Реальная сила: азбука взаимоотношений Анкары и Тегерана

Иран даже на выходе из международной изоляции оказывается сильнее Турции
29 ноября 2013  14:10 Отправить по email
Печать

После подписания соглашения между Ираном и «шестеркой» по иранскому ядерному досье Турция и Иран двинулись навстречу друг другу. Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу заявил, что 17 декабря президент Ирана Хасан Рухани посетит Турцию с официальным визитом. Вслед за этим Иран намерен посетить и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Предполагается, что в ходе предстоящих переговоров стороны могут подписать важные соглашения.

Судя по всему, на данном этапе Турция в отношении Ирана будет пытаться использовать испытанный рецепт: экономика – отдельно, политика - отдельно. Но ход событий на Ближнем Востоке приобрел такую интенсивность, что « разводить» экономику и политику Анкаре уже не удается. За сказанным ею «А» партнеры ждут «Б».

«А», конечно, это - экономика. Режим санкций подорвал торгово-экономические отношения между двумя странами. В то же время необходимо признать, что Турция находила предлоги для того, чтобы обходить режим санкций, прежде всего, в энергетике. Как заявил министр энергетики Турции Танер Йылдыз, Турция после вступления в силу эмбарго Европейского союза против нефтяного экспорта Ирана сократила импорт нефти из этой страны по сравнению с согласованным ранее объемом в 180.000 баррелей в сутки. Но сейчас, по словам министра, «Турция не может игнорировать Иран, являющийся вторым поставщиком нефти в Турцию после России».

Напомним, что Турция покупает природный газ у 5 стран и нефть из 12 стран, включая и Азербайджан. Но не со всеми из стран - экспортеров энергоресурсов она имеет такие отношения, как, к примеру, с Азербайджаном, которые декларируются как «одна нация - два государства».Анкара понимала, что международная изоляция Ирана выводила на первые региональные позиции Азербайджан, который находил поддержку в ЕС в выборе первого газопровода в рамках «Южного газового коридора», чтобы связать европейские рынки газа с крупнейшими месторождениями, прежде всего, в бассейне Каспийского моря. В итоге, как не крути, но в альянсе Баку-Анкара, Баку выступал в роли ведущего игрока.

Теперь ситуация меняется. Турция получает реальную возможность выступить для ЕС как транзитная страна, своим «копьем» упирающаяся уже непосредственно на огромнейшие энергоресурсы соседнего Ирана, которые становятся альтернативой, прежде всего, азербайджанским. Для Анкары Тегеран является настоящим энергетическим «джек-потом», позволяющим выстраивать уже иную политику, прежде всего, с Баку. И наоборот, Анкара может обозначить тактический дрейф в сторону альянса Москва-Тегеран. В целом, в случае подписания между Ираном и «шестеркой» окончательного соглашения по ядерной программе и снятие всех санкций против Ирана, по словам первого вице-президента Ирана Джахангири, до 2020 года товарооборот между двумя Ираном и Турцией может достигнуть 100 млрд. долларов. Тем более, что уже сейчас, согласно сообщению министра развития Турции Джевдета Йылмаза, рассматривается возможность создания между двумя странами свободной экономической зоны.

Проблема только в способности Турции конвертировать «А»- экономику в «Б»- политику. Точнее в том, как говорил министр иностранных дел Турции Давутоглу в своем выступлении в Центре ближневосточных стратегических исследований Ирана, в возможностях «Турции и Ирана образовать точку опоры региона».

Так называемая «арабская весна» в Северной Африке и на Ближнем Востоке выявила проблемы во взаимоотношениях между Турцией и Ираном по многим направлениям, в том числе и в отношении лидерства в регионе. При этом сражения между Анкарой и Тегераном шли по самому широкому фронту: в Ираке, в Ливане, на палестинском направлении и, наконец, в Сирии. Кругом Турция пыталась оттеснить шиитские силы, добиваясь необходимых для себя изменений с опорой на суннитский фактор. Что касается Сирии, то там Турция и Иран столкнулись лицом к лицу.

Анкара открыто поддерживает силы сирийской оппозиции и требует устранения от власти президента Башара Асада, Тегеран, наоборот, имеет иной сценарий урегулирования сирийского кризиса. Плюс к этому и самые невероятные направленные против интересов Ирана региональные альянсы с участием Турции, В результате она фактически впустую растратила свой политико-дипломатический ресурс, ослабила свои позиции в регионе , тогда как Иран со своими значительными ресурсами даже на выходе из международной изоляции выглядит намного сильнее . Поэтому в случае формирования альянса Турция-Иран, Турция будет выступать в роли ведомой.

Но до поры до времени, пока Иран не вступит на путь либерализации режима и когда для Турции появиться возможность проявить свои способности по «экспорту демократии» в соседние страны. Так что во время предстоящих визитов лидеров двух стран в гости друг к другу следует немало интригующих заявлений и предложений. Во взаимоотношениях между двумя странами наступает период «политических сюрпризов».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть