Россия между Китаем и США: как из двух зол не выбрать ни одно?

«Прочтение американских, японских и китайских публикаций за последние пару месяцев позволяет сделать вывод о том, что Вашингтон и Пекин начали ожесточённое соперничество за Россию...»
9 ноября 2013  17:05 Отправить по email
Печать

Прочтение американских, японских и китайских публикаций за последние пару месяцев позволяет сделать вывод о том, что Вашингтон и Пекин начали ожесточённое соперничество за Россию. США опасаются, что активизация российско-китайского сотрудничества может привести к созданию политического (или даже военно-политического) альянса, в связи с чем пытаются при помощи своих союзников (в первую очередь, Японии) продвинуть тезис о том, что только сотрудничество с Соединёнными Штатами, Канадой, Японией и Южной Кореей способно дать России необходимые для развития Дальнего Востока инвестиции и технологии, тогда как ориентация на Китай может привести к росту угрозы экономической экспансии КНР на ДВ РФ. Китай, в свою очередь, стремится видеть в лице России как экономического, так и политического партнёра, который своими ресурсами поддержит китайскую экономику и окажет безусловную поддержку китайским политическим инициативам как в АТР, так и на мировой арене.

Если обобщить существующие прогнозы развития российско-китайских отношений, можно свести их к трём основным сценариям:

1. Создание российско-китайского альянса. Данный вариант возможен в том случае, если у России не будет альтернатив решения своих экономических проблем кроме как за счёт усиления сотрудничества с Китаем, что будет усиливать зависимость РФ от КНР. Кроме того, это предполагает, что отношения Москвы и Вашингтона, а также Пекина и Вашингтона будут ухудшаться, а планы России по развитию Дальнего Востока и усилению роли РФ в АТР провалятся.

В таком альянсе Пекин будет играть главенствующую роль, но при этом будет распределены сферы интересов: Россия поддерживает китайские инициативы в АТР, а Китай использует своё влияние для продвижения российских интересов в Грузии, Армении и Азербайджане, а также поддерживает политику РФ в отношении Украины, Белоруссии и Молдавии. Сферы в Центральной Азии будут разделены, но превалировать будут интересы Пекина, который считается многими странами региона очень удобным экономическим партнёром. Стоит ожидать, что в случае развития ситуации по данному сценарию, Китай осуществит проект по прокладке железной дороги единого стандарта от Синьцзяна до Турции, а также сети трубопроводов, включая газопровод из Туркменистана в Пакистан через Афганистан. В перспективе, это может привести к появлению на территории стран Центральной Азии военных объектов КНР — для обеспечения безопасности реализуемых проектов, например, охраны трубопроводов и т.п.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

2. Ухудшение российско-китайских отношений. Данный сценарий предполагает, что в Москве возобладают позиции сторонников тезиса о «китайской угрозе» (экономической экспансии). Продвижению этого тезиса поспособствовали недавние скандалы с масштабными незаконными вырубками леса в РФ для поставок в КНР, а также с установлением контроля китайской компанией «Пасифик Андес» над добычей минтая на Дальнем Востоке РФ. Данный вариант вполне соответствует интересам США, которые уже начали продвигать тезис о том, что Россия может противодействовать китайской экономической экспансии только в союзе с США и Японией. Однако Москва и Пекин являются партнёрами, а не союзниками, что позволяет им находить компромиссы по спорным вопросам.

3. Сохранение «неопределённого равновесия». По сути, данный сценарий предполагает сохранение нынешней ситуации, когда у Москвы и Пекина есть как общие интересы, так и противоречия. Так, у Китая и России разные интересы в Центральной Азии, но при этом обе страны заинтересованы в поддержании стабильности в этом регионе. Соблюдать баланс интересов позволяет ШОС, в рамках которой обсуждаются наиболее проблемные вопросы и достигаются компромиссные решения. Сохранение такой ситуации способно привести к повышению политической значимости ШОС на международной арене как структуры, в которой нет одного единоличного лидера.

Если проанализировать основные направления американской политики в отношении России и Китая, можно обнаружить, что она строится на выявлении ключевых противоречий между Москвой и Пекином, их противоречий с США, а также общности интересов. И, что примечательно, американцы, судя по всему, сделали очень грамотный вывод, сочтя наиболее эффективным реализацию своей политики не в отношении Москвы и Пекина как единого блока, а в отношении каждой из сторон в отдельности — «разделяй и властвуй».

Собственно, одним из наиболее серьёзных направлений работы, которая призвана способствовать предотвращению российско-китайского сближения на антиамериканской основе, является проведение совместных учений — как военных (по борьбе с пиратами), так и по линии ликвидации последствий стихийных бедствий и борьбы с браконьерством и контрабандой. И действительно, к недавним российско-американским договорённостям добавились и планы проведения российско-японских учений, договоренность о которых была достигнута в ходе визита в Японию С. Лаврова и С. Шойгу в начале ноября. И совсем не стоит удивляться, если мы в ближайшее время услышим о привлечении представителей Китая к учениям в Арктическом регионе совместно с Канадой или с Великобританией, Данией, Швецией и Норвегией, но без участия России. Аналогично этому возможно проведение контртеррористических учений в Центральной Азии: США-РФ-Таджикистан-Афганистан-Казахстан или США-КНР-Казахстан-Пакистан.

Разумеется, в силе остаётся и старый испытанный метод инициирования антикитайских настроений в РФ — продвижение тезиса о «китайской угрозе» Дальнему Востоку и Сибири путём финансирования публикаций отдельных российских учёных, проведения круглых столов и конференций по вопросам территориального спора с КНР, китайской экспансии в рыбодобывающей и лесной отраслях РФ и т.п. А одновременно с этим можно ожидать вброса в китайских интернет-форумах тезисов о необходимости пересмотра российско-китайских договоров о границе, которые якобы не соответствуют реальности, поскольку Китай имеет право претендовать на гораздо большие территории.

Чем всё это может закончиться? Увы, ничем хорошим. По сути, сейчас существуют два направления внешней политики США в отношении России: одна — в отношении Москвы (это вопросы ПРО, Сирии, ЕС и т.п.), вторая — сугубо прагматичная в отношении Дальнего Востока. Применительно к последней главной задачей Соединённых Штатов является интенсификация инвестиционного сотрудничества ДВ РФ со странами северной части Тихого океана — Японией, Канадой, США и Южной Кореей. При этом главный упор делается на том, что данные связи должны осуществляться с Дальним Востоком как с отдельной уникальной экономикой. То есть, Дальний Восток, являясь частью России, будет выступать отдельным экономическим субъектом. Реализации такого подхода, собственно, будет способствовать недавнее решение российских властей о передаче Минвостокразвития части функций отдельных федеральных ведомств.

Поэтому, вспомнив о старой идее «Северной альтернативы АСЕАН», не стоит удивляться, если мы через год-два увидим предложения о вхождении Дальнего Востока России в качестве отдельной экономики в состав АТЭС и/или Транс-Тихоокеанского партнёрства, для чего может быть разработано понятие вроде «ассоциированного участника». А там совсем недалеко и до постановки вопроса о новом статусе Дальнего Востока.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Владимир
Карма: 15
10.11.2013 01:08, #10390
"Как из двух зол не выбрать ни дно?"
Отвечаю: заключить военно-политич. и экономич. союз с Китаем.
Это Штаты и Япония, не раз посягали на территорию РФ, а ситуация с постоянно меняющим свое русло Амуром и Даманской скалой - это в сравнении с этой исторической традицией просто пародия.
Это Штаты с Британией и Францией не раз "опускали" Китай совершенно уголовными методами. Вплоть до торговли наркотиками. Вплоть до вооруженного ограбления. Это Япония не один раз вторгалась на территорию Китая. Вплоть до применения бактериологического оружия.
Это англо-саксонская элита многажды демонстрировала склонность и умение руками своего 3-го соперника мочить 2-го.
Это бывшие и действующие функционеры и идеологи гос-аппарата США уже неоднократно высказывали мнение о несправедливости судьбы, отдавшей Сибирь русским.
Это американские креатуры и содержанки в РФ уже в голос ставили вопрос об отделении Сибири.
России нечего делить с Китаем.
Конечно, просто так союзничать - глупость. На бога надейся, а сам не плошай. Рожать надо больше. И территорию осваивать. И не надо будет китайцев опасаться. Да-да-да! Не дерипаскам помогать, когда те народное добро Ротам или Рокам чуть не профукали, а отобрать все не ими созданное у эфективненьких и развивать все это, как Совдепия делала.
Сегодня, как и вчера, и позавчера, и еще долго в будущем смертельным врагом России будут американские, европейские и японские империалисты-милитаристы. А не Китай.
Тот, кто равняет Китай с ними - это не друг Росс
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть