Воссоединение церквей: Кого будет спасать экуменизм Ватикана и Константинополя?

Константинопольский патриарх Варфоломей приоткрыл подробности своих переговоров с папой Римским Франциском
31 мая 2014  22:56 Отправить по email
Печать

Константинопольский патриарх Варфоломей приоткрыл некоторые подробности своих переговоров с папой Римским Франциском, которые состоялись во время недавнего визита понтифика на Святую землю. В интервью AsiaNews православный владыка рассказал о «будущих шагах по укреплению единства между католиками и православными». Планы носят долгосрочный характер.

Во-первых, говорит Варфоломей, вместе с Франциском они договорились провести в Никее (поселение в Малой Азии – место проведение первого в истории христианства Вселенского собора, в настоящее время турецкий город Изник) в 2025 году православно-католический собор. Если Богу будет угодно, то оба церковных главы лично примут участие в этом мероприятии, если нет, то задел сей оставлен для их преемников. Во-вторых, они выбрали новое место для проведения заседания Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквями. Оно состоится осенью этого года и по предложению главы Иерусалимской православной церкви Феофила III пройдет не в сербском городе Нови-Сад, как планировалось ранее, а в Иерусалиме. Как подчеркнул Константинопольский патриарх, «Иерусалим - это земля диалога между Богом и человеком. Наши предшественники Павел VI и Афинагор выбрали ее, чтобы сломать тишину, которая длилась веками между двумя Церквами-сестрами».

Трудно припомнить, когда еще православный патриарх и римский понтифик так четко и недвусмысленно очерчивали перспективу и границы плацдарма, где будет совместно твориться церковная история. Указанием на 2025 год Варфоломей и Франциск дали понять, что и в Константинопольском патриархате, и в Римско-католической церкви отныне быть не может оппозиции принятой линии на экуменическое единство, что говорит также о направлении кадровой политики двух этих конфессий. Не менее знаковым можно считать и перенос богословского диалога из Нови-Сад в Иерусалим. Во время празднования 1700-летия Миланского эдикта в прошлом году ходили разговоры о возможной встрече на сербской земле папы и патриарха Московского и всея Руси Кирилла, однако по каким-то причинам тогда не срослось. Но нигде не говорилось и о категорическом отказе от общения. Более того, спикеры РПЦ комплиментарно отзывались о некоторых шагах Франциска, подогревая ожидания общественности. Пока не начались события на Украине и, как можно судить, параллельно Московская патриархия с недоумением смотрела на все более тесное сближение со Святым престолом Константинопольского патриархата, говорившего как будто бы от имени всех православных. Очевидно, что в этой ситуации оставлять за Сербией роль площадки для межцерковных встреч означало бы для Ватикана и Константинополя подачу бесплодных надежд своим московским «братьям».

Более того, весной этого года начали появляться знаки, свидетельствующие о новой политике двух конфессий. ИА REX не так давно предполагало, что речь может идти о планах создания из Иерусалима центра христианского «политического экуменизма», пока этого нельзя сделать в Константинополе, бывшей столице Византии, ныне Стамбуле. Так что для строителей «экуменического ковчега» важным стало укрепление до 2025 года вслед за иерусалимским бортом борт константинопольский. По возвращению из Иерусалима Варфоломей впервые включился в дискуссию по вопросу статуса Собора Святой Софии или Айя-Софии и дал интервью турецко-армянской газете AGOS. В нем он заявил, что если когда-либо будет рассматриваться вопрос о религиозном использовании Святой Софии, то только в качестве христианской церкви, потому что она была построена как христианское место поклонения. Отметим, что одновременно турецкая интеллигенция начала кампанию по сбору подписей за сохранение Айя-Софии в качестве музея. Один из ее организаторов, профессор архитектуры Угур Танйели обвинил сторонников использования собора в качестве мечети в отрицании тысячелетней истории Византии.

Но раньше Византии был Иерусалим. И потому не случайным кажется то, что во время пребывания Франциска на Святой земле его встреча с Константинопольским патриархом прошла в храме Гроба Господня, где они провели экуменическую службу для католиков и православных. Как замечает религиозный обозреватель Джон Аллен в статье для Boston Globe, этот молебен стал «беспрецедентным экуменическим жестом», ибо храм Гроба Господня является одним из «самых спорных» мест в мире, право совершать свою службу в котором защищают многочисленные христианские конфессии. Если Ватикану и Константинопольскому патриархату удастся получить «контрольный пакет акций» в будущем центре христианского «политического экуменизма», святыни Иерусалима перейдут под их контроль, и уже эти две церкви будут устанавливать свои правила для остальных, решая, кто взойдет на борт «экуменического ковчега», а кого смоет потопом.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

timev
Карма: 130
01.06.2014 10:18, #17507
=Это предательство православной веры, направлено против славян, прежде всего русских. И не нужно надувать щёки и рассуждать о «будущих шагах по укреплению единства между католиками и православными» - речь идёт о подавлении и дальнейшем уничтожении Ватиканом православия и православных.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть