18+
К открытию осенней сессии Государственной Думы
Линии интерпретаций итогов голосования в регионах: первичная оценка
«За три года Бочаров сумел перезагрузить региональную политическую систему»
«КПРФ пытается застолбить за собой тему обманутых дольщиков»
«Капитал революций»: с 4 по 6 октября в Финансовом университете пройдёт научная конференция, приуроченная к столетию Великой русской революции

Основной вопрос ЖКХ

Общественный контроль
Ефим Андурский
15 февраля 2014  15:30 Отправить по email
В закладки Напечатать

Нет, это не капитальный ремонт. И даже не проблема так называемого «общего имущества». Это отсутствие сколько-нибудь упорядоченного общественного контроля.

Не открою Америки, заметив, что жилищный фонд и его инфраструктура – жилищное хозяйство, а также коммунальный комплекс России, в совокупности не вполне корректно обозначаемое аббревиатурой «ЖКХ», нуждаются в упорядочении. Но является ли эта проблема сугубо федеральной?

Проблемы в ЖКХ есть на всех уровнях. На федеральном – это негодное, как я считаю, законодательство. На региональном – это преимущественно электро- и теплоэнергетика, а на муниципальном – поддержание имеющегося, строительство нового жилья и ликвидация жилья, признанного аварийным.

Татарстан намеревается создать региональное министерство ЖКХ. Но способно ли оно решить проблемы, имеющиеся на муниципальном уровне. Впрочем, это мы уже обсуждали, упомянув о том, что в соответствии с действующим законодательством ЖКХ относится к вопросам местного значения.

А теперь поразмышляем над главной проблемой. Это, как уже было сказано, организация рабкрина, извините, общественного контроля над ЖКХ, благо в нем эта отрасль нуждается катастрофически. На всех уровнях.

Оппоненты могут возразить. Дескать, разобрался бы сначала с Общественным советом (ОС), который исполком Казани по твоей же инициативе образовал в качестве своего совещательного и рекомендательного органа по вопросам развития городского хозяйства.

А что тут разбираться, если ОС еще в мае 2012 года принял решение, против которого я – председатель этого непонятного органа возражал: приостановить свою деятельность на неопределенный срок. Потому, что исполком этому органу не уделяет внимания и не оказывает никакой поддержки. Смешно сказать: исполком не справился даже с такой задачей, как наделение членов ОС соответствующими удостоверениями. А может быть, и не пожелал сделать это, что скорее всего…

Однако что-то с этим институтом недоразвитого гражданского общества Казани исполком города все-таки должен сделать. И либо ликвидировать, тем самым признав ОС неудачным проектом, либо реформировать. Например, по схеме, предлагаемой автором этих строк. У которого, к слову, есть и другие возможности.

Автор этих строк администрирует полуторатысячное интернет-сообщество «ЖКХ: открытая трибуна». Очевидно, что при поддержке социальной сети Макспарк, в составе которой образовано это сообщество, и информационного агентства REX, наделившего его статусом координатора (по вопросам ЖКХ) международной экспертной группы, он легко и просто может создать независимый (от властей всех уровней) Координационный совет. И сориентировать его на общественный контроль в сфере ЖКХ…

Так, не лучше ли активизировать имеющийся ОС. И усилить его путем привлечения удаленных экспертов и, прежде всего, из числа упомянутого сообщества. Принципы реформирования ОС я уже описал. Приведу наиболее интересные извлечения из этого описания.

Напомню, что изначально ОС задумывался в качестве общественного муниципального совета Казани (ОМС), способного стать городской Общественной палатой. Однако Положение об ОМС, подготовленное Рабочей группой под руководством автора этих строк, Правовое управление Аппарата исполкома Казани купировало и притом существенно.

И это Положение, и персональный состав ОС под председательством первого заместителя руководителя исполкома Казани Эмиля Хуснутдинова, были утверждены постановлением исполкома Казани №10075 от 5 декабря 2008 года. После увольнения г-на Хуснутдинова ОС довольно долго бездействовал, пока управление им не принял на себя автор этих строк, в то время – заместитель председателя ОС.

Худо-бедно проработав некоторое время, 17 мая 2012 года ОС в виду отсутствия какой-либо поддержки со стороны исполкома свою деятельность приостановил. А сформированной им Рабочей группе поручил подготовить и направить руководителю исполкома пакет предложений по обеспечению своей деятельности. Но на документы, представленные Рабочей группой, исполком не отреагировал. И тем самым недвусмысленно дал понять, что советы на общественных началах ему не нужны.

ОС не функционирует без малого два года, но исполком никакой обеспокоенности в связи с этим не выражает. И что теперь должен предпринять совещательный, рекомендательный, но не востребованный исполкомом орган? Наверное, должен собраться, чтобы принять решение либо о самоликвидации, либо о возобновлении своей работы, но на принципиально иных началах.

Ознакомившись с набросками этих начал, член ОС Марк Дяковецкий пришел к выводу, что при существующем отношении к нему со стороны исполкома Казани никакие реформы ОС не помогут. Марк предлагает еще раз обратиться к исполкому с требованием: обеспечить, наконец, нормальные условия для ОС. А в случае отказа обратиться в суд.

Независимый эксперт Виктор Богданов намерение реформировать ОС расценил как попытку встроить общественную по своей сути структуру в систему власти. Это намерение он посчитал бесполезным. И, прежде всего, потому что органы местного самоуправления (ОМСУ) не нуждаются в связи с населением муниципального образования. Власть, по мнению г-на Богданова, не желает нести ответственность за свои действия (бездействие). И не видит никакой надобности в привлечении общественности к разработке проблематики ЖКХ. Он убежден в том, что только жесткая оппозиция способна контролировать власть. И только она может понудить власть пойти на переговоры с экспертным сообществом.

Правозащитник из Тюмени Вадим Постников предлагает создать общественное движение «Гражданская солидарность в ЖКХ». Создавать организацию по вопросам общественного контроля над ЖКХ, наверное, необходимо. Однако стоит ли изначально закладывать в ее принципы оппозиционность? Ответ на этот вопрос будет зависеть от властей, которые должны, наконец, проявить свое отношение к идее общественного контроля в сфере ЖКХ.

Вернемся к вопросу об устройстве ОС. Я бы предложил, сохраняя его в качестве нештатного структурного подразделения исполкома Казани, деятельность ОС ограничить вопросами ЖКХ. А обязанности по материально-техническому обеспечению ОС возложить на Комитет ЖКХ исполкома Казани.

Свою работу ОС мог бы возобновить не только в качестве экспертного сообщества. Считаю, что ОС следует наделить статусом органа общественного контроля по вопросам ЖКХ. А если исполком Казани в этом сомневается, приступить к сбору подписей, необходимых, чтобы навязать исполкому общественные слушания по этому вопросу.

К сотрудничеству с ОС нетрудно привлечь профильных специалистов из самых различных регионов РФ, а Положении об ОС дополнить статусом «удаленный член Совета». Тем более что свое внимание ОС, как я думаю, должен сконцентрировать на проблематике ЖК в целом.

В настоящее время ОС состоит из президиума (его возглавляет председатель ОС) и секретариата. Такая структура, возможно, имела бы смысл, если бы исполком Казани согласился выделить для нужд ОС одну – две штатные единицы. Но поскольку он не согласился, структуру ОС предлагаю ограничить координатором и его заместителем.

О принципах работы ОС. Одним из важнейших представляется взаимодействие с исполкомом Казани через Комитет ЖКХ, а он контакты с ОС мог бы возложить на одного из своих сотрудников (по совместительству).

ОС должен работать по плану, предложения в который мог бы вносить как Комитет ЖКХ, так и члены ОС, располагающие подходящими разработками. Все они должны обладать автономией, позволяющей по своему выбору разрабатывать те или иные проблемы ЖКХ.

Инициировать заседания ОС его члены и в т. ч. удаленные могли бы по мере готовности своих проектов. Так, например, член ОС Владимир Макаров, в автономном режиме разрабатывающий вопросы начисления и уплаты платежей за ЖКУ, мог бы инициировать соответствующее заседание Совета.

Есть предложения и у автора этих строк, вот уже второй год разрабатывающего дело инвалида Николая Игнатьева, благодаря действиям (бездействию) властей, приобретшее федеральную огласку. Он вполне мог бы провести заседание ОС, посвященное названному делу.

Ссылаясь на отсутствие соответствующего финансирования, исполком Казани категорически отверг идею, к слову сказать, одобренную председателем Верховного суда РТ Ильгизом Гилазовым. Это административное разрешение конфликтов, связанных с муниципальным жильем.

А ведь такое разбирательство исполком Казани вполне мог бы доверить ОС, которому не помешали бы функциями коллективного медиатора. Реализация этой идеи позволила бы разгрузить суд, благодаря бездействию ОМСУ превращающийся в свалку жилищных проблем.

На рассмотрение ОС я бы внес также проект рекомендации правительству Татарстана: ни в коем случае не соглашаться с идеей создания республиканского министерства ЖКХ. Возражений против этой идеи высказано предостаточно. Напомню основное. Оно сводится к тому, что министерство – это орган государственной власти, а ЖКХ относится к вопросам местного значения.

Будучи экспертным сообществом и органом общественного контроля, поступающие к нему вопросы и, в т. ч., через свою страничку на официальном сайте мэрии Казани, снятую как бы для доработки, ОС мог бы принимать в работку, согласовывая это с Комитетом ЖКХ. Если, конечно, среди членов ОС найдутся желающие взяться за разработку поступившего вопроса.

Если такой член ОС найдется, он и должен будет взять на себя подготовку соответствующего заседания, выступив на нем в качестве основного докладчика. На него же должна быть возложена обязанность по подготовке проекта соответствующего решения ОС.

Вообще говоря, Комитет ЖКХ может не поддержать разработку той или иной проблемы. На этот случай инициатор должен быть наделен правом обжалования отказного решения в административном или в судебном порядке (через Общественный совет).

Для реализации предлагаемого порядка работы потребуется немного. Это, прежде всего, добрая воля исполкома Казани. Кроме того, понадобится еще две вещи. Это аудитория для проведения заседаний ОС и оборудованное оргтехникой рабочий кабинет для аппарата координатора. В этом же кабинете он мог бы вести прием посетителей.

А вот как распределились ответы на вопрос «кто должен позаботиться о муниципальных ОС советах по вопросам ЖКХ»? 9% участников состоявшегося опроса посчитало, что позаботиться об ОС должен исполком; 59% убеждены, что об ОС должно подумать население муниципальных образований; 10% полагает, что методологию образования Общественных советов должно разработать федеральное министерство ЖКХ; 5% возложили бы эту задачу на Комитет ЖКХ и ЖП ГД РФ и еще 17% уверены, что Положение об Общественном совете не разработает никто, кроме экспертного сообщества.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
RedTram
Loading...
Новости net.finam.ru
География
МИР
РОССИЯ 
Центральный ФО
Приволжский ФО
Северо-Западный ФО
Северо-Кавказский ФО
Южный ФО
Уральский ФО
Сибирский ФО
Дальневосточный ФО
По каким критериям Вы измеряете эффективность Правительства России?
57.6% Стоимость продуктов питания на прилавках
Новости партнёров