Кто поможет российскому ОПК?

Этот вопрос в условиях бурного развития российского ОПК обострился на фоне развития ситуации на Украине особенно после введения санкций в отношении РФ
20 мая 2015  00:45 Отправить по email
Печать

На прошлой неделе в Москве прошло совещание по развитию оборонно-промышленного комплекса (ОПК), на котором Владимир Путин заявил, что вопрос импортозамещения является одним из важнейших для отрасли. По его словам, речь идет «о планомерной реализации программы импортозамещения, и с украинских предприятий, из некоторых стран НАТО, из стран Евросоюза».

Этот вопрос в условиях бурного развития российского ОПК обострился на фоне развития ситуации на Украине особенно после введения санкций в отношении РФ.

В целом, по заявлению российских чиновников и представителей ОПК, отказ от сотрудничества с Украиной и Европой кардинально не повлияет на реализацию масштабной программы по перевооружению армии, на которую в 2011-2020 годы планируется потратить 20 триллионов рублей и еще 3 триллиона предусмотрены на модернизацию оборонно-промышленного комплекса. Причем темпы перевооружения российской армии и флота ускоряются.

В этих жестких условиях, когда разорваны налаженные многолетние кооперационные связи в области оборонной промышленности, Москва хочет максимально задействовать для переоснащения своих вооруженных сил научно-технологический потенциал стран-союзниц. И, похоже, государствам входящим в ОДКБ, в этом процессе отводится ведущая роль.

Об этом в январе заявил генеральный секретарь Организации Николай Бордюжа, отметив, что необходимо «посмотреть на потенциал государств-членов ОДКБ, чтобы использовать их промышленные возможности для производства видов вооружения или комплектующих, которые ранее производились на Украине или закупались за рубежом, на Западе».

Как заверил Николай Бордюжа, в аппарате ОДКБ возможности каждой страны будут сопоставлены с потребностями ОПК России, чтобы найти возможность размещения заказов или организации нового производства на предприятиях этих стран в интересах РФ. Кроме того он уверен, что «в Беларуси Казахстане, в Таджикистане, Кыргызстане и Армении есть заводы, где можно развернуть производство комплектующих для российского ОПК».

Однако если внимательно посмотреть на оборонный и промышленный потенциал, имеющийся сегодня у стран, входящих в ОДКБ, то, получается, что кроме России, полноценную оборонную отрасль экономики имеет, пожалуй, только Беларусь. Какие-то оборонные предприятия остались со времен СССР и в других государствах-членах Организации. Но сегодня большинство из них, если не развалены, то находятся в запущенном состоянии. А восстановление их потребует огромных средств, которых, например, у Кыргызстана и Таджикистана, просто, нет.

Что касается Казахстана, то республика в эпоху СССР была относительно слабо вовлечена в производство военной продукции. Были отдельные предприятия по производству торпедного оружия производство элементов комплексов баллистических ракет и отдельные типы стрелкового оружия. В настоящее время военное производство на этих предприятиях в основном свернуто. Так что на Казахстан тоже мало надежды.

Вместе с тем, в последнее время намечается тенденция реализации Казахстаном большого количества совместных проектов с Израилем и другими западными странами в сфере военных и двойных технологий. По мнению военных экспертов, Казахстан, используя свои возможности развития международных связей и кооперации, мог бы ориентироваться на новые области военного производства, связанные с беспилотной авиацией, электроникой, средствами связи, специальными транспортными средствами. Но пока реальных шагов в этом направлении не предпринято.

В такой расстановке сил белорусский военно-промышленный комплекс (ВПК) находится в более выигрышной ситуации по сравнению со странами-союзниками по военному блоку. В постперестроечный период белорусам удалось не только сохранить рабочие коллективы, уникальные технологии и предприятия, но и создать на их базе, новые, способные выпускать качественную военную продукцию, принятую на вооружение не только в белорусской армии.

Уже сегодня предприятия, подведомственные ГВПК Беларуси, имеют тесные связи с российскими оборонными заводами и выпускают в интересах вооруженных сил России широкий спектр продукции военного назначения. Наиболее успешно с российской стороной сотрудничают ОАО «Пеленг», ОАО «МЗКТ», ОАО «558 АРЗ», НПО «Агат», КБ «Радар» и др.

Причем, по словам российского вице-премьера Дмитрия Рогозина, белорусское предприятие «Пеленг» уже заместило своей продукцией украинские лазерно-оптические прицельные системы для выпускаемых в России самоходных противотанковых ракетных комплексов «Хризантема».

Кроме того, в интересах российских партнеров оборонные предприятия Беларуси готовы освоить производство многих других жизненно важных для российского оборонного сектора изделий военного и двойного назначения.

Но сегодняшние проблемы российского ОПК не ограничиваются лишь разрывом традиционных кооперационных связей с украинскими и европейскими смежниками. Положение усугубляется тем, что целый ряд видов российского оружия становится неконкурентоспособным на мировом рынке. По мнению экспертов, связано это не столько с санкциями Запада, сколько с внутренними проблемами самого российского ОПК, в частности – в области электронно-компонентной базы.

Нетрудно сделать вывод, что в такой ситуации важное значение для российской оборонки имеет, помимо изделий «Пеленга» и МЗКТ, и современная наукоемкая продукция ряда других белорусских предприятий.

И здесь, по мнению некоторых экспертов, у белорусов есть хороший шанс откусить немалый кусок от пирога российского военного заказа.

А это – средства для сохранения старых и создания новых рабочих мест, инвестиции для разработки новых современных образцов вооружения и военной техники. Такой, например, как РСЗО «Полонез», впервые показанный 9 мая на Параде Победы в Минске. Как заявляют производители, новая РСЗО способна нанести удар на дальности более 200 км, что вдвое больше, чем у российского «Смерча».

Свой взор на белорусскую «оборонку» стоило бы обратить и Астане. Сегодня власти Казахстана в интересах повышения обороноспособности страны активно проводят перевооружение своей армии. Уже заключен контракт с Россией на поставку Су-30СМ. Но, как полагают эксперты, это больше политический шаг. Москва уже неоднократно заявляла, что в первую очередь новое вооружение и военная техника будет поступать в российскую армию. Поэтому в ожидании поставки новых образцов есть необходимость в поддержании боеготовности техники, стоящей на вооружении. Выручить здесь могут белорусские оборонные предприятия, которые проведут ремонт и модернизацию авиа и бронетехники, средств ПВО. По крайней мере, успешный опыт уже есть: в Барановичах на «558 АРЗ» в 2010 г. и 2013 г. провели ремонт с модернизацией казахстанских Су-27.

Кроме того, белорусский ВПК может поставить Казахстану современные средства связи, навигации, беспилотные авиационные комплексы, оптические прицельные системы, радиоэлектронные комплексы различного назначения, радиолокационные станции и многое другое.

Можно долго рассуждать о состоянии «оборонки» в бывших советских республиках, очевидно лишь одно, российскому ОПК в сегодняшних жестких условиях реализации программы импортозамещения реальную помощь может оказать, пожалуй, только Беларусь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть