Оценка обстановки в военном деле - продолжение: Сергей Скоков

ИА REX публикует продолжение статьи эксперта, посвящённую вооружённым силам
25 сентября 2013  17:00 Отправить по email
Печать

ИА REX публикует продолжение статьи эксперта, генерал-лейтенанта Сергея Скокова. Первая часть статьи — «Оценка обстановки в военном деле — генеральная линия / Сергей Скоков».

Несоответствие временных параметров работы органов управления целям действий воинских формирований

Сегодня, как и во времена пятидесятых годов двадцатого века, для каждого вида действий определяется несколько целей с огромным количеством задач, решением которых достигаются эти цели. При этом ничего не изменилось, по существу, ни в алгоритмах решения этих задач, ни в организации их решения, ни в перечне и содержании планирующих документов, определяющих порядок их решения. Хотя современные технологии и позволяют все процессы, о которых написано выше, сократить в разы, следовательно, сократить и время на решение задач. Сейчас, в зависимости от стоящих перед соединениями и воинскими частями (далее СВЧ) задачами, имеется возможность ограничиться двумя документами: «планом подготовки к выполнению задач по предназначению» и «планом применения».

Средства управления середины прошлого столетия определили методы управления войскам: они были основаны на бумажном документообороте. В настоящее время, несмотря на возможность работы с графической информацией, в том числе и с электронной картой, эти методы не изменились. В соответствии с действующими наставлениями в управлении общевойсковой бригады разрабатывается при подготовке и в ходе боевых действий около 180 наименований типовых документов, а во всей бригаде — более двухсот. В качестве иллюстрации смотрите рисунок 3, как пример несоответствия временных параметров работы органов управления целям действий воинских формирований.

Принципиально неизменными остаются и организационно-штатные структуры (далее ОШС) органов военного управления (далее ОВУ) СВЧ. Попытки уменьшить численность должностных лиц в ОВУ волевыми решениями, при этом, не уменьшив количество и объём задач, решаемых должностными лицами этих ОВУ, не создав определённые условия, когда часть задач может выполняться с помощью автоматизированных систем управления (АСУ), усугубляют ситуацию в Вооружённых Силах России, делают ОВУ неспособными решать задачи управления подчинёнными СВЧ.
Так, общие трудозатраты на разработку документов оперативным отделением штаба омсбр составляет около 200 чел/час. При этом по штату в нём офицеров — 2, сержантов — 2, рядовых — 1, гражданский персонал — 1. Как показывает опыт, подготовленный специалист за час работы, может исполнить текстовой документ объёмом 1,5 — 2 машинописные страницы, или нанести на карту 600 — 800 тактических обозначений и надписей (без учёта усталости). Для разработки типового комплекта документов оперативному отделению штаба мсбр потребуется до трёх суток. Таким образом, осуществить подготовку боя бригады (за нормативные сроки — до суток) в полном объёме невозможно. На рисунке 3, в сравнении показано соотношение времени на принятие решения о проведении операции в армиях передовых иностранных государств и в российской армии. Здравый смысл подсказывает, что через восемь часов всё, что будет делаться нашими ОВУ, уже бесполезно, так как противник опередит наши войска в действии. Чтобы не допустить этого, временной цикл управления в наших ОВУ должен составлять не более шести часов.
Подводя итоги, хочется ещё раз подчеркнуть, что научно-технический прогресс и возможности информационно-коммуникационных систем кардинально изменили условия сего дня. При этом пытаться адаптировать к современным условиям теорию и практику военного дела Великой Отечественной войны, по меньшей мере, не рационально.

Полагаю, что на сегодняшний день главной задачей руководства Вооружённых Сил России, военной науки и всех, кто к этой теме имеет какое-то отношение, должно стать:

— определение факторов и степени их влияния на формирование условий обстановки настоящего времени;

— приведение в соответствие этим условиям всех задач подготовки и применения войск (сил), порядка решения этих задач.

Несомненно, решение этой задачи, по существу, будет очередной революцией в военном деле, и её результаты кардинально изменят теорию и практику подготовки и ведения военных действии, с вытекающими из этого последствиями: нужно будет пойти другим путём, чем в прежних, недавних реформах нашей армии. Но эти преобразования кто-то рано или поздно должен начать. Сейчас, после очередного реформирования армии, когда старое разрушено, а новое не создано, при этом все «точки возврата» пройдены, когда нужно ответить на вопрос «что делать?», — именно сейчас самое удачное время для этих преобразований. Их результатом должно стать создание системы (армии) способной эффективно применять современные технологические и коммуникационные возможности. И чем быстрей эти изменения произойдут, тем полноценнее мы сможем использовать определяющий фактор современного мира — время.

Доклад начальнику Генерального штаба Вооружённых Сил России

Мы продолжаем вести разговор о факторах, которые сегодня определяют необходимость кардинально менять теорию и практику военного дела, по существу, продолжаем тему революции в военном деле на современном этапе. Полагаю, что пришло время довести до вас доклад начальнику Генерального штаба Вооружённых Сил России, подготовленный мною в ноябре 2010 года. Тогда была сделана попытка провести эксперимент, но дальше эксперимента, осуществлённого в ходе командно-штабных учений, дело так и не пошло: слишком уж серьёзное это мероприятие, которое невозможно осуществить в соединении, имеющем боевую задачу, и без необходимой нормативной базы для этого.

Полагаю, что материал целесообразно приводить по частям, последовательно, чтобы как можно более подробно разобрать каждый его элемент. Данный доклад с полной уверенностью можно отнести к оценке обстановки в военном деле (ранее я уже опубликовал серию постов на эту тему: Оценка обстановки в военном деле — часть первая , Оценка обстановки в военном деле — часть вторая , Оценка обстановки в военном деле — трансформация системы управления в схемах ), следовательно, эта и все последующие заметки с докладом начальнику Генерального штаба будут проходить под общим, единым названием «Оценка обстановки в военном деле — часть третья» и так далее. В этой и в ряде последующих публикаций речь пойдёт о зависимости элементов существующей системы управления от возможностей средств связи (полагаю, что причинно-следственные связи в данном случае лежат на поверхности).

Сразу же хочу предупредить специалистов из различных предметных областей, что текст максимально адаптирован к формату открытых источников информации (ну, вы должны понимать, что сделано это для того, чтобы потом не было мучительно больно). О том, что собой представляют системы управления, в каком технологическом состоянии данные системы пребывают сегодня, каковы перспективы и возможности их развития достаточно много написано.

Например, можно обратиться к весьма содержательным работам блогера dragon_first_ru или многочисленным публикациям Дмитрия Кандаурова (смотрите, например, статью «Вперёд, в прошлое?», опубликованную в газете «Завтра» или заметку «Проблемы и перспективы внедрения АСУВ по опыту учений «Кавказ-2012», опубликованную в журнале «Арсенал Отечества»). Но я рискну высказать свою собственную точку зрения, приведя в сокращённом виде доклад начальника Главного штаба Сухопутных войск России по данному вопросу.

Начальнику Генерального штаба

Вооружённых Сил Российской Федерации — первому заместителю

Министра обороны Российской Федерации

генералу армии Н.Е. МАКАРОВУ

Докладываю.

Изменения в развитии технологий и средств связи и коммуникаций обусловили кардинальные изменения в построении и функционировании систем военного управления.
Основными тенденциями развития систем управления в вооружённых силах армий ведущих зарубежных стран являются:

— переход от иерархической (директивной) системы управления к адаптивной в зависимости от условий ведения боевых действий;

— создание распределённых пунктов управления модульного состава в зависимости от поставленной задачи и условий обстановки;

— глобализация управления информационными ресурсами в масштабе вооружённых сил и государства. Создание единого информационного пространства;

— обеспечение гарантированной устойчивости управления за счёт унификации ВВСТ.

В настоящее время отсутствие новых средств управления в соединениях, воинских частях и подразделениях Сухопутных войск России обусловливает иерархическую организационно-штатную структуру органов управлений и традиционную систему пунктов управления (смотрите приложение 1 — «Принципиальная схема существующих пунктов управления тактического звена»).

Причём функциональная обособленность пунктов управления начальников родов войск, и служб при ограниченных возможностях существующей системы связи значительно снижают устойчивость управления (смотрите приложение 2 — «Существующая система связи»).

Основными недостатками аналоговой системы связи являются:

— жёсткая структура, основанная по радиальному принципу организации связи;

— низкая пропускная способность каналов связи (до 16 кбит/с);

— ручная коммутация каналов;

— низкая разведзащищённость и помехозащищённость.

Существующая система связи, а также телекоммуникационное оборудование не в полном объёме обеспечивают связь, а также информационно-коммуникационные услуги должностным лицам органов управлений бригады в зоне её ответственности.

Трансформация системы управления в схемах

«Нельзя следовать, безусловно, шаблонами, однако постоянных шараханий, бесконечных ревизий ранее принятых решений быть не должно. В течение ближайших двух лет должна быть создана система перспективных исследований и разработок в области науки и военных технологий». Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами России Владимир Путин. Коллегия Министерства обороны России 27 февраля 2013 года.

Вывод: нужна революция в военном деле! Революция в военном деле подразумевает наличие качественных изменений в тактике, оперативном искусстве и стратегии, организационно-штатных структурах, доктринальных и руководящих документах, а также появление инновационных технико-технологических решений, которые в своей совокупности позволяют говорить о появлении новых, концептуальных подходов ведения войны и военных действий, новых форм и способов.

Предлагается трансформация системы управления в схемах: смотрите схема 1, схема 2, схема 3, схема 4.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть