Русская культура в XVII веке - I часть

3 июня 2016  11:43 Отправить по email
Печать

В первой половине XVII в. в истории России завершается период средневековья, и со второй половины XVII в. начинается период нового времени. В это время происходят глубокие изменения во всех сферах общественной жизни, связанные с кардинальными изменениями в социально-экономических отношениях. В хозяйственной сфере появляются первые мануфактуры, предприятия капиталистического типа; после воссоединения Украины с Россией в 1654 г. расширяются экономические, политические, культурные связи с Западной Европой. Все это приводит к решительной ломке традиционного, патриархального мировоззрения. В обществе растет тяга к знаниям, интерес к литературе, появляется светская публицистика. В искусстве начинается процесс обмирщения: нарушение иконографических схем в живописи, сближение культового и гражданского зодчества. XVII век в искусстве - это борьба старого с новым, появление искусства нового времени, появление светской культуры.

Просвещение

Развитие городской жизни, оживление торгово-промышленной деятельности, развитие системы государственного управления и связей с зарубежными странами содействовали распространению грамотности и просвещения. В XVII в. грамотными были: все монахи, 70 % помещиков, 70 % купцов, 40 % посадских людей, 15 % крестьян, 1 % стрельцов, пушкарей, казаков. Особенно выросла грамотность среди посадских людей. Овладение грамотой давало посадским людям возможность не только более успешно заниматься ремеслом и торговлей, но и предоставляло возможность поступления на службу в какой ― либо приказ или воеводскую канцелярию и таким образом выхода из изнурительного тягла. Заметно расширилась грамотность среди дворянства. Среди дворян, выполнявших ответственные правительственные поручения, к концу века неграмотных практически не было. Среди уездного дворянства картина была иная, там грамотных было немного. Грамотные люди имелись и среди черносошных крестьян, отчасти среди крепостных, но основная масса крестьян все же была неграмотной. Но тяга к грамотности в обществе росла.
Грамоте обучались в основном мужчины. Среди женщин грамотных было немного - из царского дома, из высшего сословия. Грамоте обучались в семье или у "мастеров" (из низшего духовенства). Учили чтению, письму, счету по азбуковникам.
В 1634 г. в Москве был издан букварь Василия Бурцева. Он переиздавался несколько раз огромным по тому времени тиражом в 2400 экземпляров стоимость 1 коп. (то тем временам большие деньги) и расходился почти мгновенно. В конце века Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей и около 150 тыс. учебных псалтирей и часословов. В 1648 г. впервые в России вышла "Грамматика" украинского ученого Мелетия Смотрицкого, а в 1682 г. - "Считание удобное" - таблица умножения.
Обучение на дому уже не могло удовлетворить потребности общества в образованных людях. Встала необходимость создания школ. После присоединения Украины все чаще для обучения грамоте, иностранным языкам стали приглашать иностранных учителей из украинцев или белорусов. В 1649 г. приближенный царя Алексея Михайловича боярин Ф. М. Ртищев пригласил из Киева 30 ученых монахов и в основанном им Андреевском (Преображенском) монастыре устроил школу для молодых дворян. Там преподавали славянский, греческий языки, риторику, философию. Имелось еще несколько частных школ. С начала 50-х гг. существовала школа при кремлевском Чудовом монастыре. Она была открыта на патриаршие деньги, и там обучали будущих священников.
В 1664 г. в Москву приехал Симеон Полоцкий, ставший учителем для царских детей. В 1665 г. он возглавил открытую в Заиконоспасском монастыре государственную школу для подготовки образованных подъячих для центральных правительственных учреждений. В ней преподавали русскую грамматику, латинский язык, риторику. В 1681 г. по инициативе патриарха на Печатном дворе была организована школа "греческого чтения, языка и письма" под руководством русского монаха Тимофея.
Наконец, в 1687 г. в Москве был открыто первое в России высшее учебное заведение Славяно – Греко – латинское училище, позже названное академией. Одной из ее целей являлась борьба против иноверцев, поддержание православия и сохранение чистоты веры. Возглавляли эту академию братья греки Софроний и Иоанникий Лихуды. Братья сами были людьми высокообразованными, получили образование в Падуанском университете в Италии. Славяно ― греко ― латинская академия стала первым высшим общеобразовательным учебным заведением в Москве для людей "всякого чина и возраста", где готовили кадры для нужд государства и церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинских школ и университетов. В первый год в училище было 28 учеников, во второй ― 32. Из стен этого учебного заведения вышли многие видные русские ученые, среди них был и М.В. Ломоносов. В 1814 г. Академия была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице ― Сергиеву лавру.

Научные знания

Рост ремесла, торговли, расширение связей с западноевропейскими странами вели к накоплению практических знаний.
Новым для XVII в. было появление письменных руководств, в которых для решения практических задач обобщался накопленный опыт. Одним из таких руководств стала "Книга сошного письма", датируемая 1629 г. Она содержала сведения о мерах земельных площадей, руководства по их измерению и исчислению окладных единиц (сох и вытей) с учетом качества земли ("добрая", "средняя", "худая") и категории землевладения. Для удобства пользования "Книга сошного письма снабжалась арифметическими выкладками, геометрическими чертежами и геодезическим руководством. Анисим Михайлов в 1621 г. составил "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки", который содержал практические сведения из области математики, физики, артиллерии, химии, необходимые для изготовления пушек. Составитель не только переработал иностранные источники, но существенно дополнил их своими наблюдениями.
Ширилось накопление практических медицинских знаний. Опираясь на опыт народной медицины, холмогорский архиепископ Афанасий в 1696 г. составил "Лечебник" с описанием болезней и лечебных средств против них. Большую роль в распространении медицинских знаний играл Аптекарский приказ, в котором наряду с аптекарями иностранцами работали и русские мастера. Один из известных лекарей второй половины XVII в. русский лекарь Иван Венедиктов составил "Фармакопею" (описание приготовления лекарств, их применения и хранения) на основании иностранных источников, но дополнил их собственными наблюдениями. Цель его труда заключалась в пропаганде практических основ медицинских и фармацевтических знаний среди населения, чтобы каждый человек имел возможность оказать себе медицинскую помощь "вне бытия дохтура".
Для хозяйственной, торговой деятельности необходимы были знания астрономии. Рукописи астрономического характера имели хождение в России. Они основывались на птолемеевском положении о Земле как центре Вселенной (геоцентрическая система). В середине XVII в. в Россию начинают проникать сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Н. Коперника: труд В. и И. Блеу "Позорище (обозрение) всея Вселенные или Атлас новый" (а также книга польского астронома Я. Гевелия "Селенография, или Описание Луны". Но эти сочинения были мало известны, и по-прежнему господствовали средневековые представления о мироздании. В XVII в. появляется русский "Шестоднев" Афанасия Холмогорского, в котором он западноевропейские астрономические теории попытался соединить с библейским учением о шести днях творения мира Богом. Он исходил из геоцентрической системы Птолемея, но Земля представлялась ему не плоским, а шарообразным телом.
Оживление дипломатических связей способствовало распространению географических знаний. Складывалось представление о территории собственной страны. На рубеже XVI - XVII вв. была составлена сводная карта Русского государства ("Старый чертеж"), основанная на чертежах отдельных регионов. Составлялись также "чертежи" (карты) различных районов государства и различные географические справочники практического назначения ("дорожники"). В 1627 г. был составлен "Новый Чертеж" земель между Доном и Днепром и "Книга Большому Чертежу": перечень городов России, расстояний между ними с краткими сведениями этнографического и географического характера. В начале XVII в. карту России составлял царевич Федор, сын Бориса Годунова, но эта карта не сохранилась.
Значительные успехи были достигнуты в изучении Сибири и Дальнего Востока. Были составлены сводные чертежи и географические обзоры отдельных районов и Сибири в целом: "Роспись Сибирским городам и острогам" (1640), "Годуновский чертеж" (по имени тобольского воеводы П.И. Годунова, 1667), "Чертеж Сибирской земли" (1672), "Чертежная книга Сибири" (Атлас) С.У. Ремезова (1701). Собирались сведения и о географии зарубежных стран. Во время посольства И. Петлина (1618-1619) и Ф. Байкова (1654) в Китай были собраны сведения об этой стране и составлены ее описания, получившие известность не только в России, но и в Западной Европе. Большое значение имела поездка в Пекин в 1675-1678 гг. русского посольства во главе с Н. Спафарием. Помимо дипломатических поручений Н. Спафарий проделал большую научную работу, в частности, по описанию Сибири и Китая. Научным результатом экспедиции явились дорожный дневник Н. Спафария и две его книги ― "Описание первыя части Вселенныя, именуемой Азии, в ней же состоит Китайское государство .." и "Сказание о великой реке Амуре". Русские первопроходцы опередили западноевропейских географов в деле изучения Азии. Иностранцы широко использовали труды русских исследователей при составлении своих карт и географических трудов.
В XVII в. происходят существенные сдвиги в накоплении исторических сведений и исторической мысли. Из светской литературы именно исторические сочинения - летописные своды, повести, сказания - начинают пользоваться большой популярностью.
Летописную традицию продолжал "Новый летописец" (1630), в котором обосновывалось право М.Ф. Романова на царский престол. Были составлены и другие летописные своды. В частности, в 1652 г. появился свод патриарха Никона, в 1686 г. - свод по случаю заключения "Вечного мира" с Речью Посполитой.
В то же время появляются сочинения монографического или обобщающего характера. Так, сочинение С. Медведева "Созерцание краткое…" было посвящено истории стрелецких волнений в 1682 г. В 1692 г. Андрей Лызлов написал "Скифскую историю", в которой осветил историю борьбы России и ее соседей с татаро-турецкими завоевателями ("скифами"). В "Повести об Азовском осадном сидении" рассказывалось об осаде турецким войском захваченной донскими казаками крепости Азов. Появляются многочисленные сказания и повести о недавно пережитой "Смуте" начала XVII в., авторы уже не удовлетворяются объяснением воли провидения, а пытаются разобраться в реальных причинах происходившего.
В 1678 г. в Москве была напечатана книга украинского ученого, архимандрита Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля "Синопсис" (обозрение). Книга содержала краткий обзор русской истории с древнейших времен до 70-х гг. XVII в. "Синопсис" был очень популярен, на протяжении всего XVIII в. выполнял роль своеобразного учебника по русской истории.

Общественно-политическая мысль

В общественно-политической мысли нашли отражение попытки осмыслить события начала века и выяснить причины "великой разрухи" Московского государства. Делалось это в форме исторических сочинений о "Смуте". К таким сочинениям следует отнести "Временник" дьяка Ивана Тимофеева, "Сказание" келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, сочинение князя Ивана Хворостинина "Словеса дней и царей", "Сказание, киих ради грех..", "Иное сказание" князя Катырева - Ростовского.
Одним из первых сочинений, появившихся на рубеже Смуты и стабилизации был дьяк Иван Тимофеев. Среди современников он слыл человеком начитанным, уважаемым. В 1607 г. был послан царем Василием Шуйским в Новгород, где стал очевидцем оккупации города шведами. Картина разрухи города его потрясла. Увиденное заставило его взяться за перо. Он попытался увидеть смысл происходящего, осознать причины разорения русских городов. Так родилось его сочинение "Временник". Главной особенностью "Временника" стало то, что виновниками Смуты он считал русских царей. Именно во времени Ивана Грозного Тимофеев видел истоки Смуты: разделив страну надвое, царь ее ослабил ("всяко царство, раздельшееся на ся, не может стояти"), своей яростью вызвал смятение людей, разгром Новгорода и его святынь, убийство христиан вызвало гнев Божий. Русские люди видели эти преступления и проявляли "бессловесное молчание": "Взыщем в себе и подщимся усердно вси от всех изложити первее, от киих разлияся грех земля наша, не безсловеснаго ли ради молчания". Именно "бессловесное молчание" и является причиной всех бед, которые обрушились на страну. Виноваты были и грешили все: цари, иноки, святые, простые люди. Все совершали грех крестопреступления (неверность крестоцелованию тому или иному царю), лицемерили, ненавидели друг друга, проявляли сребролюбие, стремились увеличить свои богатства любым путем, сквернословили. За это Господь и покарал русских людей.
Причины Смутного времени попытался проанализировать и келарь (эконом) Троице - Сергиева монастыря Авраамий Палицын (1550-1627). Он происходил из старинного дворянского рода, служил воеводой, но потом попал в опалу и был пострижен в монахи в Соловецком монастыре. При Борисе Годунове Авраамий Палицын был переведен в Троице - Сергиеву лавру. В 1611-12 гг. архимандрит Троице - Сергиева монастыря Дионисий и Палицын составили послание к князю Пожарскому, призывая его на борьбу с поляками. Палицын активно участвовал в освобождении Москвы (1612), в поставлении на царство Михаила Романова. События Смутного времени от смерти Ивана Грозного до Деулинского перемирия 1618 г. он изложил в "Истории в память предыдущим родом" (1619-1620), больше известном под названием "Сказание" Авраамия Палицына (из 77 глав).
Причину Смуты Палицын видит также в грехах русских перед Господом. Первым грехом стало убийство царевича Дмитрия Борисом Годуновым. Как и Иван Тимофеев, главным грехом считает "безумное молчание" приближенных Бориса Годунова, не решившихся говорить ему правду. "Молчание" обернулось страшным социальным злом. В решающий момент, оставшись без законного царя, общество оказалось недостойным перенести это испытание и распалось на отдельные противоборствующие группы, руководствуясь своекорыстными интересами. В итоге государство пришло в упадок. Большую роль в освобождении Москвы от оккупантов в период Смуты сыграли не бояре, не дворяне, а широкие народные слои. Авраамий Палицын приходит к выводу, что важнейшие вопросы в жизни страны должны решаться "всей землей", т.е. земским собором. Единодушное избрание Михаила Федоровича на престол в 1613 г. объяснялось тем, избран он был "всей землей" и что людям эта мысль была внушена самим Господом Богом, т.е. воля народа явилась выражение воли Божьей.
Во второй половине XVII в. в общественно - политической жизни России заметную роль играл писатель, католический священник, хорват по национальности - Крижанич Юрий (1618-1683). Он активно занимался миссионерской деятельностью, мечтая об объединении славян на основе католицизма. В 1659 г. прибыл в Москву, в 1661 г. был обвинен в поддержке униатов и отправлен в ссылку в Тобольск, где провел 16 лет. В Тобольске Крижанич написал свое самое основное сочинение "Думы политичны" ("Политика"). Сравнивая различные формы правления, он высказывался за монархию. "Исторический опыт, ― писал он, ― свидетельствует, что без твердой власти нет справедливости, нет покоя и согласия в народе". Интересна его историософская концепция. Он отстаивал идею провиденциализма, доказывая, что волю провидения в истории осуществляют различные народы и государства. В современной эпохе такого рода роль играет Россия. Россия является родиной всех славян, она может и должна способствовать созданию единой славянской цивилизации. Чтобы объединить всех славян, считал Крижанич, нужно создать единый всеславянский язык. Он такой пример подает и в Тобольске создает свой вариант всеславянского языка, представлявшего собой смесь церковнославянского, русского и хорватского языков. Именно на этом языке и написана его книга "Политика". Однако сама Россия нуждается в реформировании ― укреплении государственной власти, законодательном оформлении общественной жизни (признании прав сословий), более интенсивном и современном развитии экономики. Крижанич резко выступал против низкопоклонства перед всем иностранным, дав этому явлению свое название ― чужебесие. Он писал: "…ничто не может быть более гибельным для страны и народа, нежели пренебрежение своими благими порядками, обычаями, законами, языком и присвоение чужих порядков и чужого языка и желание стать другим народом". Он вовсе не исключал возможности использования положительного зарубежного опыта, он призывал сделать главную ставку на "высвобождение" богатейшего внутреннего потенциала русского народа.
Значительный вклад в развитие русской общественно - политической мысли XVII в. внес иеромонах, педагог и стихотворец Симеон Полоцкий. Он родился в Белоруссии в 1628 г., 27-ми лет принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре. Благодаря личным связям, он вместе с другими учеными был приглашен в Москву, где вскоре сделался придворным поэтом и наставником царских детей. Симеон Полоцкий был очень известным человеком в Белоруссии, но его талант поэта, публициста, педагога во всей полноте проявился в России. Он основал латинскую школу в Спасском монастыре, в которой обучал сочинению виршей и ораций. Употребляя все свое влияние и энергию на то, чтобы сделать науку фактором общественной жизни, Полоцкий хлопотал об учреждении школ, основал типографию и даже мечтал об академии, для которой сочинил устав. Общественно - политические взгляды С. Полоцкого нашли выражение главным образом в его многочисленных стихотворных произведениях. Симеон Полоцкий вполне однозначно высказался за необходимость сосредоточения всей полноты власти в руках одного правителя - царя. Но неограниченная власть монарха еще не гарантирует порядок в государстве, его процветание. Неограниченная власть монарха может легко перерасти в "тиранию". Все зависит от личности государя, его моральных качество и "мудрости". В своих стихах С. Полоцкий рисует образ идеального монарха, наделяя его чертами Алексея Михайловича. Большое значение С. Полоцкий придавал просвещению. Исправить нравы в обществе, устранить пороки, внутренние неурядицы можно с помощью распространения просвещения. Основной целью самодержавия должно было стать "общее благо", "всеобщая справедливость". С. Полоцкий призывал также к установлению справедливого правосудия, "равного суда" монарха над всеми подданными. В борьбе с аристократическими притязаниями княжеско-боярской знати царь должен опираться на широкие слои дворянства. С. Полоцкий отрицал старые принципы знатности и родовитости. Ценность человека определяется не его происхождением, а его моральными качествами, заслугами в труде на "общее благо". С. Полоцкий признавал законность и справедливость крепостного права, но выступал за смягчение эксплуатации крестьян.
Внимание общественности привлекала и экономическая жизнь страны. Целый ряд государственных деятелей - Б.И. Морозов, Ф.М. Ртищев, А.Л. Ордин-Нащокин, А.С. Матвеев, В.В. Голицын - приходит к выводу о важности развития торговли и промышленности для усиления государства.
Национальным интересам России отвечала программа А.Л. Ордина - Нащокина (1606 ― 1680) ― крупного государственного и военного деятеля второй половины XVII в. Он происходил из псковских дворян, проявил себя в войне со Швецией, в 1665 г. стал воеводой Пскова, в 1667 г. был переведен главой Посольского приказа. В кратчайшие сроки он стал канцлером, хранителем большой печати при царе Алексее Михайловиче, т.е. фактически вторым человеком в государстве. Для своего времени А.Л. Ордин-Нащокин был человеком уникальным. Прежде всего, он прославился на дипломатическом поприще, и западные дипломаты называли его "русским Ришелье". Ему Россия обязана подписанием целого ряда выгодных договоров. В частности, в 1667 г. он добился от Польши подписания выгодного для России Андрусовского перемирия, по которому Левобережная Украина отошла к России как ее историческая территория. А.Л. Ордин-Нащокин вошел в историю как организатор производства: он основал ряд мануфактур, ставя стеклодувное, железоделательное, бумагоделательное, кожевенное производство на промышленную основу. Он создал первую в России рукописную газету "Куранты" в одном экземпляре, содержавшую информацию о событиях, происходивших в других странах. Он организовал первую в России почтовую связь между Москвой, Вильно и Ригой. Он начал строительство российского флота: за 50 лет до Петра организовал верфь на Оке, где и был построен первый русский корабль "Орел" ― 22 пушечный военный корабль. А.Л. Ордин-Нащокин великолепно организовывал купеческую деятельность. Он заключил уникальное соглашение с армянской торговой компанией в Персии, которая контролировала всю торговлю с Востока и соперничала с Ост – Индской компанией. Понизив таможенные пошлины и предоставив ряд других льгот, он переориентировал шелковые потоки, которые шли через Османскую империю и Балканы, на Россию, через Каспий и Волгу. Будучи воеводой, в Пскове (с 1665), он там провел реформу городского управления. К этому времени вечевое управление было порушено, и воевода был полным правителем Пскова. А.Л. Ордин-Нащокин организовал в городе самоуправление из числа "лучших" посадских людей. Им он передал часть своих административных и судебных функций. Теперь выборные занимались организацией экономической деятельности в городе, разбирали взаимные претензии друг к другу. За собой он оставил только тяжелые уголовные дела и военные вопросы. В Пскове он организовал учреждение, которое выдавало банковские ссуды, до этого ссуды выдавали ростовщики - частники. Чтобы содействовать частному предпринимательству, необходимо, считал он, создать "Купецкий приказ", создать ряд кредитных учреждений. А.Л. Ордин-Нащокин был одним из авторов Новоторгового устава 1667 года. Устав является крупнейшим законодательным актом, определявшим нормы внешней и внутренней торговли России и подводившим определенный итог борьбе русских торговых людей за отечественный рынок. Устав отменял привилегии иностранным купцам и давал привилегии русским купцам. В общем, его экономическая деятельность способствовала развитию экономики России.

Литература

Изменения в общественной жизни предопределили начало нового этапа в развитии литературы. Именно литература наиболее полно и ярко отразила противоречия общественной жизни, все те новые тенденции и явления, которые характеризуют развитие всей культуры в XVII веке.
В XVII в. преодолевается разрыв между фольклором и письменностью. Именно в XVII в. начинаются первые записи песен, былин, пословиц, заговоров, дошедшие до нашего времени, благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном творчестве того времени.
Как и в предшествующие века, основными жанрами литературы остаются сказания, летописи, слова, поучения. Но старая форма литературных произведений уже приходит в противоречие с новыми идеями и сюжетами. Это относится и к такому устойчивому жанру средневековой литературы, как житие, которое постепенно превращается в биографическую повесть. Выдающимся памятником русской литературы ХVII в. стала автобиографическая повесть главного идеолога старообрядческого движения протопопа Аввакума "Житие, им самим написанное". В "Житии" Аввакум рассказал о себе с детства до ссылки в Пустозерск (1668). Это произведение консервативно по идее, но новаторское по форме. Традиционное житие он превратил автобиографию. Аввакум рассказывает о себе, о многих людях, с которыми ему приходилось встречаться, о друзьях и врагах. Автор отказался от условностей и традиций средневековой письменности, и смело ввел просторечие в книжный язык. В "Житии" предстает личность Аввакума, непреклонная, страстная, преданная своей идее. Протопоп Аввакум изображает перипетии своей жизни, народный быт, страстно обличает социальную несправедливость, произвол властей и церковных порядков.
Сознание ценности человеческой личности развивается параллельно с сознанием значения народа в исторических событиях. Участники похода Ермака в Сибирь составили "Казачье написание". Инициативу похода они отводят самим казакам, а не купцам Строгановым. Со страниц "Повести об Азовском сидении донских казаков" разворачивается картина героической борьбы русских донцев с турками в ходе взятия и защиты Азова (1637-1642).
В литературе ХVII в. произошло рождение нового жанра ― сатиры. Сатирические произведения в изобилии появляются в третьей четверти ХVII в. Создавались они в "низах" общества. Авторы их неизвестны, но можно предположить, что авторами их были мелкие приказные служащие, грамотные купцы, крестьяне, низшее духовенство. Одними из лучших произведений этого жанра стали "Повесть о Горе - Злочастии и как Горе - Злочастие довело молодца во иноческий чин" и "Повесть о Савве Грудцыне". В первой повести рассказывается о трагической судьбе молодого купеческого сына, попытавшегося порвать со старыми формами семейно - бытового уклада. Старый уклад жизни с преобладанием интересов государства, церкви, семьи распадался. Молодежь усваивала новые понятия о правах личности. Это и произошло с главным героем "Горя - Злочастия". Жажда приключений, удовольствий увлекают купеческого сына сначала в кабак, потом на чужбину. Пережив ряд неудач, он образумился, достиг благополучия, но затем невежество толкает его на пустое бахвальство. Молодец окончательно выбивается из колеи, становится жертвой "Горя - горинского". Горе -Злочастие изображено "босо, наго, нет на Горе ни ниточки, еще лычком Горе подпоясано". От Горя - Злочастия молодой человек находит спасение только в монастыре. Главное идейное содержание заключается в торжестве старых патриархальных порядков над новыми.

"Повесть о Савве Грудцыне" написана в 70-х гг. ХVII века. В ней также рассказывается о столкновении старого с новым. Ее герой тоже ― купеческий сын, нарушивший заветы отцов и наказанный за это. Савва Грудцын, оказавшись за границей по торговым делам, предается разврату и продает душу дьяволу. Спасаясь от отцовского гнева, он попадает в солдаты, с помощью дьявола совершает воинские подвиги во время Смоленской войны 1632- 1634 гг. с Польшей. От власти дьявола его спасает чудотворная икона. Душевный покой и вечное упокоение Савва Грудцын также находит в монастыре.
Различные стороны жизни обличали "Повесть о Ерше Ершовиче" и "Повесть о Шемякином суде". Оба эти произведения были необычайно популярны среди народа, так как имели реалистическую основу. В "Повести о Шемякином суде" действие строится на сюжете о праведном судье, понимающем, что преступления ответчика объясняются случайностью. В обоих произведениях высмеиваются продажные судьи, судебная волокита, крючкотворство.
После воссоединения России и Левобережной Украины стали активнее развиваться культурные связи России с Западной Европой. Через Украину и Белоруссию стала поступать во множестве чешские, польские, немецкие, французские произведения. В основном, это были авантюрно - рыцарские романы, нравоучительные повести и анекдотические рассказы. Рыцарские романы были очень популярны на Западе. Главной темой этих романов была любовь благородного рыцаря к прекрасной даме. В начале ХVII в. появляются повести о Еруслане Лазаревиче. Предполагают, что в основу русского текста о Еруслане легла запись устного пересказа тюркской переделки классической иранской поэмы "Шах-Намэ" ("Книга царей"), написанной Фирдоуси на основе народных сказаний. На русской почве сюжет и образы иранской поэмы приняли черты русского фольклора. В повести рассказывается о добродетелях и подвигах Еруслана. Сказочный герой Еруслан - истинный христианин: всегда помнит о сыновнем долге и заботится о престарелых родителях, защищает бедных. Повесть была необычайно популярна среди народа. Мотивы этого произведения были использованы А.С. Пушкиным в его поэме "Руслан и Людмила".
Большую популярность приобрел один из французских рыцарских романов, известный под названием "Повесть о Бове королевиче". Большую известность приобрели также и другие переводные романы: французский ― "История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей и о прекрасной королевне неаполитанской Магилене"; чешский - "Повесть о Василии Златовласом"; польский ― "Повесть об Оттоне цесаре римском" и др.

Театр

Большой популярностью в народе пользовался народный театр. По всей стране бродили скоморохи. Главным героем народных кукольных представлений был Петрушка, высмеивавший жадных богачей, неправедных судей.

Новым явлением в культурной жизни было появление первого придворного театра. Инициатором его создания стал боярин А.С. Матвеев. Театр был организован для того, чтобы отпраздновать рождение царевича Петра Алексеевича в 1672 году. Труппа театра - 60 человек - первоначально была набрана из жителей Немецкой слободы. Возглавил театр пастор И.-Г. Грегори, который прибыл в 1658 г. в Москву в качестве школьного учителя при лютеранской кирхе в Немецкой слободе. Вероятно, будучи учителем в лютеранской школе в Германии, Грегори до приезда в Россию ставил спектакли, как это делалось во всех европейских школах. Тематика школьных пьес носила назидательный характер и основывалась чаще всего на библейских преданиях. Такой театр иезуитов и протестантов получил название школьного ― дидактического театра, главная цель которого была в воспитании и обучении зрителей и актеров. 4 июня 1672 г. последовал царский указ: "...иноземцу магистру Ягану Готфриду учинити комедию, а на комедии действовати из Библии "Книгу Есфирь". Пока Грегори писал пьесу, которую затем переводили с немецкого языка на русский переводчики Посольского приказа, а ученики его школы разучивали ее по-русски, в селе Преображенском началось строительство "Комидийной хоромины", устройство сцены и декораций. 17 октября 1672 г. прошел первый профессиональный спектакль в России. Царь Алексей Михайлович был поражен. Девять часов с боярами и думными чинами он безотрывно следил за "Артаксерксовым действом". Царица Наталия Кирилловна с царевичами и царевнами наблюдала за представлением из особого помещения, отделенного от залы решеткой. Царь сидел в кресле, придворные стояли, не смея сесть при государе. Сюжет пьесы опирался на библейский рассказ о Есфири ― смиренной красавице, обратившей на себя внимание персидского царя Артаксеркса и спасшей от гибели свой народ, став его женой. На протяжении 10 часов 60 актеров выступали перед приближенными Алексея Михайловича. Первое представление поразило московский двор. Его повторяли еще несколько раз. Московский самодержец превратился в театрала, а пастор Грегори - в первого в России драматурга и «театрального режиссера». В начале 1673 г. был дан новый спектакль «Олоферново действо» или «Иудифь», также основанный на библейском повествовании: он рассказывал о том, как от рук красавицы Иудифи погиб язычник Олоферн, осадивший ее родной город. В ноябре этого же года показали еще «Комидию о Товии-младшем», текст этой пьесы до наших дней не сохранился. Автором всех трех произведений был пастор Грегори, он же обучал актеров и осуществлял постановки пьес. В 1675 г. пастор Грегори заболел и скончался. С его смертью деятельность придворного театра не остановилась. Руководство театром перешло к переводчику Посольского приказу Юрию Михайловичу Гивнеру (Гибнеру) (Георгу Хюбнеру). Он был уроженцем Саксонии, в 1649 году выехал в Польшу, в 1656 году во время русско-польской войны за Украину попал в плен, затем поселился в Москве, был учителем латинского и немецкого языков в Немецкой слободе. В самом начале "комидийных дел" Гивнер стал одним из помощников Грегори. Он составил на основе различных источников пьесу "Темир-Аксаково действо" ― драму о Тамерлане, победившем султана Баязета, и осуществил ее постановку. В 1675 ― 1676 гг. в "государевом комидийном деле" стал принимать активное участие Степан Чижинский, польский шляхтич, учитель и переводчик Посольского приказа, выполнявший ряд дипломатических поручений, посылавшийся гонцом в европейские страны, автор перевода и предисловия первой научной книги по астрономии в России "Селенографии" Яна Гевелия, по которой эту науку изучал Петр I. Он написал пьесу о "Бахусе и Венусе" (текст ее до наших дней не дошел) и балет с ариями "Орфей", для которого специально обучались юноши. Для придворного театра писал пьесы и придворный поэт Симеон Полоцкий "Комедию притчи о Блудном сыне" и "О Навходоносоре царе, о теле злате и триех отроцех, в пещи не сожженных".

В 1676 году царь Алексей Михайлович скончался, а вместе с ним прекратил свою жизнь и первый русский профессиональный театр. Его преемник Федор Алексеевич, под влиянием патриарха Иоакима, враждебно относившегося ко всему иноземному, приказал театр распустить. Придворный театр царя Алексея Михайловича не остался просто историческим фактом; от него ведут свою историю школьные театры семинарий и духовных академий, оказавшие влияние на формирование, зарождение светского публичного театра в России.

Подробнее: Понька Т.И. История отечественной культуры IX -XXI веков: Учеб. пособие. - М., 2009. - 661 с.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть