Сможет ли папа Римский Франциск вылечить поляков и украинцев от «ереси этнофилетизма»

13 марта 2014  22:22 Отправить по email
Печать

Святой престол из Рима следит за украинскими событиями, но не комментирует их. Единственными, кто предсказуемо пошёл в бой на Украине и не только с позиций церковных, но и допустили спорные политические высказывания, стали греко-католический епископат и иерархи латинского обряда. Последние по «странному совпадению» все как один – поляки.

Наиболее резко на сегодня высказался католический епископ Одессы и Симферополя Бронислав Бернацкий. В его заявлении планы Российской Федерации называются «агрессивными», Крым стал «местом национальной ненависти и конфликтов», а виной всему «широкая политика Владимира Путина», примеры которой российский президент демонстрировал «в 1992 году в Приднестровье (?) и в 2008 году против Грузии». Трезво оценивая немощь киевской хунты, епископ Бернацкий возложил все свои надежды на Господа Бога и Евросоюз с США.

Это далеко не первое грозное заявление епископов польского происхождения. Ранее их делал львовский архиепископ Мечислав Мокшицкий, периодически выступая на стороне сначала воюющего, а затем победившего Майдана. С аналогичными требованиями выходили члены Конференции католических епископов Польши. До сих пор Ватикан не солидаризовался с подобными выступлениями, но и не опровергал их. Медийная политика Святого престола заключалась в том, что в эфире Radio Vaticana выступали преимущественно светские политологи и журналисты, которые старались более-менее отстранённо комментировать происходящие на Украине события, не упоминая о конфессиональной подоплёке.

На этом фоне интригующими выглядят слова, сказанные на этой недели в интервью польскому Katolicka Agencja Informacyjna отцом Гиацинтом Дестивелем из Папского совета по содействию христианскому единству.

Он заявил, что, во-первых, Святой Престол и Московский патриархат согласны рассматривать происходящее на Украине как проблему украинских Церквей, поэтому «сами украинцы должны стремиться к миру и примирению в своей стране». И важно: «между Святым Престолом и Московским патриархатом достигнуто понимание», что Украина не должна стать разыгрывающей фигурой в международной геополитической игре.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Во-вторых, отец Гиацинт отметил, что Ватикан не рассматривает Патриарха Кирилла и Русскую православную церковь в качестве «орудия российской политики на Украине». При этом Украинская православная церковь Московского патриархата останется автономной, но сохранит духовную связь с Москвой, будет находиться в духовном пространстве России.

В-третьих, представитель Папского совета по содействию христианскому единству подчеркнул, что «официально Церкви не вовлечены в конфликт». Хотя «отдельные священники могут высказывать своё мнение, когда будут говорить от имени Церкви».

Эти высказывания отца Гиацинта можно интерпретировать так, что Ватикан дистанцируется от высказываний епископов греко-католического и латинского обряда на Украине по политическим вопросам. Что бы это значило? Дело в том, что действия епископской унии Киева и Варшавы исходят из логики, характерной для польского папы Иоанна-Павла II. Не случайно The catholic world report сравнивает поведение главы Украинской греко-католической церкви архиепископа Святослава Шевчука с «таким свидетельством веры, которое дал блаженный Иоанн-Павел II».

По мнению издания, «Церковь должна защищать мир и справедливость», подобно тому как польский папа поддерживал движение «Солидарность» в «своих пастырских визитах в родную Польшу, которая в то время была под коммунистическим режимом». При этом архиепископу Святославу приводят в качестве примера, как Иоанн-Павел II обошёл бюрократию Государственного секретариата и его «Восточную политику» (доктрина по отношению к коммунистическим странам) и «получил новые возможности для нравственного убеждения и международной дипломатии в борьбе против атеистического материализма и политического гнёта».

Однако зачем вся эта «самодеятельность» нужна папе Римскому Франциску? Понтифик только начал править, на днях исполняется год с тех пор, как он возглавил Римско-католическую церковь. В наследство от Иоанна-Павла II и Бенедикта XVI ему остались кардиналы и ватиканские чиновники. В феврале Франциск сделал первое массовое назначение новых кардиналов, однако это лишь начало, ему предстоит большая работа по формированию лояльного себе аппарата и окружения.

Необдуманные и рискованные действия киевской униатской и варшавской католической иерархии на Украине, способные нанести ущерб отношениям Святого престола с Московским патриархатом, явно не на руку папе. С другой стороны, не исключено, что Франциск специально выжидает момент, когда украинцы с поляками, заражённые «ересью этнофилетизма», наделают серьёзные ошибки. В этом случае у Франциска появятся основания провести кадровую чистку и минимизировать влияние «польского лобби», оставшегося ему в наследство от Иоанна-Павла II.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть