которые используют Украину для реализации своих геополитических и геоэкономических планах.

Идея состояла о том, чтобы Украина стала своего рода буфером между Европой и Россией, создать который Запад начал пытаться сразу по­сле роспуска Советского Союза. Подобные попытки фактически могут завершиться сегодня в контексте современного украинского кризиса. Примерами чего были со­бытия на Украине в конце 2004 г., известные как «оранжевая революция», и события конца 2013 г. - начала 2014 г., свя­занные с отстранением от власти президента В. Януковича и перехватом ее оппозицией, прикрываемой радикальными элементами и ведомой Западом. Такими действиями Запад превращал Украину в объект собственной политики, тем самым усиливая свое влияние в регионе. Такое отношение не давало Украине возможности играть самостоятельную роль как в региональной, так и глобальной политике. В силу этого Украина давно стала разменной картой в ожесточенном геополитическом противостоянии между Рос­сией и Западом и в первую очередь США.

Учитывая это, можно утверждать, что от политики Украины по вопросам формирования системы европейской безопасности, от того, в каких механизмах ее обеспече­ния она будет участвовать, зависит не только ее собственная национальная безопасность и интересы, но и национальная безопас­ность и интересы российского государства.

С тем чтобы полнее и качественнее разобраться в во­просе отношений Украины и НАТО, проследим их эволю­цию с момента зарождения и до того момента, когда внешнеполитическая концепция страны, претворявшаяся в жизнь в течение всего постсоветского периода, не рухнула, проведя углубленный анализ их политико-правовой базы, которая вклю­чает в себя порядка 30 разного рода соглашений между Ук­раиной и НАТО. В ее формировании можно выделить три основных этапа.

Первый этап

Им стал период с 1991 по 1997 гг., когда развивался процесс формирования платформы отношений. Следует отметить, что с обретением независимости украинские власти заявили о своем намерении держать нейтралитет и быть внеблоковым государством. В Декларации о государственном суверенитете, принятой Верховной Радой Украины 16 июля 1990 г., Украина провозглашала намерение быть нейтральным государством, государством, которое не собирается принимать участия в военных группировках1.

Отношения Украины с НАТО начали строиться вскоре после обретения Киевом независимости. На­чальный период сотрудничества опреде­лялся следующими событиями. 22-23 февраля 1992 г. Генеральный секретарь НАТО М. Верне­ра посетил Киев. В ходе визита Украина была приглашен к уча­стию в Совете Североатлантического сотрудничества (ССАС). Это был механизм для консультаций по широкому кругу вопросов общеевропей­ской и региональной безопасности. При посредничестве США отношения Украины и НАТО были официально установлены в тот момент, когда Киев присоединился к Совету североатлантического сотрудничества, а именно 10 марта 1992 г. Однако не стоит рассматривать эти события как явное намерение украинских властей вступить в НАТО, так как в это же время все страны СНГ, включая и Россию, начали налаживать контакты с Североатлантическим альянсом.

С этого времени начинается активное со­трудничество Украины с НАТО. 8 июня 1992 г. Президент Л.Д. Кравчук предпринимает первый визит в Брюссель в штаб-квартиру НАТО. В ходе визита им было выражено намерение расширять контакты с блоком, ссылаясь на то, что тот трансформируется из военной структуры в политическую, призванную обеспечивать безопасность и стабильность в Европе.

Очевидно, что подобного рода заявление обуславливалось тем курсом, который избрало руководство Украины на международной арене. Курсом, который определялся по­иском всестороннего признания страны в мире и ее ин­теграцией в мировую политику и экономику, что, по мнению киевских властей, было возможно лишь с помощью раз­вития углубленных отношений с Западом. Представляется, что руководство Украины в таком видении ситуации не было оригинальным на пространстве бывшего СССР.

В январе 1994 г. НАТО была учреждена программа «Парт­нерство ради мира» (ПРМ). Стремление Украины к участию в евроат­лантической интеграции было наглядно продемонстрировано 8 февраля 1994 г., когда Киев первым из стран СНГ подписал рамочный документ этой программы. Обязательства Украины носили политиче­ский характер.

Официальной целью ПРМ было укрепление стабильности и безопасности в Европе. Она была при­звана обеспечить сотрудничество участников в оборонной сфере и направлена на достижение реального партнерства. Благодаря ей НАТО и страны-партнеры приобретали возмож­ность работать вместе по обширной программе мероприятий, связанных с вопросами совместной обороны и безопасности, начиная с чисто военного сотрудничества и заканчивая со­трудничеством по урегулированию кризисов, планированию на случай чрезвычайных ситуаций, управлению воздушным транспортом и сотрудничеству в об­ласти вооружений. Программа ПРМ призвана была стать важ­ным элементом европейской архитектуры безопасности с тем, чтобы помочь расширить и интенсифицировать военно-полити­ческое сотрудничество в регионе, усилить ста­бильность, уменьшить угрозу миру и построить прочные от­ношения в сфере безопасности на основе практического взаимодействия2.

Вместе с тем, очевидно, что в качестве главной цели, заложенной НАТО в эту программу, было стремление создать инструмент подготовки отдельных стран к вступле­нию в блок в качестве полноправных членов.

25 мая 1994 г. министр обороны Украины В.Г. Радецкий передал секретариату НАТО Презентационный документ Украины. В нем были определены политические цели уча­стия Украины в программе, мероприятия, которые планиро­валось осуществить для достижения этих целей, а также си­лы и средства, выделяемые Украиной для участия в этой программе3. Индивидуальный выбор мероприятий в рамках ПРМ обычно зависит от амбиций и возможностей каждой страны-партнера.

13 марта 1995 г. между Украиной и НАТО было под­писано Соглашение о безопасности. Оно регулировало вопрос хранения и взаимной защиты информации ограниченного пользования. Также были определены обязательства сто­рон защищать секретную информацию другой стороны и принимать меры для ее сохранения. Практические вопросы, касавшиеся процедур передачи и охраны информации, регу­лировались соответствующими инструктивными документами сторон, в частности, инструкцией НАТО и «Правилами обращения и обеспечение охраны информации НАТО с ограниченным доступом в Украине», разработанны­ми СБУ. Информация НАТО с ограниченным доступом, ко­торая передавалась Украине, касалась операций под эгидой НАТО. Украина принимала участие в разработке документов СЕАП и ПРМ закрытого характера, или тех, которые имели закрытый характер на протяжении их подготовки и согласования4.

Ежегодно на основе предложений структур НАТО и государств-членов и партнеров формировалась Рабочая про­грамма партнерства (РПП), в которую входили заседания ко­митетов и рабочих групп НАТО, которые работали на уров­не экспертов и открытые для участия государств-партнеров, учебные курсы, военные учения и тренировки, конференции и семинары, обмен визитами и т.п. На основе РПП министер­ствами и ведомствами Украины, привлеченными к сотрудни­честву с НАТО, ежегодно формировалась Индивидуальная программа партнерства (ИПП) Украины.

13 сентября 1995 г. глава МИД Г.И. Удовенко посетил НАТО для официального принятия ИПП Украины. ИПП была документом государственного уровня, поскольку в ее имплементации участвовали все заинтересо­ванные министерства и ведомства Украины.

ИПП обычно составляется на соответствующий год. Ее формирова­ние проводится индивидуально каж­дой страной-партнером и НАТО посредством выбора тех механизмов сотрудничества, в которых она желает участвовать. Этот прин­цип самоопределения является важным и действенным инст­рументом ПРМ.

ИПП принималась на двухлетний период и включала мероприятия, для выполнения которых было привлечено более 20 министерств и ведомств с украинской стороны. Ее струк­тура была распределена по так называемым отраслям сотрудниче­ства, в рамках которых, собственно, и осуществлялась ква­лифицированная подготовка украинских военнослужащих. В частности, основное внимание было уделено вопросам сотруд­ничества в области военного образования и подготовки; ко­мандования, управления, связи и информационных систем; стандартизации, совместимости и логистики, а также участия в многонациональных военных учениях НАТО. Подавляю­щее большинство мероприятий ИПП составляли курсы про­фессиональной и языковой подготовки как военнослужащих, так и работников Вооруженных Сил Украины. Кроме того, в рамках ИПП проводились конференции по подго­товке и планированию многонациональных военных учений, заседания рабочих групп, семинары, консультативные визиты экспертов НАТО Украины и т.п. Ежегодно украинские военнослужащие участвовали в масштабных мероприятиях в рамках ПРМ: заседаниях Комиссии Украина-НАТО и СЕАП, Военно­го комитета Украина-НАТО и СЕАП, заседаниях СЕАП, се­минарах и конференциях, учебных курсах, заседаниях в рамках совместной рабочей группы по вопросам военной реформы на экспертном и высоком уровнях, совместных военных уче­ниях5.

В ходе посещения Г. Удовенко Брюсселя было принято Совместное заявление Украины и НАТО, которое за­ложило основы «расширенных и углубленных» отношений между блоком и Украиной в формате «16+1», которые получили статус «особых и эффективных».

Как видим, первый этап отношений Украи­ны с НАТО был насыщенным. Формировалась политико-правовая база, были приняты первые программные документы, намечены дальнейшие направ­ления сотрудничества.

Продолжение следует...

1 Декларація про державний суверенітет України. // Сайт Верховна Рада УРСР. URL: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=55-12

2 Партнерство заради миру: рамковий документ. Прийнятий в Брюсселі 10 січня 1994 року на зустрічі глав держав-членів НАТО // Дипломатич­ний вісник. 1994. № 13-14.

3 Презентаційний документ щодо участі України в програмі «Партнерство заради миру». URL: http://www.sta.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=64798&cat_id=45661

4 Угода про безпеку між Урядом України та Організацією Північноатлантичного Договору. URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/

5 Індивідуальна програма партнерства (ІПП) України. //http://www.mil.gov.ua/index.php?lang=ua&part=ua-nato&sub=ind_prog

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть