Люди покупают водительские права. Кто виноват и что делать

Покупка водительских прав в нормально действующей системе - это вообще логический нонсенс. Даже сам факт покупки говорит о том, что в самой системе взаимоотношений есть серьезные косяки...
2 мая 2013  20:25 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX, аналитик, кандидат технических наук Александр Евсин предлагает коллегам-экспертам и читателям обсудить проблему: Люди покупают водительские права. Кто виноват и что делать?

Итак. Водительские права. Водительские права – это овеществленный символ получения гражданином специального права – права на управление транспортным средством. Это право необходимо не то, что заслужить… необходимо доказать, что ты в состоянии пользоваться этим правом не создавая угрозы для окружающих. От этого и надо плясать.

Какие сегодня проблемы в этой области? Права покупают. Хотя это и полностью алогично и даже глупо. Человек-то все равно ЗАИНТЕРЕСОВАН УМЕТЬ ВОДИТЬ - как ездить, если ты не умеешь ездить? Это же не сдача сессии - когда сдал и забыл к черту интегралы эти непонятные. Все равно где-то придется УЧИТЬСЯ управлять автомобилем. Почему же это не делается там, где это положено? Почему не сдается экзамен на то, что ему придется применять ЕЖЕДНЕВНО. Казалось бы - если умеешь, то какие проблемы это продемонстрировать инспектору ГАИ? Покупка водительских прав в нормально действующей системе - это вообще логический нонсенс. Даже сам факт покупки говорит о том, что в самой системе взаимоотношений есть серьезные косяки... Кто виноват и что делать?

Тут надо понять, кто же покупает права? Мне видится несколько основных типов:

1. Уже хорошо умеют водить автомобиль и не желают тратить время на обучение в автошколе и т.п. – кстати, не случайно сумма взятки за покупку первых прав всегда коррелирует со стоимостью обучения в автошколе – это составляет от 18 до 40 тыс. в зависимости от региона и степени запуганности (или наглости) инспекторов:)

2. Люди, которые однозначно намерены пользоваться только машинами с АКПП и не желающие тратить время на обучение навыкам езды на МКПП. Реальное обучение проходят обычно с частными инструкторами. Т.е. реально все-таки учатся и даже все умеют. Но только на АКПП.

3. Люди, уверенные в том, что с первого раза сдать экзамен все равно не получится. Коррупция, подлые гаишники и т.п. Короче, вне зависимости от знаний, умений и навыков, понятно, что завалить можно любого. Ну, почти любого:) И это к сожалению , правда.

4. Люди, которые реально не умеют водить автомобиль в силу особенностей организма. Ну не получается у них. Например, слишком тонкая психика, из-за которой они вместо адекватной реакции начинают паниковать, истерить и т.п. Или напротив сверхагрессивность… Какие-то органические или психические нарушения и т.п. Но по ряду только им понятных причин, в т.ч. из-за своей неадекватности, обвиняющие в своем неумении всех окружающих – от других участников движения (все не в ногу, я один в ногу), до гаишников (сволочи, они за мной охотятся) – сразу же скажу, что это реально ничтожное меньшинство.

Как видим, из 4 основных типов, только тип №4 не достоин получения водительских прав, и НИКОГДА не должен их получить в законном порядке. Остальные типы покупают права не потому, что не умеют, а просто оптимизируют свою деятельность. Поэтому наша задача, серьезным образом облегчить положение типов №1,2,3 и сделать почти непреодолимой преградой получение прав для типа №4

Еще одно базовое положение:

Водительские права – это права на УПРАВЛЕНИЕ транспортным средством. УПРАВЛЕНИЕ, а не на ремонт и конструирование автомобилей, не на медицинские навыки и не на теоретическое знание особенно тонких положений ПДД. Надо понять ,что с развитием автомобильной промышленности, автомобиль стал таким, что люди годами открывают капот только для долива незамерзайки. Люди часто не знают даже где у них аккумулятор в машине. Надо понять, что оказание медицинской помощи требует и знаний, и практической подготовки, и соответствующего состояния психики – 99% людей, даже знающих основы медицинской теории почти наверняка ничем помочь не смогут, кроме самых элементарных вещей, которые вообще-то людям всю школу вдалбливают. Сделать искусственное дыхание, наложить жгут и шину. Это, безусловно, полезные навыки, но не надо их проверять на экзамене по вождению. Теоретическая часть экзамена по ПДД вообще кошмарна. 80-90% водителей с многолетним стажем почти гарантированно завалят теоретический экзамен по ПДД. Это просто смешно. Неважно что ты говоришь по-английски в совершенстве, но ты не знаешь, что такое «герундий». О чем это говорит? Только о том, что теория ПДД часто оторвана от реальности!

Что из этого следует?

• Полностью исключить из экзамена все вопросы по устройству автомобиля, за исключением того, что используется в управлении автомобилем.

• Полностью исключить медицинскую подготовку.

• Переработать методику преподавания и проверки теоретической части ПДД

Расскажу пару слов о пагубном влиянии переизбытка теории на овладение практикой. Я обучался в Военно-морском училище. И была у нас там водолазная подготовка. Дело ответственное и немного даже опасное. Поэтому перед реальным погружением необходимо выучить кучу вещей на все случаи жизни. 90% вызубриваемого не относится непосредственно к водолазному костюму и прочим ПРАКТИЧЕСКИМ вещам, необходимым для безопасного погружения. Зато в огромном избытке узких медицинских вопросов, типа механизма возникновения газовой эмболии и т.п. История аквалангов. Подробное устройство дыхательных устройств. Их виды и т.п. Под воду не пустят без сдачи всего этого. Хотя реально повторюсь, все это не относится к вопросам безопасности погружения. Напомню, что в Египте людей за пару часов обучают погружаться в МОРЕ. А в российском военно-морском ВУЗе тебя месяц пичкают чёрт знает чем, чтобы спуститься на 10 минут в БАССЕЙН. Итог? Я сдавал погружение за 5 человек. Почему? Потому что мне легко далась теория и нравилось погружаться, а этим двоечникам было в лом учить теорию ради 10 минут пребывания в водолазном костюме. И никто же не спорит, что все эти знания ПОЛЕЗНЫЕ. Знаний вообще нет бесполезных. Но надо же понимать, какие знания действительно необходимы, а какие нет! У нас это в государстве, похоже, не понимают нигде. Хотя причина, конечно же, не глупости, а в излишней продуманности.

Коррупция. Когда автошколы начинают вешать лапшу на уши обществу, про то какие подлые у нас гаишники – я долго и продолжительно смеюсь. Сегодня автошкола – объективно заинтересована в высоком уровне коррупции. Нормальный коррупционер в ГАИ не будет принимать взятки непонятно от кого, а то, в конце концов, получит контрольную закупку либо от УСБ, либо от «Синих Ведерок». Лучший коммуникатор – это автошкола. ГАИ специально валит самоподготовленных водителей (хотя такое право есть в законе для категорий A,B). Автошколы получают клиента. Потому умело прокачивают клиента на то, что и в ГАИ придется умаслить. Короче, есть у них точки соприкосновения. Есть. Поэтому их надо разорвать.

Как? Очень просто. Сделать не просто необязательным предъявление свидетельства об окончании автошколы, а вообще запретить ее требовать. Зачем? Мы не автошколу экзаменуем, а конкретного водителя. Какая разница, где он обучался – в этой автошколе, в той автошколе, или сам учился, или отец учил?

Что для этого надо сделать? Полная анонимизация процесса сдачи на права. И исключение сговора автошколы и инспекторов. Как то сделать?

1. Получение направления на сдачу экзаменов. Не так как сейчас, т.е. автошколы пишут заявки и т.п. А человека СЛУЧАЙНЫМ образом направляют в один из пунктов приема экзаменов. Он узнает об этом буквально за день. Чтобы не было возможности договориться ни с кем. Думаю, монстров, которые со всеми на свете инспекторами дружат и за день способные обеспечить проблемы или наоборот безусловный успех – таких очень мало короче…

Как это выглядит. Человек принял решение, что он ГОТОВ к сдаче экзамена. Зашел на сайт, нажал кнопку – получил уникальный номер и место, и время экзамена. Если очередь большая, то система должна его зарегистрировать, но место и время сообщить только за день до экзамена. Тут есть разного рода тонкости, но все это нормально продумывается. Это может быть естественно и не сайт, а и другие средства связи, включая личный приход в любое отделение ГИБДД, где это сделают за вас (если у вас нет ни телефона, ни интернета).

После выражения согласия на указанное время, на одном из пунктов экзаменов под вас резервируют время, площадку, машину и т.п. Кстати необходимо разрешить сдавать экзамен на своей машине. В случае неявки ВАС ОШТРАФУЮТ. Почему? Потому что вы украли это время у других, заставили в ГАИ готовиться к вашему визиту - это стоит определенных денег, а вы забили… Так нельзя. Экзамен на права – это серьезный шаг, так что уж постарайтесь. Это не часто бывает.

2. Итак, в назначенный час человек приходит в ГАИ, где о нем НЕ ЗНАЮТ ВООБЩЕ НИЧЕГО.

3. Экзамен начинается с ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МЕДОСМОТРА. Почему? Потому что справку можно купить. Подделать и т.п. Но даже не это главное. Именно ГАИ выдает ПРАВО и инспектор сейчас поедет рисковать своей жизнью в город с совершенно-неизвестным ему человеком, потому и должен САМ убедиться, что человек не слепой, не глухой, не псих и не наркоман. Проверяться должны только параметры здоровья, необходимые для управления автомобилем – это занимает не более 10 минут. Если есть инвалидность не препятствующая управлению автомобилем, но требующая его дооборудования какими-либо приспособлениям, то это соответствующим образом должно фиксироваться. Если у ГАИ появляются сомнения в здоровье кандидата, а кандидат не согласен с мнением инспекторов, тогда уже начинается серьезный медосмотр и медицинский консилиум.

4. Медосмотр записывается на видео. Если медосмотр не пройден – до свидания. Видео выдается на руки, не согласен – иди в суд, или лечись. Прошел медиков – пожалуйте дальше. Данные медосмотра остаются, прикрепляются к досье навечно.

5. Пока все что о студенте известно – это его номер. Более не известно НИЧЕГО. Включая и историю обучения. Просто пришел человек, который говорит Я УМЕЮ УПРАВЛЯТЬ МАШИНОЙ – ДАЙТЕ ПРАВА. Ему говорят – ОК, Докажи что ты умеешь! И начинается экзамен.

6. Сама программа экзамена, в общем, почти привычная: теория, площадка, город. Новшество тут только одно – все записывается на видео. И действия экзаменующегося и действия инспектора.

7. Если экзамен сдан успешно, то происходит деанонимизация, уникальный номер связывается с паспортными данными, происходит фотографирование на права и др. технические детали, необходимые для оформления права и печати удостоверения. Это не должно занимать более часа, желательно 15 мин. Видео экзамена навечно прикрепляется к водительскому досье. И может быть проверено в любой момент уполномоченным органом, а в определенных случаях и выставлено на суд общественности.

8. Сразу же после технических процедур, в умеренно ТОРЖЕСТВЕННОЙ обстановке гражданину вручаются права. Не так как сегодня, сидишь в каком-то сарае, ждешь свое фамилии, а потом в темном окошке хмурый человек кидает тебе права. Нет. Весь регламент расписан буквально по-минутам. Человек проходит в комнату, где висит государственный флаг России и инспектор ГАИ в парадной форме вручает ему права! Напоминая по отечески, что жизнь есть жизнь. Все может случиться на дороге. ПДД – это прекрасный способ предотвратить нежелательное развитие ситуации, но если вдруг что пошло не так, то главное – БЕЗОПАСНОСТЬ и т.д. и т.п. примерно минуты на 2. Короче, от имени Российской Федерации поздравляю – удачи на дорогах!

Если экзамен не сдан, то видео тоже прикрепляется к досье (пока оно обезличенно). Это видео человек может получить и если не согласен, то опротестовать в суде. Суд может принять два решения – либо прав студент и приказать ГАИ выдать права – в случае фактов намеренного заваливания начать служебное расследование в отношении инспектора или указать ему в чем тот был не прав, либо сказать, что студент не прав. Распоряжаться этим видео человек может по своему усмотрению. Может жаловаться в ЖЖ например:

Теперь немного об обучении. Вопрос обучения – это индивидуальный вопрос на самом деле. Один через неделю уже неотличим в потоке опытных водителей, другой и через год ведет себя как новичок. При этом, надо учитывать, что обучаться/дообучаться вождению перед получением прав приходят люди очень разной степени обученности. Один не знает даже где педаль газа, а второй спокойно ездит, но не чувствует уверенности в городе. Поэтому, думаю необходимо иметь программы, рассчитанные на различные уровни подготовленности.

Лично я считаю, что обучение должно быть итерационным. Т.е. небольшой курс по теории вождения, тут же на практику – площадка, город. Потом заново. На каждой итерации повышая степень и глубину обучения. Причем сначала вся практика должна быть, ТОЛЬКО на АКПП. Когда человек способен ездить по городу на АКПП, переходим к обучению на МКПП. Практика должна быть основным элементом обучения!

Еще неплохо было бы широко применять компьютерные тренажеры. Тут все зависит от их реалистичности. Речь даже не об управлении собственно транспортным средством, а о правильном поведении в дорожных ситуациях. Естественно должны быть отработаны типовые маневры типа параллельной парковки, разворот в узком месте и т.п. Это очень частые типовые случаи, с которыми не очень все хорошо сегодня.

Вообще-то, я совершенно уверен, что когда автошколы лишат всяких преференций и не будут требовать в ГАИ справки оттуда и т.п... то автошколам НИЧЕГО НЕ ОСТАНЕТСЯ кроме, как самим подумать, как бы так хорошо учить людей, чтобы те почувствовали себя уверенными на дороге, хорошо бы сдали экзамен в ГАИ, а затем их хвалили и рекомендовали друзьям. Конкретная методика может естественно отличаться. Ибо каждый учитель имеет свой стиль преподавания и тут не надо стремиться к абсолютной унификации, хотя, наверное, что-то рекомендательно стоило бы выпустить…. Так сказать обобщающее педагогический опыт.

А пока я только в автошколах наблюдал водил, которые ОРУТ на учеников. Ни на одном частном инструкторе не видел подобного! И речь тут не в форме собственности. А в том, что по сегодняшним правилам в автошколы люди де-факто ОБЯЗАНЫ прийти, а инструкторов нанимают, чтобы действительно чему-то научиться. Естественно, есть исключения и того и другого рода.

Никаких государственных аккредитаций автошкол быть не должно! Их аккредитация – это история сдачи учениками экзаменов в ГАИ! Это отзывы учеников. Это то, что видит потенциальный ученик, приходя в автошколу. Какие машины? Какие учителя? Какие инструктора и т.п.

Данное мнение не является истиной в последней инстанции. Можно многое и пообсуждать. Написал я все это что говорится «с лету», а, не вынашивая годами. Буду признателен за ценные замечания. Однако, уверен, что вектор я выбрал правильный. Основные положения, наверное, можно сформулировать, как:

1. Разрыв связей автошкол и ГАИ в части сдачи экзамена

2. Анонимизация сдачи экзамена на права

3. Объективная фиксация сдачи экзамена (видео и звукозапись)

4. Упрощение требований к водителю, осознание того факта, что подготовка водителя – это подготовка максимально безопасного участника движения, а не подготовка профессионального гонщика или транспортного эксперта.

5. Жесточайшая борьба со всеми участниками незаконных отношений в сфере получения водительских прав

Кстати, необходимо запретить ПРОВОКАЦИЮ на нарушение, которое часто используют ИДПС при сдаче экзаменов. Дело в том, что психологический момент таков, что ИДПС начинающим водителем воспринимается как непререкаемый авторитет и если инспектор говорит "остановись здесь", а потом говорит "ха-ха, ты попался" - это не правильно! Это подло и глупо. Кстати, по хорошему-то юридический подкованный водила мог бы отмазаться - ибо указания инспектора, регулирующего уличное движение - являются наиболее приоритетными указаниями, затмевающими все требования знаков, разметок и т.д.

Думаю, если двигаться в этом направлении, то через некоторое время покупать водительские права станет таким же нонсенсом, как покупка диплома Института иностранных языков перед поездкой в Англию, вместо реального обучения английскому языку. Ведь людям не нужны на самом деле БУМАЖКИ, им нужны УМЕНИЯ. И их получать все равно необходимо. А продемонстрировать СВОИ УМЕНИЯ – это всегда очень просто и приятно. В завершение, об адекватности теоретической части необходимо судить не на только на основании экспертного мнения. Наши эксперты, к сожалению, часто страдают самозатмением и отрываются от реальности. Простейший тест на адекватность – берет человек 100 ОПЫТНЫХ водителей – если 90% с первого раза все правильно ответят – значит теория проверяется правильно. Если соотношение наоборот (как сегодня) – 90% опытных водил не могут безошибочно сдать экзамен, то дело не в водителях. А в вопросах! Более того, даже если 90% людей что-то не так понимают… Ну знаете, субъективные заблуждения миллионов становятся ОБЪЕКТИВНОЙ силой…

И кстати, возможно мои предложения по абсолютной деанонимизации излишне строги. Можно и проще. Все зависит на самом деле от адекватности требований на экзамене и степени коррупционной пораженности. Короче, еще раз повторюсь. Это я описал вектор. На конкретностями нужно думать предметно. И все просчитывать. Начиная от экономики и психологии и заканчивая собственно вопросами дорожной безопасности.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Считаете ли Вы Лукашенко союзником России?
57.5% Нет.
Считаете ли вы Российское государство агрессором в отношении личности или её защитником?
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть