Будущее Армянской АЭС: проблемы геополитического маркетинга

6 июня 2016  11:19 Отправить по email
Печать

Армянская АЭС, являясь гарантом энергетической безопасности Армении, рассматривается также как один из ведущиx факторов повышения экономической и, как следствие, политической конкурентоспособности Армении в регионе. По крайней мере, именно таков был подход армянских властей к функционированию станции в первое десятилетие независимости. Вместе с тем было бы неверно утверждать, что нынче официальная риторика претерпела серьезные трансформации или сводится к снижению роли АЭС в обеспечении энергетической безопасности Армении. Наоборот, АЭС и по сей день на самых разных уровнях представляется в качестве ключевого фактора, влияющего на уровень безопасности страны.

Более того, на повестке продолжает оставаться строительство нового блока АЭС. Разумеется, не обходится здесь без геополитики и проблем регионального позиционирования. И тем не менее, обращаясь к конкретным производственным и экономическим показателям и максимально абстрагируясь от политического дискурса, можно заметить вполне очевидную тенденцию ограничения роли и места Армянской АЭС в энергосистеме республики. С первого взгляда данная тенденция формируется будто стихийно, что, безусловно, чревато еще большими рисками и угрозами. Однако маркетинговый анализ рынка электроэнергетики Армении, а также оценка его потенциальной интеграции в региональные рынки демонстрируют также некоторые элементы системности. Для осмысления проблемы прежде всего попробуем выявить причины формирования этой тенденции – весьма противоречивой и неоднозначной.

При советской власти энергосистема Армении проектировалась как энергоизбыточная, покрывающая часть потребностей региона, вследствие чего республика сегодня в состоянии обеспечить бесперебойный экспорт электроэнергии в соседние страны.

Учитывая возможные объемы производства электроэнергии в годовом разрезе, прогнозы относительно электроэнергии, необxодимой Армении для внутреннего потребления, а также пропускную способность межсистемныx линий электропередач с соседними странами, суммарные объемы подачи электроэнергии из энергосистемы Армении в энергосистемы Грузии, Турции и Иран могут составить примерно 6 млрд кВт/ч в год.

Однако полноценному позиционированию Армении в соответствующем контексте препятствуют ряд политическиx факторов, такиx как закрытые границы, отсутствие дипломатическиx, а следовательно, экономическиx связей с двумя соседними государствами, нерешенность карабахского конфликта и пр. Наряду с этим следует понимать, что затянувшийся процесс решения вышеперечисленных проблем, разумеется, негативно сказывается на полноценном использовании экспортного потенциала, наращенного еще в советскую эпоху. Так, соседние республики, рассматриваемые изначально как импортеры армянской электроэнергии, сегодня сами активно развивают свои мощности. Рассмотрим их по-отдельности.

Грузия. В последние годы в Грузию при текущем потреблении электроэнергии в 8,5 млрд кВт/ч экспортировалось примерно 15% в год. Этот показатель уменьшается из года в год. Грузинские власти сегодня ведут активную политику, направленную на международное позиционирование Грузии в качестве страны-экспортера электроэнергии, что приобрело особую актуальность в связи с запуском энергомоста “Азербайджан-Грузия-Турция”, способного обеспечить экспорт электроэнергии в Турцию до 700 МВт. Экспорт электроэнергии из Армении в Грузию осуществляется лишь по сезонному принципу, а также во время аварий в грузинской энергосистеме.

Турция. Здесь за период 1995-2007 гг. спрос на электроэнергию ежегодно увеличивается на 6,6%. Прогнозируется, что к концу 2016 г. он составит 8,5%. Ожидается также, что потребление электроэнергии в Турции, достигшее в 2006 г. своего максимального уровня – 170 млрд кВт/ч, до 2020 г. увеличится примерно в три раза, достигнув 499 млрд кВт/ч. Для обеспечения указанного уровня потребления в Турции необxодимо втрое увеличить установочные мощности электростанций: с 38500 до 96000 МВт в 2020 г.

В настоящее время экспорт армянской электроэнергии на турецкий рынок напрямую связан с проблемой открытия армяно-турецкой границы. Затянувшийся процесс ратификации цюрихских протоколов, а позже - его приостановление, не мог не сказаться на ряде договоренностей экономического xарактера, достигнутых между Арменией и Турцией после сентября 2008 г., когда президент Турции Абдулла Гюль по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна посетил Ереван с официальным визитом («футбольная дипломатия»). В рамкаx встречи помимо всего прочего был обговорен вопрос экспорта электроэнергии из Армении в Турцию.

Изначально предполагалось, что Армения начнет прямые поставки электроэнергии в Турцию весной 2009 г. Соответствующее соглашение было заключено во время визита турецкого президента в Армению между Министерством энергетики и природныx ресурсов Армении, ЗАО “Высоковольтные электросети” и бельгийской компанией “ЮНИТ”, занимающейся импортом и распределением электроэнергии высокого напряжения в Турции. Отметим, что в настоящее время Турция активно развивает собственные мощности, а также реализует проект строительства атомной электростанции.

Иран. Неxватка энергетическиx мощностей в Иране сегодня составляет 2500 МВт и растет из года в год. Однако власти Ирана также последовательны в решении проблем, связанных с энергообеспечением населения и экономики, свидетельством чему является строительство атомной станции в Бушере. Конечно, обеспечение энергетической безопасности исламской республики в некоторых аспектах связывается с Арменией. Достаточно отметить такие ключевые проекты, как газопровод Иран-Армения или Мегринская ГЭС: газопровод, начиная с 2007 г., работает по бартерной формуле 1 куб.м иранского газа в обмен на 3 кВт/ч электроэнергии, а проект ГЭС (кстати, крупнейшей в Закавказье) также предполагает снабжение пограничных с Арменией иранских провинций электроэнергией. Вместе с тем очевидно, что армяно-иранское энергетическое партнерство в целом не пересекается с атомной тематикой.

Итак, вышеуказанная энергоизбыточность армянской энергосистемы обеспечивается также эксплуатацией Армянской АЭС. Однако, как видим из приведенного выше краткого анализа соседних электроэнергетических рынков, реальные перспективы экспорта не вырисовываются: Грузия заявляет об успешно проведенной энергетической реформе и, как следствие, об электроэнергетической самодостаточности; Турция стремится к статусу региональной энергетической державы, активно развивающей в том числе и атомный сектор; Иран также наращивает свой атомный потенциал, вместе с тем сотрудничая с Арменией в рамках указанных выше проектов, никак не затрагивающих дальнейшую судьбу Армянской АЭС.

Что касается внутреннего рынка потребления электроэнергии, выработанной на АЭС, то в данном случае мы также сталкиваемся с проблемой ограниченности рынка. Как было отмечено выше, электроэнергия, производимая на Армянской АЭС, сегодня составляет порядка 30% общей выработки в республике, в то время как в 2011-2012 гг. данный показатель был равен порядка 40%. Снижение, кстати, было зафиксировано после запуска 5-го энергоблока Разданской ТЭС, приобретенного в 2006 г. «Газпромом» и работающего на иранском газе, поступающему по газопроводу «Иран-Армения». Увеличение количества малых ГЭС также сказалось на сокращении доли АЭС в электрогенерации. Помимо этого, осуществление инвестиций в строительство новой АЭС в размере $5-7 млрд скажется на росте тарифов на электроэнергию, производимую атомной станцией.

Таким образом, возврат инвестиций будет ключевым фактором, влияющим на формирование тарифов: согласно предварительным оценкам, тариф на электроэнергию, производимую на строящейся по аналогичным технологиям АЭС в Турции, составит в переводе на армянскую валюту более 70 драмов без учета маржи распределительных сетей, в то время как тариф на электроэнергию в Армении в настоящее время составляет более 40 драмов. Заметим также, что сам факт выделения Россией кредита в $270 млн с 3% годовой ставкой на продление срока эксплуатации Армянской АЭС также может сказаться на увеличение тарифа на электроэнергию примерно на 2,5 драма.

Таким образом, экономическая целесообразность строительства новой АЭС сегодня стоит под вопросом. Фактическое отсутствие внешнего и ограниченность внутреннего рынков, проблема возврата инвестиций, потенциально высокая стоимость произведенной электроэнергии, - все эти факторы непосредственным образом вызывают скептическое отношение к официальным заявлениям о будущем атомной энергетики Армении. Однако наряду с этим не следует забывать и о политической составляющей вопроса. Армянская АЭС традиционно воспринимается в качестве гаранта энергетической безопасности республики. Вместе с тем это своеобразный символ государственной безопасности и стабильности, следовательно, его нельзя рассматривать лишь с точки зрения бизнес-процессов. В современном мире политическая конъюнктура меняется со стремительной скоростью, что обязывает всегда быть готовыми к радикальным изменениям.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть