Сирийский конфликт: информационное поле битвы России и США

12 мая 2016  14:55 Отправить по email
Печать

Наряду с общеизвестным термином «война» все сильнее о себе заявляет новый термин – информационная война. Информационная война в российском обществе более известна под определением пропаганда и существует уже достаточно давно. Пропаганда - (лат. propaganda дословно — «подлежащая распространению (вера)», от лат. propago — «распространяю») — в современном политическом дискурсе понимается как открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений для формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами.

Последней темой для информационной войны, которая ведется до сих пор, является гражданская война в Сирии. Начавшаяся в 2011 г., как борьба между правительственной армией и «Свободной Сирийской Армией» и приведшая к вовлечению внешних сил. Сейчас главными действующими лицами уже с уверенностью можно назвать Россию и конгломерат западных стран во главе с США. Наряду с использованием обычных приемов ведения войны, вокруг Сирии сформировалось информационное поле борьбы. Можно даже привести определенные аналогии классификации СМИ с родами войск настоящих армий. Так к «пехоте» можно отнести блогеров, живущих в разных странах, но имеющих достаточное количество подписчиков, чтобы в большей или меньшей степени влиять на общественное мнение. «Тяжелыми видами вооружения» будут являться эксперты из различного рода областей, которых приглашают на телеканалы для участия в программах, дебатах, дискуссиях. А также сами СМИ, которые по своему статусу принадлежат к государственным, международным институтам. «Оружием массового поражения» будут заявления МИД, Министерства Обороны, а также высказывания международных организаций, в первую очередь, таких как ООН и НАТО.

Как бы это банально ни звучало, но основной причиной информационной войны в Сирии является ни борьба с режимом Асада, ни прекращение боевых действий, ни даже ИГИЛ, а политическое влияние на руководство Ближнего Востока. С момента своего образования Сирия является транзитным путем данной области, а прописная истина хорошо известна: кто контролирует транзит, тот контролирует регион.

Поводом к переходу в активную фазу информационной войны послужил ввод российского контингента ВКС 30 сентября 2015 г. И сразу же одной из информационных атак стало сообщение CNN о том, что Россия якобы планирует наземную операцию. В российских СМИ стали появляться заметки, что Сирия может стать вторым Афганистаном. В ответ на это официальные власти в лице спикера Совета Федерации Матвиенко и главы администрации президента Иванова выступили с заявлениями, что речь идет лишь о поддержке военно-воздушными силами. Исходя из того, что на данный момент сухопутных частей там не обнаружено, первая информационная схватка осталась за Россией. Следующим шагом стал подсчет различными аналитическими организациями стоимости пребывания вооруженных сил нашей страны на территории Сирии. Так британская аналитическая компания HIS Jane’s сообщила, что один день обходится российскому бюджету от $2,4-4 млн. Конечно, министр финансов Силуанов заявил, что данные средства не выходят за рамки запланированных трат на военную сферу. Но поскольку, расчетных ведомостей в отрытом доступе не найти, то и верить на слово, никто не обязан. А если добавить недовольство либеральной части общества теми сумами, которые тратятся на ВПК, то можно сказать, что в данной микродуэли победитель не выявлен.

Следующий шаг, который был подвержен дезинформации со стороны западных СМИ, стал запуск ракет с кораблей каспийской флотилии. 7 октября в день рождения президента, состоялся запуск 26 ракет большой дальности, в СМИ фигурирует название «Калибр». Так как данные ракеты ранее не применялись в полевых условиях, а лишь на испытаниях, то они произвели определенный эффект на западных партнеров. Во-первых, шок, откуда такого рода оружие есть у страны, которая слаба экономически, но и еще находится под давлением от санкций. Во-вторых, грамотность использования, ведь запуски были полностью согласованы с теми странами, на территории которых данные ракеты пролетали. Чтобы как-то выправить ситуации, западные СМИ, голословно заявили, что ракеты не все попали в цель и уничтожили гражданские объекты. На что сразу же министерством обороны России были предоставлены видео материалы, опровергающие данный факт.

Кульминационным моментом информационной войны российского присутствия в Сирии стоит считать сбитый турецкими ВВС самолета Су-24. Это событие не входило в планы сторон: так еще 20 октября между РФ и США был подписан меморандум о предотвращении возможных инцидентов между военными самолетами в сирийском небе. Что само по себе предполагало молчаливое согласие Турции с положениями меморандума. Но инцидент произошел, и это привело к ухудшению отношений между Россией и Турцией, что в конечном итоге немного смазывает успешную военную операцию в Сирии.

14 марта 2016 г. президент РФ Путин отдал приказ о начале вывода основной части группировки ВКС из Сирии, но присутствие российских военных на базе в Латакии на этом не заканчивается. Как будут развиваться события дальше, неизвестно, но с определенной долей уверенности можно сказать, что борьба на информационном поле будет серьезной. Так как ряд аналитиков считают, что пока информационная война ведется в первую очередь США, «спустя рукава» по причине предстоящих выборов президента. Говорить об окончательных итогах информационной войны пока еще рано, но можно подвести промежуточные выводы.

Вести информационную войну без подтверждения фактов со стороны военных очень сложно. Непосредственно в Сирии российские военные впервые вышли на контакт со СМИ. Дать оценку качеству данных отношений сложно, потому что в данной области не может быть четких критериев, но также не стоит забывать о факторе государственной тайны, нарушение которого карается законом. Стоит упомянуть, что данный результат достигнут благодаря военной реформе, начавшейся в 2008 г. в России.

В борьбе с ИГИЛ Россия добилась больших результатов, чем коалиция стран. И это исчисляется не только количеством уничтоженных террористов, но и теми политическими процессами, которые были запущены. Так согласно указу № 63 Б. Асада, 13 апреля состоялись парламентские выборы впервые с 2012 г. Это также оказало определенного рода эффект на западное сообщество, изначально на блогерском уровне. Далее СМИ: The independent, Daily Express стали выпускать репортажи, где позитивно говорится о успехах России против терроризма. Согласно социологическому опросу 70% британцев поддерживают политику Путина на Ближнем Востоке. Есть основания думать, что следующим этапом будет переход сомневающихся политиков на сторону России.

И главное, на данный момент это самая успешная информационная война, в которой участвовала Россия после распада Советского Союза. Бомбардировка Югославии в 1999 г., чеченские кампании в России, даже успешный вооруженный конфликт в Южной Осетии (с точки зрения военного мастерства) были проиграны в информационном поле. Ведь, если вспомнить, то главным итогом пятидневной войны было, не обсуждение дальнейшего устройства, а клеймение России как агрессора.

Алексей Лахин – эксперт по информационной безопасности

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть