18+
«Курды Сулеймании не хотели воевать за Барзани»
Два возможных сценария выборов президента России в 2018 году
«Меджлис» готовит международную провокацию против крымско-татарского народа
Сценарии конца десятилетия
Китай овладел глобализацией и превратил ее в свой инструмент

Юрий Баранчик: Возможные сценарии выборов президента Беларуси, часть 2

1 июня 2010  15:27 Отправить по email
В закладки Напечатать

"Киргизский" или бакиевский сценарий?

Киргизский сценарий

Многие эксперты, да и не только эксперты, но и представители белорусской власти, в последнее время (после народного восстания в Киргизии) рассуждая о смене власти в Киргизии и перебрасывая данную аналогию на Беларусь, стали говорить о "киргизском сценарии". Вот, например, как эта аналогия выглядит для президента Беларуси Александра Лукашенко: "Любой, кто попытается в Белоруссии поступить подобным образом, будет всегда, взвешивая, думать: насколько это будет вредно для него самого. Это поступить себе во вред. Белоруссия - центр Европы, цивилизованного мира. Поэтому здесь в силу других в том числе факторов это невозможно... Не дай Бог, они попробуют что-то здесь, в стране, совершить. Отвернём голову немедленно".

Президент республики в этом вопросе абсолютно прав - неконституционная смена власти в республике недопустима, в этом, думается, солидарны все силы - от власти до самой радикальной оппозиции. Во-первых, этот сценарий абсолютно не устраивает как подавляющее число простых белорусов, так и элиту, т.к. в этом году у нас выборы, и власть на них может либо сохраниться в руках Александра Лукашенко, либо смениться. Но это должно произойти абсолютно легитимно, в условиях проведения честных выборов, с открытым для наблюдателей подсчетом голосов. Поэтому, естественно, ни одна политическая сила как внутренняя, так и внешняя, не заинтересована в том, чтобы устраивать в Беларуси "киргизский сценарий" накануне или во время выборов главы государства. Кстати, одна из причин, по которой это произошло в Киргизии, явилось то, что Бакиев был избран сравнительно недавно, и у людей не было возможности организовать досрочные выборы и легитимно сменить действующего главу государства (к этой теме мы еще позже вернемся).

Во-вторых, для подобного развития событий пока нет объективных социально-экономических предпосылок: предприятия, хоть и в гораздо меньшем объеме, но выпускают продукцию, в сельском хозяйстве даже наблюдается небольшой подъем, уровень жизни воспринимается подавляющим числом граждан республики как достаточный или средний. Сохраняется надежда на то, что в течение июня власти все-таки одумаются, перестанут нервничать, выставлять себя на посмешище и подпишут принятый на прошлой неделе Россией и Казахстаном Таможенный кодекс, что позволит сохранить самый важный (около 50% от объема всего экспорта) для белорусской товарной продукции российский рынок.

В-третьих, в Беларуси нет политической силы, которая бы стала играть в этот сценарий или использовала его для прихода к власти. Оппозиция слаба и раздроблена, она не может даже доказать факты фальсификаций, о которых говорит, что уж говорить о чем-то более серьезном. В ней отсутствуют яркие сильные и харизматичные лидеры, за которыми мог бы пойти народ.

В-четвертых, в Киргизии уже был успешный опыт уличной смены власти, поэтому второй раз людям собраться было гораздо проще, чем в первый.

В-пятых, такой сценарий не будет одобрен западными спонсорами белорусской оппозиции. Да и России такой способ смены власти в Беларуси также абсолютно не нужен. Т.е. у инициаторов такого сценария не будет внешней поддержки. В этом плане белорусская власть может не волноваться - "киргизский сценарий" ей не грозит (даже в том случае, если она попытается сымитировать "бакиевский" сценарий), кроме одного случая: если в оставшееся до выборов время серьезно не ухудшится социально-экономическое положение граждан республики. Если все же произойдет снижение уровня жизни где то на 100-120 долларов от оставшихся 350-400 долларов средней зарплаты, то все возможно.

Бакиевский сценарий О чем идет речь? Исходя из имеющейся информации, рискнем выдвинуть свою версию произошедшего в Киргизии. После прихода к власти Бакиев отбросил маску либерала и демократа и начал активно укреплять власть своего клана. Притом, чем дальше, тем более беспардонно. В результате, после неудачной попытки "кинуть" Россию на 1 млрд долларов и роста социального недовольства внутри республики, он принял решение пойти на неконституционный способ удержания власти.

Т.к. в Конституции Киргизии ничего подобного, естественно, для действующего главы государства не содержится, то для реализации данного сценария нужна провокация, а именно - попытка вооруженного захвата власти, в результате подавления которого государственная власть получает возможность ввести режим чрезвычайного положения на определенный период времени или пойти на изменение Конституции, с целью наделения главы государства чрезвычайными полномочиями.

Именно под этот сценарий сам Бакиев стал созывать и готовить местные курултаи, инициировать определенные процессы в политическом пространстве страны, а также совершать совершенно конкретные шаги в ходе массовых беспорядков. Например, оставлять оружие митингующим, выставлять в охрану президентского дворца женщин-милиционеров, организовывать рассылку смс-сообщений гражданам с призывами идти на площадь и т.д. В связи с этим, вспоминается интересная деталь - Бакиев как-то упомянул, что стреляли даже (!) по окнам его кабинета. Как показала баллистическая экспертиза, проведенная специалистами НАТО, выстрел по окнам был сделан изнутри кабинета.

Т.е. власти Киргизии во главе с Бакиевым и его кланом осознанно готовили провокацию, в результате которой стремились укрепить свое положение в стремительно накаляющейся ситуации внутри республики. Однако в ходе осуществления этого сценария, он вдруг неожиданно для самих организаторов начал выходить из-под контроля: народное недовольство получило возможность выхода и начало проявляться в масштабах, властями не предусмотренных, в результате чего власть вынуждена была отдать приказ о начале массовой бойни митингующих. Результат известен - Бакиев в Беларуси, ведущие представители его клана - кто в розыске, кто уже сидит.

Т.е. сначала в Киргизии начал реализовываться "бакиевский" сценарий неконституционного продления полномочий. И только в результате непрогнозируемого и нежелательного для властей слома их сценария и появился на свет так называемый "киргизский сценарий", который сейчас и обсуждается как базовый.

Есть ли в Беларуси предпосылки для реализации бакиевского сценария? В чистом виде, конечно, нет. Это будет явная провокация. Тем более, как известно, в истории одно и тоже событие первый раз осуществляется в виде трагедии, а второй раз в виде фарса. Тем не менее, политическим силам республики накануне выборов необходимо будет тщательно поработать со своим активом и запретить ему участвовать в любых силовых формах сопротивления.

При условии, что официальный Минск до начала выборов так и не сможет нормализовать отношения с Москвой, к чему все и идет, можно высказать предположение, что белорусская власть на всякий случай как один из возможных сценариев может рассмотреть вариант удержания власти через придание решениям четвертого Всебелорусского народного собрания конституционной силы.

Например, под предлогом необходимости сохранения стабильности в обществе в период мирового экономического кризиса, экономической и политической блокады республики по всему периметру, что представляет "опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства" (что соответствует критериям введения чрезвычайного положения согласно ст.84 Конституции Республики Беларусь) на период 2010-2011 (-12) годов вводится режим чрезвычайного положения, который может быть отменен только после проведения очередного всебелорусского собрания.

Этот вариант - единственная возможность нынешних белорусских властей избежать проведения президентских выборов, которые в случае фальсификации их итогов могут быть признаны нелегитимными как в США и ЕС, что уже было неоднократно, так и в России. Однако в этом случае, если официальный Минск вопреки логике внутри- и внешнеполитических процессов все же пойдет на осуществление такого сценария, легитимность белорусской власти изначально окажется под вопросом. В результате по "белорусской проблеме" могут начаться консультации между РФ, США и ЕС аналогично тому, как в настоящее время они идут по "киргизской".

Тем не менее, если власть все же рискнет пойти на выборы, то о легитимности их итогов можно будет судить только по одному критерию - будут допущены представители партий и общественных объединений к процессу подсчета голосов или же нет. Окно возможностей легитимно удержать власть стремительно сузилось.

В этих условиях патриотически настроенная общественность и политический актив должны готовиться сейчас не столько к выборам, сколько к четвертому Всебелорусскому народному собранию с тем, чтобы их представители попали на этот "народный форум" не по разнарядке сверху.

Ведь что собой представляет делегат собрания с точки зрения легитимности? Если мы обратимся к опыту 2006 года, то увидим, что на собрание со всей республики было делегировано 2 500 народных представителей, что с учетом численности белорусских избирателей (около 7 млн человек) означает, что один делегат был избран всего (!) от 2 800 человек. Соответственно, т.к. процедура выборов делегатов съезда оформлена не законом, а только указом президента, который рекомендует, как органы власти должны организовать процесс выдвижения делегатов от трудовых коллективов и т.д., можно предположить, что делегатом Всебелорусского народного собрания может быть избран любой гражданин Беларуси, собравший в свою поддержку более 2 800 подписей. Если же такие делегаты не будут допущены до участия в собрании, следовательно, и его решения могут быть признаны нелегитимными со стороны мирового сообщества.

Выводы

Рассмотрение различных вариантов возможных действий белорусской власти в преддверие выборов показывает, что единственным сценарием, при котором их действия не будут сталкиваться с кризисом легитимности, является проведение свободных и демократических президентских выборов, процедура и итоги которых должны быть признаны мировым сообществом в числе РФ, США и ЕС.

Все остальные сценарии однозначно будут являться нелегитимными. В этом плане данный анализ направлен на защиту не только законных прав и свобод граждан (избирателей) республики, но и самой белорусской власти, с тем, чтобы она своими действиями случайно или по ошибке не спровоцировала собственный кризис легитимности как в преддверие, так и в момент проведения важнейшего политического события 2010 года для республики - выборов президента страны.

Источник: ИА REX
Рубрики: Политика

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
RedTram
Loading...
Новости net.finam.ru
География
МИР
РОССИЯ 
Центральный ФО
Приволжский ФО
Северо-Западный ФО
Северо-Кавказский ФО
Южный ФО
Уральский ФО
Сибирский ФО
Дальневосточный ФО
По каким критериям Вы измеряете эффективность Правительства России?
57.6% Стоимость продуктов питания на прилавках
Новости партнёров