Принуждение Израиля к миру

ИА REX публикует статью эксперта о ситуации в Израиле и Палестине
24 июля 2013  14:59 Отправить по email
Печать

ИА REX публикует статью политолога Михаила Ошерова.

В связи с продолжением строительства израильских поселений и прихода в Израиле в марте этого года крайне правого правительства, в состав которого входят представители израильских поселенцев, мировое сообщество резко усилило внешний нажим на государство Израиль с целью возобновления мирного процесса и создания независимого палестинского государства.

Причина очень проста — резкое усиление строительства израильских поселений на оккупированных территориях может привести в ближайшее время к невозможности в принципе создания независимого палестинского государства. С технической точки зрения к этому может привести застройка нескольких квадратных километров к востоку от Иерусалима. В исторической перспективе для Израиля невозможность создания независимого палестинского государства означает превращение государства Израиль в двунациональное государство, раздираемое внутренним конфликтом между двумя народами. В таком государстве будет труднее вести нормальный бизнес, производство, заниматься экспортом продукции. Поэтому многие израильские олигархи, такие как Идан Офер, заблаговременно уже сейчас начинают выводить часть своих активов из Израиля под юрисдикцию других стран.

Внешний нажим на государство Израиль сейчас осуществляется с разных направлений. Кроме личной дипломатии Барака Обамы и правительства США, которую осуществляет госсекретарь Кэрии, заметно активизировались такие международные организации, как ООН и Евросоюз.

Евросоюз, после политики многолетних преференций и фактического приравнивания статуса Израиля к элитному статусу членов Евросоюза, принял новые регуляции, которые вступят в силу в 2014 году, если к этому моменту не прекратится израильская оккупация захваченных арабских территорий. Смысл этих регуляций — прекращение всех контактов, финансирования, инвестиций и так далее любых израильских объектов, предприятий и организаций, расположенных на оккупированных территориях. В общем-то, такие санкции будут в интересах самого Израиля. Ранее государство Израиль проводило политику предоставления льгот и финансирования поселенческой деятельности и незаконного строительства на оккупированных территориях. Это всё происходило за счет урезания финансирования различных программ в собственно в Израиле, что снижало уровень социальной защищенности и обеспеченности граждан Израиля. Теперь же льготы и финансирование, которые незаконно осуществлялись государством Израиль на оккупированных территориях, будут частично скомпенсированы внешним бойкотом. Европейский Союз для Израиля — один из ведущих экономических партнеров, израильский экспорт в страны ЕС очень важен для израильской экономики. Многие предприятия-экспортеры, разместившие в свое время производства на оккупированных территориях, теперь будут думать о переносе своих предприятий и производств на территорию государства Израиль.

В израильских русскоязычных СМИ незамеченной прошла важная новость из ООН. В мае в ООН был обнародован подробный доклад Генерального секретаря ООН об израильской оккупации Западного берега реки Иордан и сирийских Голанских высот. В течение двух месяцев он рассматривался в экономическом и социальном совете ООН, в котором вчера, 19 июля, подавляющим числом голосов было принято решение, текст которого подготовили Турция и Фиджи (я хочу напомнить, что на Голанских высотах в ближайшее время будет размещен именно фиджийский воинский контингент с дополнительными военно-техническими полномочиями), в котором содержится как важная фактическая часть, содержащая перечень израильских нарушений международного законодательства, так и постановляющая часть, содержащая большое количество различных рекомендаций, а также:

— вновь заявляет о важности возобновления и ускорения переговоров в рамках мирного процесса на основе соответствующих резолюций Организации Объединенных Наций, включая резолюции Совета Безопасности 242 (1967), 338 (1973), 425 (1978), 1397 (2002), 1515 (2003), 1544 (2004) и 1850 (2008), решений Мадридской конференции, принципа «земля в обмен на мир», Арабской мирной инициативы5 и разработанной «четверкой» "дорожной карты«[6], а также соблюдения договоренностей, достигнутых между правительством Израиля и Организацией освобождения Палестины как представителем палестинского народа, с целью заложить основу для реализации принципа сосуществования двух государств — Израиля и Палестины, — живущих бок о бок в условиях мира и безопасности в рамках признанных границ, основанных на границах, существовавших до 1967 года, и достижения справедливого, прочного и всеобъемлющего мирного урегулирования;

— просит Генерального секретаря представить Генеральной Ассамблее на ее шестьдесят восьмой сессии через Экономический и Социальный Совет доклад об осуществлении настоящей резолюции и, действуя в сотрудничестве с соответствующими учреждениями Организации Объединенных Наций, продолжать включать в доклад Специального координатора Организации Объединенных Наций обновленную информацию об условиях жизни палестинского народа;

— постановляет включить в повестку дня своей основной сессии 2014 года пункт, озаглавленный «Экономические и социальные последствия израильской оккупации для условий жизни палестинского народа на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим, и арабского населения на оккупированных сирийских Голанах».

В общем-то, это не самое сильное постановление органов ООН по отношению к Израилю, но оно означает, что вопрос оккупации Израилем палестинских и сирийских территорий в любом случае вновь будет обсуждаться на ближайшей Генеральной ассамблее ООН. Что характерно, для мирового сообщества все израильские потуги по изменению статуса оккупированных территорий Западного берега реки Иордан и сирийских Голанских высот являются юридически ничтожными.

Сейчас происходит достаточно странное явление — в интересах еврейского народа, в том числе проживающего за пределами государства Израиль, на государство Израиль осуществляется международное давление с целью предотвращения уничтожения государства Израиль как государства еврейского народа, которое неизбежно произойдет после ликвидации возможности создания независимого палестинского государства и превращения государства Израиль в государство двух народов от моря до Иордана. Окажет ли это международное давление какое-либо влияние на нынешнюю израильскую элиту, сейчас спрогнозировать довольно трудно. Военная элита государства Израиль, постепенно переселяющаяся на оккупированные территории, в очень малой степени подвержена таком давлению. С другой стороны, крупные израильские фирмы, являющиеся монополистами в самом Израиле, имеют настолько большие международные перспективы, что в случае усиления внешнего давления будут просто вынуждены переносить бизнес, производства и юрисдикцию и за пределы оккупированных территорий, и за пределы собственно Израиля. Элите еврейского народа, проживающей в диаспоре, в большой степени нужен мирный Израиль, для того, чтобы у еврейских элит не было бы проблем в своих странах проживания. Любые агрессивные действия государства Израиль наносят большой вред еврейской диаспоре, ее бизнесам и социальному статусу.

Первая реакция израильских властей и политиков на действия Европейского Союза была несколько истеричной, но в духе «строили и будем строить». Высказались все. Трезвых голосов против оккупации из израильского политического центра, не говоря уже о правом фланге, не прозвучало. Возможно, что более убедительным прозвучит тихий голос израильской экономики. Под вопрос поставлены крупные газовые сделки, в которых партнерами израильских фирм являются европейские фирмы. В частности, возможен разрыв контракта с иностранными фирмами по поводу развития газового месторождения «Левиафан» и строительства под израильской юрисдикцией завода по производству сжижженного природного газа. Бойкот европейскими партнерами израильских предприятий, расположенных на оккупированных территориях, может коснуться многих предприятий и учреждений, расположенных в Ариэле, Восточном Иерусалиме, Карней-Шомроне, Альпе Менаше, на Голанских высотах и так далее. Причем в некоторых случаях могут пострадать и предприятия и организации, находящиеся в собственно в Израиле. Условно говоря, если в какую-то общеизраильскую программу включен Ариэльский университет, то Европой может быть заморожено сотрудничество со всей программой. Или же, если у предприятия есть филиал, дочернее предприятие или структурное подразделение на оккупированных территориях, то под санкции может попасть все предприятие. Это может относиться и к финансовым и к транспортным предприятиям, которые оказывают на оккупированных территориях услуги незаконно проживающим там израильским поселенцам.

После решения Евросоюза сейчас прошло еще немного времени. Крупные израильские предприятия, некоторые из которых занимаются стратегическим планированием, сейчас внимательно изучают решения ЕС. Через какое-то время в израильской экономике буду приниматься важные решения, которые, возможно, как-то повлияют на израильских политиков.

/p
Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть