Армянская апостольская церковь бьёт по Турции технологией «массовой канонизации»

Армянская церковь канонизирует всех жертв Геноцида армян в Османской империи
28 сентября 2013  22:50 Отправить по email
Печать

Епископальный собор Армянской апостольской церкви принял решение причислить к лику святых всех жертв Геноцида армян 1915 года. Об этом было объявлено в Эчмиадзине, где с 24 по 27 сентября проходило собрание иерархов двух армянских католикосатов - Первопрестольного Эчмиадзина (Армения) и Великого Дома Киликийского (Ливан), а также Иерусалимского и Константинопольского патриархатов.

«В результате обсуждения докладов, в связи с процессом канонизации жертв Геноцида армян Епископальное собрание приняло решение принять принцип коллективной канонизации жертв Геноцида армян; поручить комитету по канонизации продолжить изучения индивидуальной и групповой канонизации мучеников и представить его на следующем Епископальном собрании; поручить комитету по канонизации разработать устав и обряд канонизации и представить его на следующем Епископальном собрании», – заявил директор пресс-канцелярии Эчмиадзина иерей Ваграм Меликян, подведя итоги церковного собора.

Речь идёт о канонизации не менее чем полутора миллиона погибших армян. Такого в истории мирового христианства еще не было. До сих пор самой крупной является группа первых страдальцев за Христа – четырнадцати тысяч младенцев от Ирода в Вифлееме избиенных. Причисление жертв Геноцида армян к лику святых будет пропагандистским шагом, неверным как с религиозной, так и с политической точки зрения, - заявил по этому поводу в интервью Epress.am культуролог Вардан Джалоян. Перенос восприятия жертв той трагедии в сугубо религиозный контекст, по его мнению, не соответствует действительности. «В последнее время церковь политизируется, совершает шаги, которым ты не можешь дать теологических обоснований, – отметил эксперт. – Среди убитых были католики, протестанты, неверующие, Армянская апостольская церковь и их причислит к лику святых?».

Это аргументы «против». Попробуем представить, что могло бы быть аргументами «за». Во-первых, своим «ноу-хау» Армянская апостольская церковь открыла дорогу новым «политическим технологиям», когда канонизация тех или иных групп служит обоснованием и подкреплением тех или иных геополитических требований. Издатель и редактор газеты «Калифорнийский курьер» Арут Сасунян, вернувшийся на днях из Еревана, где он принимал участие в закрытых брифингах с высокопоставленными правительственными чиновниками, среди обсуждавшихся тем называет «работу по подготовке возможного международного судебного иска против Турции с целью обеспечения компенсации». Отказать в этом наследникам полутора миллионов «святых мучеников» будет труднее.

Во-вторых, своим решением Армянская апостольская церковь дает резко «закрученную подачу» некоторым христианским Церквям. Например, Константинопольскому патриархату, главу которого патриарха Варфоломея может спросить его паства, когда будет запущен процесс канонизации анатолийских греков, которые также страдали от Османской империи. Но более интересным представляется вариант, в котором ААЦ поддержит Ватикан. Папа Римский Франциск уже успел запомниться заявлениями с осуждением Геноцида армян. Сочтёт ли Римско-католическая церковь для себя возможным подхватить эстафету и канонизировать хотя бы пострадавших в 1915 году армян-католиков, что дополнительно выведет проблему на глобальный международный уровень? Анкаре в этом случае не позавидуешь.

Соседний Баку настороженно относится к диалогу между Ереваном и Ватиканом. Азербайджанский официозный политолог Мубариз Ахмедоглу констатирует, что сегодня у президента Армении Сержа Саргсяна «тесные отношения с Ватиканом», а нынешний период «армян, которые колеблются между русским православием и католицизмом, можно назвать ватиканским». Тревоги Баку понятны – ведь система массовой канонизации может быть поставлена на поток. Как замечает нагорно-карабахский политолог Рачья Арзуманян, «почему мы должны исключить из списка мучеников жертв конца XIX века, ту же резню в Адане. Или резню в Баку в 1905, затем 1990 годах. Как быть с шушинской резнёй начала XX века и Сумгаитом и Марагой конца XX века? Ряд учёных говорят о Мец Егерне (Геноциде армян) применительно к периоду 1890-1922 годов. Но всё равно остаются вопросы конца XX века».

Действительно, при наличии политической воли ничего не мешает Армянской апостольской церкви добавить «святых мучеников» по указанным позициям. Но этот процесс может привести к самым непредсказуемым результатам, когда «религиозный фактор» значительно повысит градус напряжённости в проблемном Закавказье. Вряд ли тогда кто-то окажется в выигрыше.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (4):

Emin
Карма: 61
29.09.2013 12:10, #9473
Что там мелочиться, давайте причислять к лику святых всех армях. А человека, который додумался до такой гениальной мысли, как причислять к лику свяхых жертв надуманного геноцида, надо причислить к пророкам.
syncope
Карма: 27
29.09.2013 13:28, #9477
В ответ на комментарий Emin #9473 (29.09.2013 12:10)
Я считаю, пора армянским историкам заняться пересмотром Ветхого и Нового Завета. Наверняка, в закромах найдутся доказательства того, что хотя бы бабушка у Марии была армянкой. Ну или голубь... был армянин.
Алекс
Карма: 123
30.09.2013 10:50, #9494
Emin , sincope.
Ребята, противно читать ваши эскапады...

Не опускайтесь до кухонного идиотизма.
Имхо.
garik
Карма: 5
30.09.2013 11:51, #9497
Муха может подлететь или даже залететь в ухо слону. Может ли она что то изменить в жизни или в настроении слона.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть