Бронеавтомобили (MRAP) – взгляд на настоящее и будущее в армии России

26 мая 2013  23:45 Отправить по email
Печать

Практически все страны мира, увеличивая свои военные бюджеты, основное внимание в последнее время уделяют перевооружению на новые образцы боевой техники, новые системы вооружения, разрабатывая и внедряя самые передовые технологии.

Для этих целей выделены огромные средства и в России, тем самым подтверждая выводы многих экспертов, что в современном мире армия играет огромную роль в обеспечении стабильности и предотвращения возникновения вооруженных конфликтов, которые растут и размножаются, затрагивая интересы России, и ее национальную безопасность.

Целью работы является не столько дать ответ, сколько поднять вопросы, касающиеся разработки и внедрения в войска новых образцов вооружения и боевой техники, предложить и некоторые предварительные ответы по данной тематике.

Критерий разработки любой боевой техники основывается на взглядах военных на предстоящие вооруженные конфликты и роль бронетехники в них, на возможности отечественной науки, возможности конструкторов и военной промышленности в целом.

Танки являются основной ударной силой для подразделений, участвующих в боевых действиях. Поддержка действий танков в бою и ранее и сегодня предоставлена пехоте, то есть военнослужащему, практически открыто расположенному на поле боя и подверженному воздействию всех без исключения поражающих элементов оружия, применяющегося в данном бою. Разработанная инициативная боевая машина поддержки танков (БМПТ), так и не нашла положительного ответа от военных. Это говорит о том, что соответствующие военные структуры или не понимают, или не видят перспектив замены пехоты на технику, что в современных условиях является угрозой для России.

БМП предназначены для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя и совместных действий с танками в бою. Здесь заложен смысл, что легкобронированная БМП действует с тяжелобронированным танком на равных, и в этом весь ее трагизм. Что касается вооруженности пехоты, то здесь со временем вооруженность боевой машины повышалась. Что касается защищенности, то она оставалась на прежнем уровне, не соответствуя тем выставленным требованиям по защите от бронебойных снарядов находящихся на вооружении иностранных армий. Что касается совместных действий с танками, то здесь основная проблема упиралась именно в недостаточное бронирование боевой машины и неспособность предоставить качественную и всестороннюю огневую мощь пехоте, без риска к поражению личного состава и бронетехники в бою. Это и открытое расположение ПТУР, недостаточная огневая мощь главного калибра и спаренного пулемета, невозможность и ограниченность борьбы с тяжелыми бронеобъектами и т.д. Все БМП в армии России, как и в СССР, плавающие, а это ограничивает и объем, и вес, и бронезащиту, но и увеличивает количество потерь в ходе реального боя.

БТР так же как и БМП предназначен для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя и имеет все те же недостатки, что и БМП, несмотря на установку на БТР-82 нового комплекта вооружения.

Бронеавтомобиль, по американской терминологии MRAP (Mine Resistant Ambush Protected, то есть защищенные от подрыва и атак из засад транспортные средства), появился, в массовом количестве в армии США практически, после активной фазы боевых действий в Ираке. Предыстория развития данного вооружения основывается на произошедших изменениях в боевом применении подразделений. Так, после появления необходимости участвовать войскам не в прямых боестолкновениях с регулярной армией, а в ходе посткризисного урегулирования вооруженного конфликта, возникла необходимость вооружить подразделение другой техникой, предназначенной для решения других задач. Войскам, в этот период противостоят не регулярные воинские части, вооруженные тяжелым вооружением и техникой, а иррегулярные формирования или просто террористические группы, вооруженные в основном легким и тяжелым стрелковым оружием, применяющие фугасы и обстрел из засад. Поэтому, машины типа MRAP применяются при перемещениях личного состава по территориям, на которых действуют различные иррегулярные формирования, для перевозки VIP-пассажиров в условиях повышенной террористической опасности, для снабжения удалённых опорных пунктов и гарнизонов и в других подобных случаях. В современных условиях, когда большинство конфликтов протекают не как столкновение двух регулярных армий, а одной из сторон выступают бандформирования (повстанцы) роль машин MRAP становится всё более важной. Но только, хочу подчеркнуть, как вспомогательных машин.

Рассмотрение вопросов о состоянии и перспективах развития современных и перспективных танков, БМП, БТР требует отдельного подхода. О бронеавтомобилях (MRAP), применяемых в различных армиях мира, написано много. Мы же попробуем в этом материале предложить своего рода некую концепцию их разработки для армии России. Это обусловлено тем, что на рынке вооружений в России предлагаются различные по боевым возможностям и предполагаемому предназначению бронеавтомобили, требующие единой концепции для их разработки, производства и применения.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ СТОЯЩИХ НА ВООРУЖЕНИИ В ИНОСТРАННЫХ АРМИЯХ

Главный критерий, определяющий необходимость наличия на вооружении армии бронированных автомобилей MRAP, является необходимость их применения в посткризисный период или в ходе внутреннего вооруженного конфликта для сохранения ресурса основной боевой техники и в связи с изменяющимся характером вооруженной борьбы в этот период.

И этот вывод подтверждается их применением армиями мира в различных конфликтах, начиная от урегулирования ситуации в Ираке и в Афганистане, и заканчивая борьбой с боевиками в Мали. Что бросается в глаза, по сравнению с образцами техники, разрабатываемой в России для принятия ее на вооружение армии, это продуманная до мелочей концепция самих моделей, в полной мере отвечающая разнообразию решаемых задач.

Итак, на наш взгляд, в концепции разработки MRAP применен комплекс общих вопросов, которые включают:

- сохранение моторесурса и боеспособности основной боевой техники привлекаемых подразделений, не приспособленной для ведения боевых действий такой интенсивности, осуществлено путем создания и использования бронеавтомобилей MRAP;

- введение в боевой состав бронеавтомобилей позволило рассредоточить обычные пехотные отделения, ранее сосредоточенные в одном бронеобъекте, по нескольким, создав оптимальное количество членов экипажа и повысив живучесть, маневренность и огневую мощь подразделения в целом, без применения тяжелого вооружения;

- повышение мобильности и защищенности достигнуто не только рассредоточением личного состава по более большему количеству бронеавтомобилей, а и позволило повысить возможности машин нести на себе все имущество, принадлежащее военнослужащему, позволяющее самостоятельно или по указанию командира использовать то, или иное свое вооружение, снаряжение и экипировку, в нужное время и в нужном месте;

- применение бронеавтомобилей позволило, в условиях угрозы постоянного воздействия боевиков, защитить специальные автомобили и специальную технику (разведывательную, связи, санитарную, транспортную) от воздействия легкого и тяжелого стрелкового оружия, подрыва фугасов, ручных гранатометов в ходе совершения маршей или проведения специальных операций;

- повышенные требования к защищенности, особенно от подрывов фугасов, потребовали и увеличения габаритов автомобиля, как по высоте, так и по остальным параметрам. И это все для ограниченного числа экипажа и десанта. Здесь в процессе разработки уже закладывается возможность осуществлять модернизацию, как по увеличению стойкости брони, так и по размещению различных систем, от систем РЭБ для защиты от радиоуправляемых фугасов, до систем вооружения, связи и наблюдения;

- большой клиренс, а в совокупности с V- образным, с увеличенной стойкостью, днищем, позволяет автомобилю более эффективно защитить экипаж от воздействия фугасов установленных на проезжей части или в грунт;

- независимая подвеска, с большим ходом, позволяет автомобилю не только преодолевать различные препятствия, а и обеспечивает относительный комфорт членам экипажа;

- компоновка автомобиля спроектирована так, что бронированная капсула находится в базе автомобиля, что позволяет обеспечить дополнительную защиту экипажа от воздействия фугасов при движении по дорогам;

- на большинстве моделей, в армии США применяется и бронирование моторного отсека, вынесенного за базу автомобиля, который на подрыве берет на себя львиную долю энергии взрыва, и позволяет противостоять легкому и тяжелому стрелковому оружию боевиков, практически преобладающему в их вооружении;

- со стороны боевого применения - каждый член экипажа, в большинстве моделей имеет свой индивидуальный выход, что позволяет ему практически без труда покидать автомобиль, а при необходимости использовать дверь как дополнительную защиту от огня стрелкового оружия. Это особенно необходимо при участии в антитеррористических мероприятиях;

- для увеличения огневой мощи на всей технике имеется крупнокалиберная пулеметная установка, размещенная в открытой башенке, и оборудованная бронированными листами и обзорными бронированными окнами, прикрывающими пулеметчика во время стрельбы и позволяющими вести круговое наблюдение;

- все бронеавтомобили оборудованы различными средствами связи, в том числе и в закрытом режиме, позволяющие в реальном масштабе времени получать и передавать необходимую информацию;

- высокая скорость и проходимость автомобиля достигается не только полным приводом, но и наличием мощного дизельного двигателя, а комфорт управления, наличием многоступенчатой автоматической коробки передач;

- со стороны хранения и транспортировки запасов МТС, наличие даже легко бронированного багажного отделения, на некоторых моделях, частично, возможно для снижения массы техники, прикрытого легким брезентом, позволяет размещать вне боевого отделения дополнительное имущество членов экипажа. Как правили это запасы питьевой воды, индивидуальные палатки, оборудование для приготовления пищи в полевых условиях, дополнительное топливо, дополнительные боеприпасы, средства разведки и наблюдения, которые в данных сиюминутных условиях могут не пригодиться, но обязательно пригодятся или на привале, или при изменении времени суток;

- наличие дополнительного оборудования (лебедка), размещенного и с передней и с задней частей бронеавтомобиля, сокращает время на решение внезапно возникших задач, в том числе и буксировки;

- на всех экземплярах предусмотрено и устанавливается еще дополнительное оборудование, начиная от систем пуска дымовых гранат, и заканчивая установкой различных дополнительных систем разведки, связи и наблюдения.

Есть и недостатки, которые для каждого типа автомобилей свои. На одних нет бронирования двигательного отсека, на других отсутствует кондиционирование боевого модуля, на третьих, а их большинство, недостаточно систем вооружения и наличие открыто расположенного стрелка в башне, что не способствует более широкому применению бронетехники в горах, в городе, особенно при организации противником засад на прилегающих высотах и в высотных зданиях.

В целом положительные моменты преобладают над отрицательными, и это связано в первую очередь со своевременным учетом недостатков и их устранением в последующих моделях или доработка объектов прямо в войсках. Наличие на вооружении бронеавтомобилей типа MRAP повышает в целом боевые возможности подразделений, применяемых не только в ходе посткризисного урегулирования вооруженных конфликтов, а и при решении других боевых задач.

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ В РОССИИ РАЗРАБОТОК БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ

Как и положено, в военной науке и военном деле, боевая техника разрабатывается под определенные задачи с учетом предполагаемого или вероятного противника и вооружения, которым он может быть вооружен. Второй критерий, это научно-технические достижения, связанные с различными направлениями, относящимися к вооружению и технике. Исходя из этих подходов, и вырабатываются тактико-технические характеристики бронеавтомобилей, учитывающие необходимые требования к бронированию, к противоминной защите, к вооружению, к составу экипажей, к организационно-штатной структуре подразделений, применяющих данную технику.

В России, к настоящему моменту явно просматривается два типа бронеавтомобилей, а необходимо иметь три типа автомобилей, тогда будет полностью перекрыта вся ниша этой техники.

К первому типу бронированных автомобилей, относящихся к категории «легкие бронеавтомобили», в дальнейшем будем именовать их автомобилями «класса Тигр», можно отнести в первую очередь принятый на вооружение бронеавтомобиль «Тигр-М» (ГАЗ-233114), и его аналог, бронеавтомобиль «Рысь LMV M65». (IVEKO). К этой же категории автомобилей следует отнести и остальных, таких как “Камаз-43269” (“Выстрел”), «Булат», «Скорпион», и другие аналоги.

Второй тип бронеавтомобилей, относящийся к категории «средние бронеавтомобили», в дальнейшем будем именовать их автомобилями «класса Волк», с большой натяжкой можно отнести бронеавтомобиль ВПК -3927 «Волк», или (по базе), с соответствующей доработкой бронеавтомобиль «Горец-К».

К третьему типу бронеавтомобилей, относящихся к категории «тяжелые бронеавтомобили», в дальнейшем будем именовать их автомобилями «класса Тайфун» следует относить автомобили, разрабатываемые в рамках семейства «Тайфун». К ним можно отнести автомобили на базе КАМАЗ «Тайфун-К» и на базе Урал «Тайфун-У» Урал-63095 и Урал-63099.

Общими характерными недостатками для автомобилей первого типа являются:

- общая непродуманность конструкций, вследствие отсутствия четких требований со стороны военных, для каких целей они предназначены и где их место в боевом порядке. Данный недостаток характерен и ко второму типу бронеавтомобилей.

- на различных машинах отсутствует бронирование силового агрегата, что в случае попадания в засаду будет объектом для поражения, а значит и выводу из строя бронеавтомобиля впервые секунды боя, превращая его в хорошую неподвижную мишень.

- недостаточно продуманная компоновка машин, не предусматривающая нахождение личного состава в боевой технике длительное время и снижающая их боевую эффективность, особенно при нахождении военнослужащего в полной экипировке.

- перегруженность десанта (семь военнослужащих), плюс командир и водитель не способствует эффективному применению личного состава в ходе внезапной встречи с противником или отражения удара из засады, а расположение десанта спиной к бортам не позволяет вести ответный огонь без значительной затраты времени и ухудшения расположения десанта.

- занижены требования по общему бронированию корпуса, позволяющие только защитить от попадания стальной пули калибра 7,62 мм выпущенной с дистанции 100 метров от автомата Калашникова. По другим сведениям корпус и бронестекла «держат» попадание 7,62-мм бронебойной пули Б-32, выпущенной с расстояния 100 м из винтовки СВД, а также подрыв под колесом или днищем взрывного устройства эквивалентного 6 кг тротила.

- устанавливаемое на бронеавтомобили вооружение не предусматривает дистанционное управление пулеметной установкой, или предусматривает ее как опцию. В большинстве случаев военнослужащий не прикрыт, при использовании вооружения броневыми щитками, даже на уже модернизированных «Тигр-М».

- бронеавтомобили марок «Тигр», «Выстрел», «Скорпион» имеют только три двери, что не позволяет десанту быстро покинуть технику в случае необходимости.

Общими характерными недостатками для автомобилей второго типа являются:

- хорошо сконструированные бронеавтомобили, выглядят внушительно и красиво, но их роль и место в Российской армии не определено Генеральным штабом. Если это автомобили для ВВ МВД, для ОМОН и СОБР, это одно. Если для армии, для войны, то это совсем другой вопрос. Не думаю, что разработчики планировали пересадить отделение мотострелков (12 чел) с БМП-2 на эти машины и пустить в бой.

- ограниченные типы разработанных бронеавтомобилей не позволяют их широко применять в войсках, не только для перевозки личного состава, а и для транспортировки раненых, для размещения средств разведки, связи, управления, для доставки в войска боеприпасов, как к тыловым районам, так и в зону боевых действий. А это должны быть разные по исполнению машины.

- отсутствие различных по конфигурации дистанционных систем вооружения, установленных на бронеавтомобили, снижает их боевые возможности в ходе отражения атак боевиков, особенно из засад.

- большая проекция бронированной капсулы и отсутствие дополнительных преград для боеприпасов, облегчает попадание гранат при выстреле из РПГ и увеличивает их бронепробиваемость.

- размещение десанта в бронированной капсуле вдоль бортов, с отсутствующими бронированными окнами для наблюдения, лишает возможности личный состав в ходе перевозки выполнять свои прямые обязанности, а наличие люков в крыше отсека, открывающихся к продольной оси машины, лишают личный состав дополнительной защиты при отражении нападения.

- наличие бойниц в броневом отсеке, расположенных за спиной пристегнутого к креслу ремнями безопасности личного состава, при возникновении необходимости вести огонь через эти бойницы, ставит военнослужащего в неудобное положение для стрельбы, лишая его одновременно и дополнительной защиты при подрыве.

- как и в остальных типах бронеавтомобилей, в этих отсутствует подход к размещению личных вещей военнослужащих, включающих рейдовые рюкзаки и остальные комплекты формы одежды.

Общими характерными недостатками для автомобилей третьего типа являются:

- ограниченность применения автомобилей в ходе спецоперации из-за отсутствия дистанционно управляемого тяжелого вооружения, устанавливаемого на объект;

- ограниченная возможность применения автомобилей только как транспортного средства для перевозки личного состава вне зоны боевых действий;

- ограниченность противодействия различным системам вооружения противника, в том числе отсутствие встроенной ДЗ или КАЗ, что не позволяет эффективно противостоять РПГ с тандемными боевыми частями;

- нерациональное размещение десанты, не позволяющее ему использовать свои огневые возможности без покидания бронеобъекта;

- отсутствие или недостаточно четкое определение к требованиям по типам бронеобъектам и требованиям к этим типам автомобилей (боевые, специальные).

В любом случае, в конструкциях автомобилей не хватает многих элементов для определения их предназначения и эффективного боевого использования.

Исходя из вышесказанного, трудно определиться с некоторыми понятиями, включающими в себя определение:

- кто должен эксплуатировать бронеавтомобили, на вооружении каких подразделений они должны состоять, как основное или как вспомогательное вооружение;

- какой должен быть облик бронеавтомобилей, с выделением требований по их защищенности, составу экипажа, наличию специального оборудования и вооружения, проходимости в различных условиях обстановки и соответствующему запасу хода, возможностях по транспортировке различными способами, включая и возможность десантирования военно-транспортной авиацией.

Некоторые особенности, необходимые для учета при разработке и применении бронеавтомобилей:

- ранее полем деятельности бронеавтомобилей были полицейские операции внутри страны, и они преимущественно стояли на вооружении полиции, сейчас, в связи с избыточностью боевых возможностей боевой бронетехники, применяются спецподразделениями и войсками в конфликтах низкой интенсивности, в основном на завершающем этапе;

- бронеавтомобиль не участвует в прямых боевых действиях с равным в техническом и технологическом отношении противником, для этих целей существуют танки, БМП и БТР. Бронеавтомобиль в этих условиях выполняет специальные задачи по доставке личного состава в район спецоперации, по поддержке действий подразделений (при наличии соответствующего вооружения), по сопровождению войсковых колонн, их охране и обороне, по использованию в качестве техники специального назначения для размещения в ней средств разведки, РЭБ, связи, систем управления. Дополнительно может использоваться для транспортировки раненых, для подвоза в район спецоперации боеприпасов, ГСМ, других МТС, для размещения на бронеобъекте тяжелого вооружения, необходимого в ходе спецоперации (миномет, орудие, ПТУРС);

- отдельно стоит вопрос о необходимости иметь на бронеавтомобилях средства ПВО малой дальности в ракетном и пушечном исполнении;

- с развитием систем управления оружием, у противника отсутствуют трудности в прицеливании и наведении оружия или боеприпаса в технику (цель) независимо от их размерности или дальности до цели, в связи с этим, требования в ограничении высоты бронеавтомобилей должны быть сняты и присутствовать только рациональность компоновки;

- большие размеры бронеавтомобилей позволяют иметь более комфортные условия для размещения и действий экипажа и десанта, не создают трудности в их адаптации и коррекции движений при внезапном покидании техники, позволяют более длительное время иметь высокую работоспособность и боеготовность. Позволяют разместить в защищенном объеме более качественно и больше различного оборудования, вооружения и снаряжения;

- большие размеры техники позволяют создать нужные углы наклонов и стойкость брони, иметь возможность увеличить ее броневую стойкость за счет дополнительного бронирования, создания увеличенного клиренса, многослойности и V-образности бронирования днища. Увеличенное заброневое пространство снижает избыточное давление в случае подрыва машины, что положительно сказывается на снижении вероятности получения экипажем травм от подрыва или попадания снаряда в броню;

- управляемое дистанционно вооружение, состоящее из нескольких систем, позволяет мгновенно открывать огонь и не рисковать жизнями военнослужащих при их покидании бронетехники или появлении на ней без прикрывающих экранов;

- наличие различных систем наблюдения, в том числе и телевизионных, а в некоторых случаях и систем разведки, позволяет использовать бронеавтомобили в различных условиях обстановки, днем и ночью, в плохих метеоусловиях;

- наличие вспомогательного оборудования позволяет расширить пределы автономности бронеавтомобилей в ходе выполнения боевых задач.

- наличие в концепции бронеавтомобилей большой номенклатуры по типам позволяет использовать бронеавтомобили во всем спектре решаемых подразделением, частью боевых, специальных и вспомогательных задач.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ

Для ведения активных боевых действий войсковым подразделениям необходимы боевые машины и бронетранспортеры, которые основной задачей имеют непосредственное участие в боевых действиях. Для таких целей в современных условиях наиболее подходят тяжелые БМП и БТР, способные участвовать в бою на одной линии с танками независимо от характера боя, оборона это или наступление, или ведение боевых действий в городе, лесу, горах, пустыне. Тяжелые БМП и БТР, совместно с танками, оборудованные повышенной активной и пассивной защитой и имеющие мощное вооружение, могут участвовать и на начальном этапе проведения специальных или контртеррористических операций, или их обеспечивать.

Для участия в спецоперациях или контртеррористических операциях, преимущественно спецподразделениям, требуются специальные бронированные автомобили, или бронеавтомобили, разработанные по концепции MRAP.

Таким образом, можно определиться с несколькими типами бронеавтомобилей, предназначенными для выполнения различных задач и состоящих на вооружении различных силовых структур.

Первый тип бронеавтомобиля – бронеавтомобиль, предназначенный для перемещения должностных лиц подразделений, частей и соединений, офицеров штабов всех степеней в ходе различных вооруженных конфликтов и в ходе посткризисного урегулирования. Данный тип автомобиля должен быть оборудован дистанционной крупнокалиберной (12,7мм) пулеметной установкой с углом возвышения до 60 градусов и спаренной с ним 7,62 пулеметной установкой. Экипаж четыре военнослужащих. Автомобиль должен иметь четыре боковых двери и кормовой люк (дверь), в отсеке которого размещается различное дополнительное имущество и оборудование, начиная от автономного агрегата питания и заканчивая личными вещами военнослужащих. База: 4х4, 6х6. Основное предназначение автомобиля – перевозка личного состава, должностных лиц и использование в качестве специального средства для установки специальных средств и разведывательных систем. Основной используемый класс бронеавтомобиля – класс «Тигр».

Второй тип бронеавтомобиля – предназначен для транспортировки личного состава и ведения боя подразделениями, их огневой поддержки, привлекаемыми к КТО или посткризисному урегулированию. Предназначен для перевозки мотострелковых, воздушно-десантных подразделений, подразделений морской пехоты, подразделений специальной разведки. Экипаж восемь военнослужащих, располагающийся попарно, в том числе две крайние пары с возможностью поворота кресла на 180 градусов. Это необходимо для участия военнослужащих в отражении нападения противника и возможности покидания бронеавтомобиля через кормовую дверь. Автомобиль должен иметь четыре боковых двери и кормовую аппарель. Для наблюдения должны быть предусмотрены как боковые, так и расположенные на крыше окна, защищенные пуленепробиваемыми стеклами. Данный тип автомобиля должен быть оборудован дистанционной крупнокалиберной (12,7мм) пулеметной установкой с углом возвышения до 60 градусов и спаренной с ним 7,62 пулеметной установкой. Второй тип автомобиля, оборудуется дистанционной крупнокалиберной (12,7мм) пулеметной установкой с углом возвышения до 60 градусов и спаренным с ним 40мм автоматическим гранатометом. Эти два типа установок могут быть объединены в одну. Таким образом, в подразделении может находиться 2 – 4 борнеавтомобиля с различным, дополняющим друг друга вооружением и позволяющим расширить огневые возможности подразделения. База: 4х4, 6х6, 8х8, выбирается исходя из наибольшей целесообразности и эффективности в боевой эксплуатации. Основное предназначение автомобиля – доставка и перевозка личного состава к району проведения спецоперации или в район ведения боевых действий, огневая поддержка действий подразделений. При этом бронеавтомобиль может использоваться и как средство доставки личного состава совместно с тяжелой бронетехникой, перемещаемой на автомобильной платформе, а так же, для сопровождения различных войсковых колонн, охраны тыловых районов и баз размещения воинских контингентов, ведения патрулирования местности в различных условиях обстановки. Данным типом бронеавтомобилей могут вооружаться и подразделения создаваемой национальной гвардии (стрелковые подразделения, подразделения народного ополчения, созданные для охраны и обороны тыловых районов, поиска и уничтожения ССО, ДРГ). Основной используемый класс бронеавтомобиля – класс «Волк» и класс «Тайфун». Здесь по конфигурации и боевым возможностям наиболее подходит «Тайфун У» с соответствующей доработкой и модернизацией.

Третий тип бронеавтомобиля – бронеавтомобиль, предназначенный для оборудования его различными специальными системами разведки, связи и управления. Этот тип особенно актуален потому, что большинство средств связи различного ранга устанавливаются на незащищенную базу и подвержены поражению от обычного стрелкового оружия. В условиях современного боя, когда фронт охватывает территорию всей страны, такой подход нерационален и влечет за собой потерю управления войсками на различном уровне. Эти же требования необходимо предъявлять и для автомобилей оборудуемых средствами разведки и управления. К этому типу бронеавтомобилей подходят бронеавтомобили всех трех классов, так как и оборудование и средства разведки и средства связи имеют различную классификацию и назначение. Все автомобили данного типа должны быть оборудованы дистанционной крупнокалиберной (12,7мм) пулеметной установкой с углом возвышения до 60 градусов и спаренной с ним 7,62 пулеметной установкой. База: 4х4, 6х6, 8х8, выбирается исходя из наибольшей целесообразности и эффективности в боевой эксплуатации. Основное предназначение автомобиля – размещение в бронированной капсуле различных систем разведки, средств связи, систем управления, рабочих мест различной категории военнослужащих, как для работы на месте, так и для работы в движении. Основной используемый класс бронеавтомобиля – класс «Тигр», класс «Волк» и класс «Тайфун».

Четвертый тип бронеавтомобиля – бронеавтомобиль, предназначенный для размещения в нем, или на его базе тяжелого вооружения. Первый экземпляр данного типа представлен разработкой Тульского КБП на базе класса «Тигр» и представляет собой подвижный противотанковый комплекс «Корнет». К сожалению, комплекс ПВО «Панцирь», способный разместиться на базе класса «Тайфун», размещен на обыкновенной небронированной базе, что снижает круг задач, которые данный комплекс может полноценно выполнять, имея бронезащиту кабины управления и кабины автомобиля по образцу класса «Тайфун». Данный тип бронеавтомобиля может быть представлен еще и самоходным минометом, и самоходным орудием (мортирой, гаубицей). Все автомобили данного типа должны быть оборудованы дистанционной крупнокалиберной (12,7мм) пулеметной установкой с углом возвышения до 60 градусов и спаренной с ним 7,62 пулеметной установкой. База: 4х4, 6х6, 8х8, выбирается исходя из наибольшей целесообразности и эффективности в боевой эксплуатации. Основное предназначение автомобиля – огневая поддержка действий войск в различных условиях обстановки, в ходе сопровождения войсковых колон, в ходе патрулирования местности, в ходе выполнения задач специальной операции. Основной используемый класс бронеавтомобиля – класс «Тигр», класс «Волк» и класс «Тайфун».

Пятый тип бронеавтомобилей – бронеавтомобиль, предназначенный для транспортировки (подвоза) боеприпасов (запасов МТС и ГСМ) в подразделения ведущие бой или на тыловые склады. Данный тип автомобилей может входить в комплектность системы вооружения, представляя собой полностью бронированный корпус, в котором в конвейере размещены боеприпасы, и загрузка осуществляется полуавтоматически. Так же данный тип бронеавтомобиля может быть представлен для обеспечения логистики, но иметь повышенную защиту экипажа и запасов МТС. Это характерно и для топливозаправщиков, и для автомобилей перевозящих боеприпасы, особенно это касается боеприпасов к ВТО. Все автомобили данного типа должны быть оборудованы дистанционной крупнокалиберной (12,7мм) пулеметной установкой с углом возвышения до 60 градусов и спаренной с ним 7,62 пулеметной установкой. База: 4х4, 6х6, 8х8, выбирается исходя из наибольшей целесообразности и эффективности в боевой эксплуатации. Основное предназначение автомобиля – осуществление логистики и доставка боеприпасов к полю боя. Основной используемый класс бронеавтомобиля – класс «Тигр», класс «Волк» и класс «Тайфун».

Шестой тип бронеавтомобилей – бронеавтомобили, предназначенные для эвакуации раненых, оказания первой врачебной медицинской помощи в различных условиях боевой обстановки. Практика показывает, что оказание квалифицированной первой медицинской помощи непосредственно в ходе боя снижает в разы потери среди личного состава. Поэтому данный тип автомобилей должен иметь два типа исполнения. Первый тип, оборудованный необходимыми приспособлениями для оказания первой помощи, своего рода бронированная скорая помощь. Второй тип, оборудованный для транспортировки раненых различной категории в тыловые медицинские учреждения. Все автомобили данного типа должны быть оборудованы дистанционной крупнокалиберной (12,7мм) пулеметной установкой с углом возвышения до 60 градусов и спаренной с ним 7,62 пулеметной установкой. База: 4х4, 6х6, 8х8, выбирается исходя из наибольшей целесообразности и эффективности в боевой эксплуатации. Основное предназначение автомобиля – оказание первой медицинской доврачебной и врачебной помощи и транспортировка раненых в эвакогоспитали. Основной используемый класс бронеавтомобиля – класс «Тигр», класс «Волк» и класс «Тайфун».

Седьмой тип бронеавтомобиля – бронеавтомобили, способные заменить в подразделениях специального назначения МВД, ФСБ находящиеся сейчас на вооружении БТР-80, и предназначенные не только для перевозки, а и для ведения боя с боевиками. Эти автомобили идентичны по своему назначению бронеавтомобилям первого и второго типов. Для укомплектования подразделений, участвующих в спецоперациях и КТО необходимы и другие типы бронеавтомобилей, но не в таком большом количестве, как для армии.

Таким образом, у нас складывается более – менее четкая картина какие автомобили и с какими функциями нам нужны, когда и в каких условиях они будут применяться, какое вооружение должно присутствовать на каждом типе бронеавтомобиля. Особенность в том, что предлагаемая классификация бронеавтомобилей имеет один общий критерий для всех типов, это наличие на них дистанционно управляемых огневых точек. Безоружные бронеавтомобили, должны уйти из этой жизни, как класс.

НЕКОТОРЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦЕПЦИИ БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ

Основные требования должны быть заложены в концепцию разработки и производства бронеавтомобилей для российской армии, в отличие от некоторых требований, которые могут допускаться для разработки бронеавтомобилей для полиции, внутренних войск и других силовых структур.

Концепция разработки бронеавтомобилей для армии России по технологии MRAP

  1. 1. Бронестойкость бронирования должна включать:

- комбинированную броневую защиту, обеспечивающую стойкость от поражения не менее чем 12,7 (14,5) мм боеприпасами по всему периметру, включая защиту двигателя от 7,62 мм бронебойных боеприпасов от СВД, выпущенных с 50 метров. В некоторых образцах бронеавтомобилей должна присутствовать стойкость брони не ниже, чем от 23мм выстрелов с дальности 400 метров;

- наличие в наиболее объемных местах (на наклонных листах) встроенной динамической защиты, разработанной специально для MRAP, в дополнение к устанавливаемым решетчатым экранам, предназначенным для борьбы с тандемными боевыми частями боеприпасов;

- для увеличения стойкости бронирования, возможно крепление на внешние боковые плоскости бронеавтомобиля контейнеров для хранения в них дополнительного боекомплекта к крупнокалиберному оружию, систем ПЗРК, запасов дымовых гранат и другого имущества;

- обязательное оборудование бронеавтомобиля системами комплексной активной защиты (КАЗ), предназначенной для уничтожения и борьбы с любыми боеприпасами противника.

  1. 2. Огневая мощь

- должна включать различные по предназначению и решаемым задачам комплексы вооружения, с дистанционным управлением;

- на бронеавтомобили легкого класса должен устанавливаться модуль дистанционно управляемой пулеметной установки с 12,7 мм и спаренным 7,62 мм пулеметом и 40 мм гранатометом;

- на бронеавтомобили среднего и тяжелого класса, второго и третьего типов, должен устанавливаться модуль дистанционного вооружения, который включает модернизированную 30 мм автоматическую пушку с углом возвышения +60 градусов, спаренный 12,7 мм пулемет, 40мм гранатомет, 4-х ствольный ракетный (огнеметный) комплекс «Корнет» для уничтожения бронированных наземных и воздушных целей и разрушения укрытий;

- для автомобилей всех вспомогательных типов устанавливаться дистанционно управляемые крупнокалиберные пулеметные установки (12,7мм) с углом возвышения до 60 градусов, и спаренной с ней 7,62 пулеметной установкой;

- для автомобилей третьего типа могут разрабатываться и устанавливаться на корме десантного отделения индивидуальные дистанционно управляемые десантом 7,62 мм пулеметные установки;

- для борьбы с вертолетами и танками противника (при участии в крупномасштабной войне) бронеавтомобили могут иметь выдвижной модуль ПТРК «Корнет» с 4-мя ракетами;

- для отражения воздушных ударов бронеавтомобиль должен, в дополнение к ПТРК «Корнет», комплектоваться и переносными ПЗРК, входящими в комплектацию вооружения автомобиля.

  1. 3. Защита от подрыва

- стойкость от подрыва под колесом фугаса, мощностью не менее 8 - 20 кг, при условии не поражения экипажа и десанта в ходе подрыва за счет V-образного днища и многослойной брони с встроенной активной ДЗ;

  1. 4. Маневренность и проходимость

- мощность двигателя, трансмиссия, ходовая часть должны обеспечивать проходимость бронеавтомобиля вне дорог в любых погодных условиях и при преодолении снежного покрова высотой от 50 до 100 см.

- максимальная скорость не должна быть ниже 120 км/час.

- максимальная скорость по пересеченной местности должна быть не менее 35 км/час.

- оборудование бронеавтомобиля должно включать наличие двух встроенных лебедок, расположенных в передней и задней части кузова и имеющих резервное дистанционное управление;

- разворот автомобиля с колесной формулой 8х8 должен осуществляться разнонаправленностью движения колес;

- ходовая часть должна комплектоваться или независимой подвеской или разрезными мостами с пуленепробиваемыми шинами.

  1. 5. Система наблюдения, разведки, управления, связи

- система наблюдения должна обеспечивать круглосуточное наблюдение за местностью и дорогой через бронестекла и с использованием различных приборов наблюдения, в том числе и телевизионное (тепловизионное) наблюдение по периметру;

- система разведки должна иметь на вооружении РЛС типа «Фара» для увеличения возможностей разведки каждого экипажа;

- система управления вооружением должна обеспечивать дистанционное управление вооружением и ведение прицельного огня в любых условиях обстановки, в том числе и в движении;

- система связи должна включать внешнюю закрытую цифровую систему связи в УКВ и КВ диапазоне, и космическую систему связи с возможностью сопряжения, передачи и приема данных обстановки в системе ЕСУ ТЗ, а так же иметь возможность беспроводного обмена информацией между экипажем и каждым членом десанта.

  1. 6. Общая защита

- на каждом автомобиле должны быть установлены дополнительные системы защиты, включающие в себя системы пуска дымовых гранат типа «Туча», системы РЭБ, предназначенные для подавления радиоканалов управляемых фугасов, система КАЗ;

- в комплект защиты должны входить системы распознавания оптико-электронного, инфракрасного и лазерного облучения автомобиля и системы противодействия облучению, определения направления и места расположения источника облучения;

- по опыту ведения боевых действий в ходе КТО отмечается необходимость иметь не менее одного комплекта средств радиоперехвата на подразделение, стационарно установленное на автомобиль. Данные комплекты, с учетом их доработки и модернизации уже имеются на вооружении армии.

  1. 7. Вместимость, комфорт и эргономика

- в зависимости от типа и назначения вместимость бронеавтомобиля должна обеспечивать выполнение боевых задач по предназначению. Для легкого класса автомобиля оптимальная вместимость не более четырех военнослужащих, в том числе и один член экипажа (водитель). Для среднего класса, не более шести военнослужащих, в том числе и один член экипажа (водитель). Для тяжелого класса, не более восьми военнослужащих, плюс один член экипажа (водитель).

- комфорт должен включать наличие всех вспомогательных систем, позволяющих нахождение в бронеавтомобиле в любых климатических зонах круглые сутки. Для обеспечения комфортных условий, каждый бронеобъект должен быть оборудован выносным дизель - генератором, кондиционером, отопителем, автономным подогревателем системы охлаждения двигателя. Дополнительно в комплект автомобиля должны входить все остальные принадлежности, обеспечивающие автономное жизнеобеспечение экипажа и десанта;

- эргономика автомобиля должна позволять удобное нахождение военнослужащего в полной экипировке и не сковывающая его движения в ходе выполнения боевой задачи и одновременно обеспечивающая определенную защиту и безопасность экипажа.

  • Авиа транспортабельность бронеавтомобилей должна позволять осуществлять перевозку всем парком воздушных судов, а для бронеавтомобилей легкого класса и их десантирование.
  • Вспомогательное вооружение должно включать средства разминирования, мины различных типов (в зависимости от принадлежности и задач подразделения), инженерные и другие средства маскировки.
  • Ремонтопригодность должна обеспечиваться крупно-узловой заменой агрегатов и механизмов в полевых условиях, как членами экипажа, так и ремонтными подразделениями.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ

В современных условиях бронеавтомобиль необходимо рассматривать, как Комплекс системы вооружения, который может быть предназначен следующим образом, и включать:

Для мотострелковых подразделений

- тяжелую БМП (ТБМП) на базе танка с тяжелым вооружением для ведения непосредственно общевойскового боя;

- бронированный тягач на шасси повышенной проходимости с полуприцепом для транспортировки тяжелой БМП по дорогам общего пользования и по улучшенным грунтовым дорогам в интересах переброски войск на большие расстояния;

- бронеавтомобиль типа «Тайфун–У» на каждое отделение, для переброски личного состава в ходе совершения марша, для поддержки действий личного состава в ходе КТО, в ходе сопровождения колонн, в ходе патрулирования районов и выполнения других боевых задач;

- бронеавтомобиль типа «Тайфун–К» для подвоза боеприпасов, транспортировки раненых в особых условиях;

- комплект специальных бронеавтомобилей входящих в состав подразделений боевого, технического и тылового обеспечения.

Аналогичный подход должен применяться и для обеспечения бронеавтомобилями всех остальных видов и родов войск Вооруженных Сил России.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть