Как скоро Белоруссия впишется в Союзное государство?
Россия и Япония: описки допустимы, историческая безграмотность — нет
Почему и чем угрожает России «альтернативная» глобализация по-китайски?
Послание президента: внутренняя политика будет преобладать над внешней
Германия забыла уроки Второй мировой войны

Белоруссию окружают кибервойска НАТО

Яркий пример того, что может случиться, происходит сейчас на Украине
Владимир Вуячич
13 ноября 2014  02:45 Отправить по email
Печать

В век компьютерных технологий человечество уже и не мыслит своей жизни без интернета. Однако та же всемирная паутина может быть благом, а может стать страшным оружием.

Так, четыре года назад, в сентябре 2010 года, вирусной атаке подверглась первая в Иране атомная электростанция. Представьте себе, что на Ближнем Востоке повторилась Чернобыльская трагедия. Последствия не только для региона, но и мира были бы катастрофическими. На нефтяном рынке, а, соответственно, и в мировой экономической системе, которая и так страдает от многочисленных кризисов, возник бы коллапс. Данный факт мог бы стать реальностью, если бы специалисты, обслуживающие станцию, вовремя не обнаружили и не локализовали угрозу.

После этого происшествия целевой атаке подвергся ряд европейских предприятий, информация о которых в целях безопасности не разглашалась.

И это не единичные случаи. На протяжении последних десяти лет определенные группы людей стали активно проявлять повышенный интерес к политической и экономической ситуации в различных странах, чтобы впоследствии пытаться оказывать на нее влияние путем проведения масштабных хакерских атак. Воздействию подвергаются ресурсы государственных, в том числе военных, а также частных структур.

В результате таких целенаправленных действий в открытый доступ попадает информация, которая содержит различные данные, как открытого, так и закрытого характера. Все это означает, что люди, обладая возможностью проникновения в те или иные базы данных, содержащие определенного рода информацию, способны влиять не только на принятие решений на государственном уровне, но и на будущее людей, организаций, министерств и ведомств, да и стран в целом.

Таким образом, становится ясно, что неконтролируемое существование таких групп «компьютерных гениев» представляет реальную опасность для государственного, в том числе военного управления и его инфраструктуры.

Что же касается вопросов обнаружения и локализации таких угроз, то сегодня в мире создаются специальные подразделения и структуры, наименования которых говорят сами за себя – центры кибернетической безопасности, кибернетической разведки и анализа, защиты информации и т.д. и т.п. Такие центры в том или ином виде уже существуют вокруг Беларуси – в странах Балтии, Польше, России.

К слову, только в структуре военных ведомств соседний с нами стран существует более десяти подобных структур. Наиболее известные и крупные из них – центр изучения передового опыта НАТО в области кибербезопасности в Таллинне, центр кибернетической безопасности министерства национальной обороны Польши (г. Бялобжеги), американо-польский центр кибернетической разведки и анализа в Варшаве, подразделение по предотвращению инцидентов в сфере информационных коммуникаций в Риге, подразделение киберзащиты в составе войск территориальной обороны ВС Эстонии «Кайтселийт», завершаются организационно-штатные мероприятия по созданию подразделений для ведения боевых действий в киберпространстве в структуре вооруженных сил Эстонии. А на днях проанонсировано, что в Вильнюсе, на базе военной академии, для будущего национального центра кибернетической безопасности уже готовят помещения.

Данные организации постоянно задействуются в разнообразных тренировках и учениях по защите информационного пространства стран ЕС и блока НАТО от различных угроз и атак. Одними из самых крупных мероприятий подобного рода является учение «Киберкоалиция», а также «Кибер Европа», проходящее под эгидой Европейского агентства по сетевой и информационной безопасности.

В Беларуси в интересах нейтрализации угроз в информационной сфере действует центр обеспечения безопасности информационных технологий Вооруженных Сил. Министерство обороны России объявило о создании в структуре вооруженных сил кибервойск.

В общем, задачи таких структур и центров одинаковы – защита органов государственного управления, а также гражданских и военных критически важных объектов от вредоносного воздействия. Казалась бы, благородная цель – обезопасить жизнь граждан страны и государства в целом от вмешательства извне. Однако, если обратить внимание на наименование создаваемых центров, главные задачи и их принадлежность, то станет понятно, что приоритетом является обеспечение безопасности органов государственного и военного управления, а не простых граждан.

Как правило, одновременно с обеспечением кибербезопасности у данных организаций есть задача по защите национального или коалиционного информационного пространства, значение которого в современном мире недооценивать преступно опасно. Значительное количество военных конфликтов началось именно с воздействия на информационные ресурсы, которые способны создать необходимое мнение, подготовить платформу для открытого вооруженного противостояния. И по мере стремительного роста степени информатизации общества, вероятность киберугрозы только возрастает.

Осознавая значимость кибербезопасности, руководства иностранных государств не жалеют денежных средств на эти цели. К примеру, центр кибернетической безопасности министерства национальной обороны Польши располагает бюджетом более 1 млрд. злотых (296 млн. долларов США), на нужды литовского национального центра кибернетической безопасности в 2015 году запланировано выделить 3,2 млн. литов (1,2 млн. долларов), а американо-польский центр кибернетической разведки и анализа вообще финансируется государственным департаментом США, в объемах известным только им самим.

В последнее время отношение к информационному воздействию заметно изменилось, его уже не воспринимают только как деятельность сопутствующую исключительно военным операциям. Сейчас это наиболее перспективный вид негативного влияния на противника. Это мощное, невидимое и незапрещенное международным правом средство, позволяющее в кратчайшие сроки парализовать или временно вывести из строя основные силы и средства другого государства без нанесения критического урона производственным и людским ресурсам.

Яркий пример того, что может случиться в любой стране мира, уже происходит на наших глазах, на Украине. Отсутствие специальной организации, которая была бы способна заниматься обеспечением информационной безопасности и защитой национального киберпространства не позволило правильно и своевременно реагировать на возникающие угрозы, а, соответственно, битва на информационных полях для украинцев была начата в заведомо проигрышных условиях.

Силы и средства информационной войны, задействованные до и в ходе событий на Майдане и Юго-Востоке Украины, формы и способы их применения, свидетельствуют о необходимости обратить на вопросы обеспечения информационной безопасности более пристальное внимание. Причем это касается как технических систем, так и психологических аспектов.

Проиграв войну за сознание солдата, невозможно выиграть сражение на поле боя.

Владимир Вуячич

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и «Яндекс.Дзен».
Будьте всегда в курсе главных событий дня.
Источник: ИА REX
Рубрики: Политика
Новости партнёров

Комментарии читателей (1):

Goldy
Карма: 134
13.11.2014 12:38, #26679
Так необходимость защищаться от информационной угрозы и противостоять информационной войне давно уже признана властями всех развитых стран. У России даже подписаны соглашения об информационной безопасности с США и с Китаем (как минимум). В современном мире войны ведутся не только на поле боя.
RedTram
Новости net.finam.ru
Подписывайтесь на ИА REX


Что делать с Курилами?
90.7% Ничего, наши и точка.
Лукашенко заявил, что готов к объединению с Россией, если готовы граждане двух стран. Вы готовы?

"БизнесВектор": Сергей Катырин прокомментировал Послание Президента России Федеральному Собранию

Президент России Владимир Путин в 15-ый раз обратился с посланием Федеральному Собранию. Традиционно описал положение дел в стране и обозначил основные направления внутренней и внешней политики на год: особое внимание уделил социальной сфере; росту экономики и оборонному комплексу. Среди заявлений для бизнеса - нужно сократить нормативно-правовые барьеры и ограничить аресты по экономическим преступлениям.

Как способствовать развитию малого и среднего бизнеса РБК рассказал Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

https://video.tpprf.ru/