Одной из важнейших особенностей развития международных отношений в наши дни является региональная интеграция. В мире осталось лишь несколько государств, которые не участвуют в интеграционных образованиях регионального или субрегионального уровня. Сегодня многие исследователи уделяют огромное внимание изучению Азиатско-тихоокеанского региона и происходящих там интеграционных процессов, потому что для всего мира этот регион имеет весомое стратегическое значение. Россия также входит в список стран, которые традиционно относят к АТР. И в данной работе мне хотелось бы рассмотреть проблему сотрудничества РФ и международной субрегиональной организации как АСЕАН.
Отличительной чертой Азиатско-тихоокеанского региона является наличие на этой территории бурных интеграционных процессов, которые принимают самые различные формы в наши дни. Это и создание всевозможных многосторонних структур, и заключение договоров во всевозможных областях (в том числе и соглашения о свободной торговле), и поддержка международных проектов по экономическому взаимодействию (например, освоение прибрежной зоны реки Меконг). Безусловно, данный регион вызывает огромный интерес у нашей страны. Актуальность рассматриваемой мной проблемы обусловлена тем, что на данном этапе развития международных отношений Российская Федерация, действительно, играет значимую роль в АТР. России удалось добиться таких позиций не только благодаря комплексному изучению данного региона, но и благодаря искусному ведению своей дипломатии в рамках разработанного внешнеполитического курса.
Россия имеет жизненно важные не только экономические, но и политические интересы в Азиатско-тихоокеанском регионе. Взаимодействие РФ с АСЕАН должны способствовать созданию благоприятной атмосферы с целью гарантирования безопасности России, а также с целью усовершенствования всего региона Дальнего Востока и Восточной Сибири[9].
В целом ситуация в АТР складывается очень позитивно для нашей страны. Многие государства региона признают, что присутствие России на данной территории и ее постоянное участие в различных процессах, является необходимой силой, которая может способствовать региональной стабильности, поддержанию безопасности и равновесия. На сегодняшний момент Российская Федерация имеет дружеские отношения со всеми странами АТР. Можно с уверенностью сказать, что весомым доказательством успешного сотрудничества между РФ и странами АТР является проведение саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году [3.C.1]. Важно упомянуть и то, что РФ участвует не только в саммите АТЭС, но и имеет свое представительство в таких образованиях, как ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), БРИКС, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и так далее. Cитуацию, существующую в АТР, можно охарактеризовать как политически устойчивую. Одним из факторов, способствующим поддержанию стратегического баланса, и является деятельность такой влиятельной организации, как АСЕАН. В состав Ассоциации стран Юго-Восточной Азии входят: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма. Эти государства можно отнести к числу динамично развивающихся индустриальных стран. Именно с образования этой организации началась волна активных интеграционных процессов в АТР. АСЕАН, созданная в августе 1967 г., представляет собой полноценную субрегиональную организацию со своим уставом, который называется Хартией АСЕАН, принятой в ноябре 2007 г. [10] Ассоциация стран ЮВА ставит перед собой следующие задачи[9]:
1) поддерживать мир и стабильность в данном регионе;
2) способствовать более быстрому экономическому росту и развитию региона в культурной и социальной сферах.
В 1997 г. организация выработала и предоставила вниманию мирового сообщества свою стратегическую программу «Взгляд в 2020 год», создание которой было приурочено к 30-летию со дня образования АСЕАН. Согласно положениям этой программы, ассоциация была подразделена на три сообщества: экономическое, социально-культурное и сообщество по безопасности. Отметим и то, что с самого начала организация имела четкую политическую направленность, и ее главной целью являлось именно обеспечение безопасности стран-участниц, предотвращение каких-либо конфликтов и создание условий, которые позволяли бы достойно конкурировать на международной арене с сильными соседями. Декларация о создания «зоны мира, свободы и нейтралитета» в ЮВА была принята еще в 1971 г. на министерском совещании. В 1976-1991 гг. АСЕАН проявила себя вполне дееспособной и эффективной организацией, которая успешно справилась с подавлением военного конфликта, разразившегося между Кампучией (нынешняя Камбоджа) и Вьетнамом [4.C.39]. В наши дни еще одной целью АСЕАН стало не только совершенствование нормативной базы политических отношений, но и поддержание экономической стабильности и создание возможностей для стран данного региона быть конкурентоспособными в АТР.
Саммит АСЕАН – это высший законодательный орган данной организации. Проведение таких саммитов происходит каждый год. На подобных встречах обсуждаются актуальные проблемы, а также разрабатывается программа по основным направлениям деятельности АСЕАН для решения насущных вопросов. Секретариат Ассоциации стран ЮВА находится в столице Индонезии, городе Джакарте. По мнению некоторых специалистов, эта ассоциация фактически является «законодателем мод» новых интеграционных процессов в АТР. Это значит, что именно АСЕАН вырабатывает правила и принципы осуществления всех интеграций, в которых принимают участия крупнейшие игроки международных отношений (Китай, США, Австралия, Япония, Индия, Южная Корея, и, конечно же, Россия). Россия является постоянным участником мероприятий, проводимых данной организацией: Восточноазиатские саммиты, Региональные форумы АСЕАН по безопасности, министерские совещания Россия-АСЕАН.
На самом деле, от того, как будут развиваться отношения между АСЕАН и Российской Федерацией зависит и то, какие тенденции начнут преобладать в АТР в целом, и будут ли они отвечать нашим национальным интересам [1.C.32]. Следовательно, присутствие и активное участие нашей страны в деятельности этой уникальной международной организации имеет явное отражение в рамках проводимого внешнеполитического курса России. История отношений РФ-АСЕАН берет свое начало лишь после окончания холодной войны. Как раз тогда наступает переломный момент, и вся система международных отношений переживает первые признаки новой эпохи биполярного противостояния. В 1991 г. были предприняты первые попытки установления контактов СССР-АСЕАН, когда советская делегация была приглашена в качестве участника в одной из министерских конференций организации, а уже в 1994 г. произошло знаменательное событие – официальное установление отношений между советским правительством и ассоциацией стран ЮВА в рамках консультативного партнерства. С 1996 г. правопреемница СССР добилась статуса полномасштабного партнера АСЕАН, а также была создана нормативно-правовая база, согласно которой осуществляется данный диалог партнерства. Однако, Россия была далеко не первой страной, установившей подобные отношения с АСЕАН. Еще в 1970-е г. важнейшими партнерами ассоциации стали Австралия, Китай, Индия, Канада, США, Новая Зеландия и ЕС. К сожалению, сейчас Россия отстает от своих конкурентов в процессе улучшения отношений с этой региональной группировкой. Мне кажется, причинами сложившейся ситуации являются следующие:
позднее установление отношений диалогового партнерства;
отсутствие достаточного опыта у специалистов, что не дает данным отношениям возможности прогрессировать и развиваться;
сильные позиции, которые смогли занять конкуренты в данном регионе;
недостаточное знание многих российских предпринимателей особенностей экономик стран ЮВА на современном этапе;
недостаточное использование предоставляемой МИДом РФ информационной и дипломатической поддержки;
географическая отдаленность и не достаточно развитая транспортная инфраструктура.
Однако к началу XXI века, невозможно не отметить то, что отношения АСЕАН – Россия, действительно, можно охарактеризовать, как многогранные, динамично развивающиеся отношения. Многие исследователи полагают, что на современном этапе Российская Федерация решила «повернуться спиной к Европе» из-за продолжительного там кризиса и «развернулась лицом к Азии». На мой взгляд, это является очевидным и бесспорным. Рассмотрим лишь некоторые области сотрудничества РФ и АСЕАН.
Сотрудничество в области безопасности было установлено между РФ и Ассоциацией в 2003 г. при совместном подписании Декларации о партнерстве в деле мира и безопасности [10], процветания и развития в АТР, а в 2004 г. Россия имела возможность присоединиться к Договору о дружбе и сотрудничестве в ЮВА. Наша страна оказывает открытую поддержку по созданию зоны свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии с целью достижение более стабильного и безопасного уровня.
Особо стоит отметить 2005 г. В этот период было заключено множество значимых договоров и соглашений между странами АСЕАН и Россией. Событием, которое по праву можно назвать «прорывом» в этих взаимоотношениях, стало проведение первого в истории саммита Россия-АСЕАН в декабре в Куала-Лумпуре. Был подписан играющий существенную роль документ – Декларация о развитом и всеобъемлющем партнерстве между двумя сторонами [10]. Главная цель, которая сплоила усилия РФ и стран ЮВА, – это достижение экономического роста, стабильного развития, обеспечение социального прогресса. Руководствуясь принципами равенства, безопасности и процветания во всех областях, взаимная деятельность двух игроков поднялась на новый уровень. Во время Саммита в силу вступила Комплексная программа, разработанная сроком на 10 лет до 2015 г. с целью развития взаимовыгодных связей в сфере экономики, транспорта, науки и техники, инвестиций, финансов, промышленности и охраны окружающей среды. Были закреплены положения, касающиеся взаимодействия РФ и стран-участниц АСЕАН в области туризма и энергетической дипломатии [6]. А «РЖД» уже начали возведение железнодорожных путей и строительство глиноземного завода на территории индонезийского острова Калимантан. Переговоры ведутся между представительствами Лаоса, Вьетнама, Таиланда и России по поводу постройки ГЭС и АЭС в Юго-Восточной Азии. Особенная активизация наблюдается в сфере науки и образования. Генсек АСЕАН С.Питсуван и ректор МГИМО академик А.В.Торкунов заключили Меморандум о создании учебно-исследовательского Центра АСЕАН при университете МГИМО [11]. Был открыт деловой интернет-портал АСЕАН – Россия, к тому же теперь у всех граждан ЮВА, желающих выучить русский язык, есть уникальная возможность пройти курсы обучения через интернет или в специальных центрах. В этом же 2005 г. прошла первая встреча экспертов нашей страны и стран-участниц Ассоциации по вопросам в области культуры.
На межправительственном уровне также очень заметен нарастающий интерес партнеров друг к другу. Президент РФ неоднократно посещал страны ЮВА с официальными визитами, а правители Малайзии, Индонезии, Брунея и других стран осуществили переговоры на высшем уровне на территории России. Ежегодные конференции министров иностранных дел России и стран Ассоциации, сближение по вопросам законодательства, связи парламентариев нашей страны с Парламентской ассамблеей Юго-Восточной Азии (АИПА), - все это, безусловно, способствует поддержанию конструктивного политического диалога партнерства. Благодаря эффективной работе таких государственных образований, как Комиссии РФ по делам АСЕАН, созданного еще в 1996 г. Московского комитета АСЕАН, ведомств, общественных объединений, отношения Россия-АСЕАН приобретают все более видимые перспективы сотрудничества[6].
Следующим пунктом моего исследования стал второй саммит Россия-АСЕАН, который состоялся в 2010 году во Вьетнаме. Эта встреча еще раз явилась подтверждением того, что между РФ и этой международной организацией складываются чрезвычайно благоприятные отношения. Этот союз действительно выполняет все определенные ранее цели и отвечает интересам каждой из сторон. Серьезных противоречий и столкновений интересов не наблюдается. Россия проводит политику невмешательства по отношению к странам ЮВА, особенно по таким волнующим вопросам региона, как права человека и конфликты на территориальной или межконфессиональной почве. Однако есть ряд причин, которые препятствуют более динамичному развитию данных отношений. Во-первых, сферу торговли и инвестиций нельзя назвать эффективно действующей. РФ, не являясь главным партнером АСЕАН, очень отстает от своих конкурентов в этом регионе, США, Японии, Китая. Товарная структура торговли со странами ЮВА очень концентрирована, имеет узкую направленность. Как известно, экономика Дальневосточного федерального округа преимущественно имеет сырьевой характер [4.C.418]. Во-вторых, географическая удаленность двух партнеров и слаборазвитая транспортная инфраструктура не дают этим отношениям достичь наиболее прорывных результатов.
Однако Россия имеет ряд областей, в которых она занимает действительно лидирующие позиции. Так, к примеру, трудно не заметить явные преимущества нашей страны в области космического исследования, военно-технической сфере и атомной энергетике. За пятилетний период с 2005 по 2010 год Россия и страны-участницы АСЕАН смогли создать мощную договорно-правовую базу, тем самым, РФ смогла укрепить свои позиции в области региональной безопасности и внести огромный вклад в деятельность по борьбе с терроризмом и пиратством, ликвидацией последствий после стихийных бедствий, а также их предупреждение. На втором саммите представители сторон подписали Рабочую программу энергетического сотрудничества Россия-АСЕАН на 2010-2015 года по таким направлениям, как: нефтедобывающая, газодобывающая промышленность, ядерная энергетика. Наша страна также оказала помощь в осуществлении программы «дорожная карта» по строительству экономического сообщества АСЕАН.
В целом, несмотря на то, что отношения Россия-АСЕАН развиваются не слишком быстро, перспективы дальнейшего плодотворного партнерства можно увидеть и сейчас. Конечно, тормозящими факторами данного прогресса являются очень серьезная конкуренция в лице США, Китая и Японии, которые смогли занять достаточно хорошие позиции в данном регионе; слабая транспортная структура и географическая отдаленность друг от друга двух партнеров. Многое будет зависеть от того, какой политический курс будет проводиться Российской Федерацией в отношении АСЕАН, и как организуют свою деятельность частные предприниматели. Пока страны Ассоциации больше заинтересованы в крупных компаниях, но перспектива развития малого бизнеса в данном регионе также видна, особенно в области технологических нововведений.
Сотрудничество в военно-технической сфере также кажется достаточно удачным и имеющим заметные положительные результаты. Доказательством тому является недавний визит министра обороны РФ Сергея Шойгу в Мьянму. На встрече представительств двух государств было упомянуто о том, что Россия уже на протяжении нескольких лет является поставщиком оружия в страны Юго-Восточной Азии и его качество не вызывает никак сомнений и претензий.
АСЕАН действительно является очень привлекательным рынком на сегодняшний день. Это – многочисленное население, стабильная позиция в мире, растущий из года в год средний класс. Безусловно, наше правительство прекрасно осознает, что войти на рынок АСЕАН не так просто. Однако многие российские предприятия уверенно делают шаги в сторону этого направления и достигают успехов, поэтому перспективы дальнейшего политического и экономического диалога между странами АСЕАН и РФ выглядят очень оптимистическими. Благодаря активным усилиям партнеров с самого начала XXI столетия была создана мощная договорно-правовая и институциональная база, которая дает возможность сотрудничеству АСЕАН-Россия в разных областях экономики, политики, науки, культуры и техники быть полноправным и широкомасштабным.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. АСЕАН в начале XXI века: актуальные проблемы и перспективы: сб. науч. трудов. М.: ФОРУМ, 2010. 367 с.
[2]. Дальневосточный капитал. 2008. №7
[3]. Клименко А.Ф. Стратегическое партнерство между Россией и Китаем в Центральной Азии и некоторые пути совершенствования региональной системы безопасности // Проблемы Дальнего Востока 2005. №2.
[4]. Кокарева К.А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия. М., 2006. С. 415-437.
[5]. Тихоокеанское обозрение 2004-2005 гг. М., 2006. С.169
[6]. Алексеев А.В. Восточный вектор российской политики. http://www.mid.ru
[7]. АСЕАН надеется на большую активность РФ в работе будущих саммитов ВАС [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/world/20121120/911389650.html (дата обращения: 25.01.13).
[8]. О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 605. URL: http://rs.gov.ru/node/32549 (дата обращения: 25.01.13).
[9]. http://www.mid.ru
[10]. http://aseansec.org
[11]. http://asean.mgimo.ru/ru/o-tsentre/11-rus/informatsiya/
Татьяна Берёзина - Эксперт по Китаю и странам Восточной Азии
Комментарии читателей (1):