РПЦ не пристало внедрять себя в политику и компенсировать дефицит государственной идеологии

Эксперт ИА REX комментирует исключение Нептуна и «прочей нечисти» из праздника ВМФ
29 июля 2013  14:40 Отправить по email
Печать

Программа празднования Дня ВМФ России в местах базирования флотов в следующем году претерпит ряд изменений, из его сценария исключат подводную нечисть, прежде всего Нептуна со свитой. На этом, как сообщил «Интерфаксу» представитель ВМФ, настояла Русская православная церковь. В первый раз РПЦ запретила Нептуна на детском празднике в селе Морозовка Воронежской области. Тогда это казалось локальным происшествием, а организаторы праздника сетовали, что все стало «как на обычной дискотеке — музыка, танцы и выпивка».

Однако ситуация нашла понимание у протоирея Всеволода Чаплина, который заявил, что переодеваться в языческих богов и духов опасно. И теперь история получила продолжение. «Со следующего года, Нептун, русалки, черти и прочая подводная „нечисть“, которая раньше неизменно сопровождала флотские праздники, станут на них персонами „нон грата“. В программе Дня ВМФ останутся морской парад, военно-спортивный праздник и театрализованные представления и реконструкции известных исторических событий отечественного флота», — сказал собеседник агентства. Он сообщил, что подобного мнения придерживаются и представители РПЦ, которые в воскресенье участвовали в торжествах на севастопольском Херсонесе по случаю 1025-летия крещения Киевской Руси, а также присутствовали на флотском празднике. «Трудно не согласиться с нашими гостями, которые сегодня весьма деликатно высказали мнение, что языческим персонажам, отсутствовавшим во время Всемирного потопа на борту Ноева Ковчега, не место и на празднике православного морского воинства», — сказал представитель ВМФ.

Почетными гостями военно-морского праздника в Севастополе были президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович. В Севастопольской бухте корабли Черноморского флота и украинского ВМС составили единый парадный строй.

Эксперт ИА REX, политолог и историк, кандидат исторических наук Лев Вершинин прокомментировал агентству борьбу РПЦ со сказочными персонажами.

Ровно три недели назад, в комментарии «От инноваций Чаплина для Церкви не польза, а вред», я уже сказал все, что мог по этому поводу. И касательно «инициативы на местах», и насчет, так сказать, «личного мнения» г-на Чаплина. Да и не только я сказал. Вздрогнули многие. Настолько вздрогнули, что аж самому дьяку Кураеву, официальному вольтерьянцу и карбонарию РПЦ, пришлось встать во весь рост, бросив весь свой немалый авторитет на поддержку старшего товарища. И даже у него получилось не слишком убедительно.

Ибо основной аргумент номер раз, — русалки, дескать, нежить, и незачем ее вообще поминать, — на корню режет тот неоспоримый факт, что если девушки при Нептуне, то, стало быть, они никакие не русалки-утопленницы, а вполне себе живые амфитриты. И основной аргумент номер два, — мы, мол, против таких игрищ, поскольку первохристианские мученики предпочитали умереть, но не поклониться языческим богам даже для виду, — на том же корню сохнет, стоит лишь напомнить, что нынешний «День Нептуна» есть праздник смеха, а смех над кем-либо исключает поклонение.

В общем, высказал я свое мнение, оценив случившееся, как пробный шарик, запускать который иереям едва ли следовало, да на том и успокоился, предполагая, что повторная попытка последует не скоро. Ан нет. Продолжение, как видим, не умедлило. Но прежде чем продолжать, давайте кое-что вспомним.

Милых, давно превратившихся в элемент фольклора божков греко-латинского пантеона на Руси не то, чтобы не жаловали, но не слишком то и знали. А когда узнали, — начиная от летнего архангельского (1702 года) Указа Петра Алексеевича, повелевшего российскому народу «предаваться Нептуновым потехам по берегам всяческих водоемов, а где оные отсутствуют, то строить для них купальни», — приняли инновацию, как нечто вполне светское, и вопрос о языческих персонажах, как чем-то «противном православию» не возникал. Напротив, в «век золотой Екатерины» почтенные иерархи спокойно освящали многопушечные махины, нареченные в честь того или иного олимпийца, а поименовать флотоводца именем «языческого персонажа» означало оказать ему высшую честь.

Да и саму Россию, как великую морскую державу, беспокоящую даже Альбион, в мире начали воспринимать всерьез лишь после того, как Флот Российский впервые вышел в, как в те времена говорилось, «дальние вояжи». Когда русские корабли впервые пересекали экватор, из всего личного состава флотилии только командиры, Крузенштерн и Лисянский, знали, как надо правильно праздновать День Нептуна, все импровизировали в меру сил, — а спустя всего лишь десяток лет, когда в свой второй «дальний вояж» вышел Коцебу, это было уже в порядке вещей.

И никто не спорил. Ни в Зимнем, ни в Адмиралтействе, ни Сенате, ни в Синоде, ни в дортуарах Императорского Морского кадетского корпуса, ни на борту славных российских судов типа «Коршуна» и «Паллада», — даром, что и сама Паллада «на борту Ноева Ковчега отсутствовала». Как, впрочем, отсутствовал на этом борту и веселый божок Меркурий, но это не помешало знаменитому бригу доказать, что небывалое бывает.

Теперь же, получается, все это было неправильно, а значит, все великие успехи и победы «православного морского воинства» одержаны оскорбителями Православия. Из чего естественный вывод: воинство это было, каким угодно, но не православным, и адмиралы его, и экипажи, и высшее политическое руководство тоже. И, следовательно, исходя из сказанного безымянным «представителем ВМФ», все это, — и успехи, и победы, и адмиралов, и экипажи, и, натурально, высшее политическое, начиная с Петра Алексеевича, — нужно вычёркивать из истории. Вместе с Нептуном на плинте памятника Казарскому.

Поймите меня правильно. Роль РПЦ в становлении российской государственности безусловна, а важность ее участия в укреплении духовных связей разорванного ныне на три части русского народа вообще, полагаю, трудно переоценить. Но это вовсе не значит, что церкви пристало внедрять себя в политику. Даже если государство, изнывающее от дефицита идеологии, — то есть, полнейшей невозможности объяснить населению, ради чего оно вообще живет, так, чтобы это было понято и принято, — готово уцепиться за любую соломинку, — все равно, лучше воздержаться. Как ни подмывает порулить. Ибо чем это может кончиться, один Бог знает.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и «Яндекс.Дзен».
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть