Политика Украины создаёт угрозы национальной безопасности Белоруссии

Украину не устраивает внеблоковый и безъядерный статусы. Что скажет на это Европа? Часть 2.
10 февраля 2015  15:56 Отправить по email
Печать

Как и отмечалось в первой части нашего материала «Киев готовит новый блиц-криг на юго-востоке страны», курс новой власти Украины на милитаризацию страны указывает, что Незалежная готовится воевать, причем долго и всерьез, стремясь вернуть контроль над утраченными территориями Донбасса и Луганщины.

Прогнозы сбылись, причем быстрее, чем ожидалось. Методические обстрелы населенных пунктов ДНР и ЛНР украинскими силовиками, фактически, спровоцировали новые боевые действия в зоне проведения АТО, успех в которых пока принадлежит ополченцам.

То есть отдельные шаги официального Киева во внутренней политике привели к росту напряженности в регионе. Что в свете уточнения Закона Республики Беларусь «О военном положении» при определенных обстоятельствах вполне может создавать угрозы военной безопасности Беларуси, а впоследствии – и безопасности всей Европы.

Определенные вызовы и угрозы для региональной безопасности могут быть связаны и с проводимой внешней политикой Украины, о чем пойдет речь в данной части статьи.

В последнее время все больше официальных политиков Киева обращаются с просьбами, предъявляют требования и даже ставят ультиматумы мировой общественности по поводу защиты Украины от агрессии со стороны России и поддерживаемых ею ДНР и ЛНР. Выразилось это, в первую очередь, в пересмотре отдельных подходов в реализации внешней политики Незалежной – например, инициировании восстановления ядерного и отмены внеблокового статусов страны. Если же посмотреть более пристально, то идея защиты (демократии, национальной самобытности, государственной целостности, свободы и так далее) является основным и единственным мотиватором всех достижений нынешней украинской власти, что, на первый взгляд, не подвергается сомнению.

Однако стремление Киева на этом фоне любой ценой занять «теплое местечко в Европейском доме» и стать лучшим другом США может обернуться для страны значительными потерями вплоть до утраты государственности, осложнив и без того напряженную обстановку в регионе. И хотя список этих потерь уже открыт, украинское руководство упорно не осознает последствий своей деятельности, или делает видимость этого. Так, политические фигуры, пришедшие к власти в результате Майдана, глава Радикальной партии Олег Ляшко и бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко неоднократно заявляли, что Украине необходимо обзавестись своим ядерным оружием. Восстановление военного ядерного статуса Незалежной было ключевым пунктом электоральной программы Ляшко во время президентских выборов в мае 2014 года, где он, к слову, занял третье место, набрав 8,32% голосов.

О том, что эта идея не покидает умы украинского руководства, говорит и другой факт. В сентябре 2014 года к разговору о ядерном оружии вернулся (теперь уже бывший) министр обороны Валерий Гелетей, заявив, что если США (или НАТО) не предоставят вооруженным силам Украины необходимые виды вооружений, украинское государство приступит к созданию собственной атомной бомбы: «Россия угрожает нам применением тактического ядерного оружия. И если мы сегодня не сможем защитить (Украину), если мир нам не поможет, мы будем вынуждены вернуться к созданию этого оружия, которое защитит от России».

И хотя в международных политических кругах решили, что эти заявления не более чем акции политического шантажа со стороны украинской власти, нельзя забывать, что при желании и соответствующем финансировании страна за 3-4 года может стать обладателем собственной «грязной» ядерной бомбы со средствами доставки (на Чернобольской АЭС установлены РБМК-реакторы, которые созданы по тому же проекту, что и советские военные реакторы серии «АД», предназначенные для производства плутония, а в 2013 году запущена программа по строительству нового завода по переработке топлива и добыче из него плутония; днепропетровский «Южмаш» производит ракеты-носители; ведутся также разработки собственного ракетного комплекса). Данный сценарий, несмотря на его абсурдность и популизм, не должен остаться без внимания у Беларуси.

Не прочь поставить под сомнение существующую систему международных отношений и сам глава украинского государства. Так в начале декабря 2014 года в интервью телеканалу АВС Петр Порошенко подверг критике эффективность Совбеза ООН и систему глобальной безопасности. «Мы должны быть абсолютно откровенны и прямолинейны: конфликт на востоке Украины продемонстрировал неэффективность послевоенной глобальной системы безопасности, в том числе Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. И это произошло, потому что один из постоянных членов, обладающий правом вето, является агрессором», – заявил он. Следуя данной логике, Порошенко нужно было также потребовать лишить права вето у США, фактически являвшихся инициатором и исполнителем агрессии против Вьетнама, Ирака, Югославии, Ливии и других стран.

Результатом этого демарша стало подписание 29 декабря 2014 года, ранее ратифицированного Верховной Радой, закона об отмене внеблокового статуса и курсе на сближение с Североатлантическим альянсом. «Мы начинаем работу по достижению Украиной критериев, необходимых для членства в НАТО. Для этого нам понадобится продолжительное время, думаю, мы закончим эту работу за пять лет», – заявил Порошенко. Несмотря на гражданскую войну на юго-востоке страны и дефолт экономики, Незалежная подтвердила решимость любым путем стать членом альянса, еще больше подрывая баланс сил в регионе. То есть вблизи границ Беларуси, теперь уже на юге, может появиться еще один очаг военной угрозы – Украина как член НАТО.

Напомним, что для вступления в Североатлантический альянс страна-кандидат должна соответствовать ряду критериев. Например, пост министра обороны должно занимать только гражданское лицо, структура и оснащение вооруженных сил обязаны отвечать стандартам НАТО, а политическая система потенциального участника блока должна соответствовать условиям организации.

И хотя для этого Украине нужны деньги и очень большие (по самым скромным подсчетам только для перевооружения вооруженных сил на стандарты НАТО стране потребуется более 100 миллиардов долларов США), президент заявляет, что решение этого вопроса займет каких-то 5 лет. В основном это будут не новейшие, а бывшие в употреблении образцы вооружений, и украинская власть возлагает большие надежды на то, что будущие партнеры по блоку дадут ее безвозмездно.

Но даже не эти критерии являются самыми проблематичными для Украины. Самое сложное – страна-кандидат не должна иметь территориальных споров с соседями и на ее территории не должно размещаться иностранных военных баз. Для Незалежной эти условия могут быть выполнены только в том случае, если Киев навсегда откажется от Крыма. Вместе с тем, данная ситуация выглядит совершенно тупиковой, поскольку власти Украины и их западные покровители, в том числе и НАТО, сами провозгласили полуостров «оккупированной территорией», входящей де-юре в состав украинского государства: «Борьба за возвращение Крыма будет продолжаться до тех пор, пока не будет восстановлена справедливость и историческая правда», – заявил Петр Порошенко. Москва, в свою очередь, уже однозначно определилась в этом вопросе: «Крым – это исконно русская земля, а Севастополь – русский город», – сказал российский президент Владимир Путин еще 18 марта 2014 года, выступая в связи с обращением Республики Крым и Севастополя о приёме в состав Российской Федерации.

В свою очередь, самопровозглашенные ДНР и ЛНР также создают немалые проблемы Украине в ее планах по вступлению в НАТО. Опять же, следуя критериям альянса, Киев должен либо одолеть сепаратистов и восстановить прежнюю целостность страны, либо навсегда отказаться от мятежных территорий. Судя по последним событиям, точка в данном вопросе будет поставлена не скоро.

Не маловажным фактором, влияющим на военную безопасность Беларуси, становится активизация военного и военно-технического сотрудничества Украины со странами НАТО – даже если она не будет членом блока. Например, уже в 2015 году Киев увеличивает степень своего участия в учениях НАТО, в том числе и на Яворовском военном полигоне Украины. Ежегодно будет возрастать число военнослужащих, обучаемых в учебных заведениях Североатлантического альянса, западные специалисты будут натаскивать подразделения ВСУ и на украинской территории. На стадию практической реализации вышел проект по формированию литовско-польско-украинской миротворческой бригады «ЛитПолУкрбриг». Планируется, что соединение уже в ближайшее время достигнет начальной готовности к выполнению задач по предназначению, а полной оперативной готовности – к началу 2016 года. Следует отметить, что Украина намерена выделить в ее состав аэромобильный батальон, а также подразделения огневой поддержки и тылового обеспечения общей численностью до 550 военнослужащих, что станет заделом для увеличения уровня своего присутствия в зарубежных миссиях. Запущены процессы полного переориентирования ОПК на производство и модернизацию вооружения и военной техники по стандартам НАТО.

Ну а что по этому поводу думает старушка Европа. Текущая обстановка в Украине заставляет европейское сообщество еще раз задуматься, какие «бонусы» получит Евросоюз, принимая Незалежную с таким «наследством» и с такими амбициями. И если проамериканское крыло ЕС – Польша и страны Балтии – не снижают свою активность в отношении помощи Украины, то его лидеры – Франция и Германия – заметно поубавили свой пыл. Они понимают: иметь очаг напряженности у своих границ это ещё полбеды, а вот очаг напряженности у себя в союзе – это уже беда. Видимо, именно поэтому завсегдатаи ЕС первыми ответили отказом на очередные просьбы Украины об оказании военно-технической помощи пока не будет урегулирован конфликт в зоне АТО.

Становится очевидным, если Европа и готова принять Украину в свои структуры, то только при одном условии – сохранении мира и стабильности в государстве. Последнее слово по данному поводу еще не сказала Беларусь. А надо бы – чем раньше, тем лучше для ее военной безопасности.

Продолжение следует.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть