Бразилия: Сомнительные ходы новой внешней политики

24 мая 2016  00:01 Отправить по email
Печать

Сомнительно начинает правительство временного президента Бразилии Мишеля Темера. Похоже не хватало Бразилии первых признаков экономической политики с лицом новой версии неолиберализма, возникшим в стране в 1990-е годы, теперь и внешняя политика Бразилии уже отражает лицо нового неолиберального правительства. Судя по тону и политическим ориентациям, взятыми новым министром иностранных дел Жозе Серра, направление внешней политики Бразилии будет сильно отличаться от модели, которая характеризовала роль Бразилии на региональном и глобальном уровнях с начала этого века. Возможно, это и не очень радикальное изменение, но на лицо заметная смена стиля и приоритетов.

Вполне ожидаемо, что отстранение от власти президента Дилмы Руссефф инициированием процесса импичмента и формированием нового правительства в Бразилии коалицией идеологически консервативных сил и правых оказало влияние на направление внешней политики. В своих первых заявлениях для прессы и в речи под названием «Направления новой бразильской внешней политики" при вступлении в должность 18 мая этого месяца новый министр иностранных дел, Жозе Серра, дал понять, что бразильская дипломатия изменит ориентацию политики, проводимой Итамарати (бразильским МИДом) в течение последних 14 лет во время президентства Лулы да Сильвы (2003-2010) и Дилмы Руссефф (2011-2018), членов Партии Трудящихся (PT, левых).

Министр Жозе Серра, экономист, видный представитель оппозиционной Партии Бразильской Социал-Демократии (PSDB) и кандидат в президенты, в ходе выборов 2002 года потерпевший поражение от Лулы да Силвы, в своем выступлении сказал, что дипломатия будет служить "Бразилии в целом, а не выгодам и идеологическим предпочтениям определенной политической партии и ее союзников за рубежом" и "должна исходить из интересов государства и нации, а не правительства и не тем более партии". Обвиняя дипломатию правительства Лулы и Руссефф в том, что она следовала не «интересам государства и нации", а "выгодам и идеологическим предпочтениям политической партии", министр Жозе Серра ошибается дважды.

Во-первых, потому что министр, кажется, игнорирует, что любое стратегически-дипломатическое направление является результатом скрещивания внешних и внутренних факторов, как раз последний из которых и определяет ходы внутренней политики. Во-вторых, потому, что в своей речи министр опускает тот факт, что роль Министерства иностранных дел во время правления Партии Трудящихся была отмечена среди других достижений государства и нации, таких как: укрепление южноамериканской интеграции через создание Союза южноамериканских наций (УНАСУР), беспрецедентная инициатива в области обороны посредством создания Южноамериканского совета обороны, историческое сближение с африканскими странами, активная роль Бразилии в качестве актора в международных форумах, таких как G-20 и ВТО, формирование БРИКС в качестве стратегически политического и экономического инструмента Бразилии в качестве восходящей державы, формирование политической концепции по «Ответственности во время защиты», принятой ООН, подписание ряда международных соглашений о военно-техническом сотрудничестве и международное признание «президентской дипломатии» Лулы да Силва, которая способствовало укреплению мягкой силы Бразилии.

В южноамериканском контексте, в частности, Бразилия отдала приоритет своим хорошие региональным отношениям, основанным на традиционной политике невмешательства во внутренние дела и выступала как страна-примиритель в дипломатических кризисах, и в то же время поддерживала сбалансированную идеологическую дистанцию по отношению к, так называемым, "боливарианским" странам (Венесуэла, Эквадор, Боливия, Никарагуа). Благотворным аспектом внешней политики Бразилии является и участие в миротворческих миссиях, в частности, в успешной Миссии ООН по стабилизации в Гаити (MINUSTAH), возглавляемой Бразилией с 2004 года, что, безусловно, также закрепило позитивный международный имидж, ковавшийся Бразилией в последние годы.

При критике Жозе Серрой якобы "партийной" и "идеологической` траектории Бразилии на мировой арене, естественным образом возникает вопрос, как без "партийных" и идеологических целей, намерен министр изменить направление внешней политики Бразилии. Кстати, показался удивительно необычным тон, взятый министром Жозе Серра, перед лицом критики, со стороны нескольких государств Латинской Америки, Генерального секретаря Организации американских государств (ОАГ) Луиса Альмагро и Генерального секретаря Союза южноамериканских наций (УНАСУР) Эрнесто Сампера при возбуждении процесса импичмента против президента Дилмы Руссефф.

Жесткую реакцию Жозе Серра, который обвинил страны Латинской Америки "в навязывании их мнения и распространении фальсификаций по поводу внутриполитического процесса в Бразилии", отметил бывший министр иностранных дел и бывший министр обороны Бразилии Селсу Аморим, заявив, что "подобная проблема восприятия является типичной для правительств, сформированных в результате нелигитимного процесса". Селсу Аморим также обратил внимание на то, что на лицо "поворот направо в политике Бразилии, отражающийся на нынешних действиях МИДа" и "опасность того, что Бразилия перестанет быть центром баланса в регионе." Показательным фактом является и то, как Жозе Серра по сравнению с его реакцией на критику со стороны нескольких стран региона оценил позицию посла США в ОАГ, Майкла Фицпатрика, который оспорил возникшую интерпретацию того, что процесс импичмента в Бразилии определенно является переворотом. "Позиция США является правильной", сказал Жозе Серра.

Но и другие факты подтверждают сомнительные пути новой бразильской дипломатии. Не удивительно, что Жозе Серра отдает приоритет Аргентине, где в настоящее время правит президент правоцентрист Маурисио Макри, не говоря уже о том, что Аргентина является фактически основным стратегическим партнером (коммерческим, политическим и т.д.) Бразилии. Безусловно спорным кажется вопрос о том, должна ли бразильская дипломатия быть сосредоточеной в глобальном контексте в первую очередь на двусторонних соглашениях, вместо многосторонних переговоров, которые характеризовали политику Бразилии до сих пор. В связи с этим министр намерен предложить Аргентине "укрепление свободной торговли" через механизмы "гибкости" блока "Южноамериканский Общий Рынок" (МЕРКОСУР), которые позволяют подписание двусторонних соглашений с другими странами, а не только в составе блока, как в настоящее время, согласно условиям МЕРКОСУР.

Предложение вызывает опасения по поводу ослабления МЕРКОСУР в качестве регионального коллективного инструмента в международных переговорах, и именно в то время, когда особо заметны расширения экономических блоков, таких как Тихоокеанский Альянс и Транс-Тихоокеанское партнерство. В завершении своей речи, Жозе Серра ясно определил внерегиональные приоритеты Бразилии в направлении "расширения обмена с традиционными партнерами", то есть "Соединенными Штатами Америки, Европой и Японией", и, заканчивая свою речь на мрачной ноте, сделал только краткое упоминание о БРИКС без каких-либо ссылок на Россию.

В настоящее время создается тенденция к тому, что новая бразильская внешняя политика должна занимать большее пространство в национальных средствах массовой информации, и это при том, что Жозе Серра вполне может быть кандидатом на пост президента на выборах в октябре 2018 года, по крайней мере, до окончательного результата процесса импичмента против Дилмы Руссефф, который определит Верховный Суд и Сенат в течение шести месяцев. В отличие от информации, опубликованной в нескольких средствах массовой информации, импичмент не базируется на каком-либо обвинении в коррупции, получении взяток или фактах незаконного обогащения.

Юридические аргументы про-импичмента представляют собой в основном имевшие место нарушения законов, относящихся к регулированию федерального бюджета. Дилму Руссефф обвиняют в "финансовых махинациях". Далеки от достижения консенсуса по вопросу возбуждения импичмента известные бразильские юристы. Многие видят в применении импичмента явный юридический подлог с четкой целью отстранения от власти президента Дилмы Руссефф и Партии Трудящихся. Даже судья Жоаким Барбоза, бывший председатель Верховного Суда, который особенно отличался своей страстностью в борьбе с коррупцией в федеральном правительстве, поставил под сомнение аргументы про-импичмента, которые, по его мнению, являются "очень слабыми".

Действительно, стала печально известной цепь коррупционных скандалов, в основном с участием государственного нефтяного гиганта Petrobras, которые стали известны во время президентства Руссефф при этом в сочетании с очень серьезным экономическим кризисом, что и вызвало колоссальную потерю популярности президента. Это и дало толчек национальной кампании по возбуждению импичмента президента и смене правительства, особенно, при поддержке влиятельных средств массовой информации.

Первая женщина-президент в истории Бразилии и её правительство в хорошем смысле отличились рядом социальных программ для наиболее уязвимых слоев населения и продвижением политики защиты прав человека. В глобальном контексте, роль Дилмы Руссефф была менее заметной, чем её предшественника, Лулы да Сильва, тем не менее она придерживалась тех же элементов внешней политики, что и предыдущее правительство. Недаром же Дилма на текущие изменения внешней политики Бразилии отреагировала следующим образом: "нашей политикой являлась та, которая придавала значения Латинской Америке, Африке, БРИКС, что в конечном итоге закрепило уважение к Бразилии."

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть