Католики и униаты на Украине: кому достанется галичанское наследство?

Украинствующие хотят подчинить «украинской идее» не только греко-католическую церковь
10 апреля 2013  20:14 Отправить по email
Печать

Между украинскими католиками из местных епархий Римско-католической церкви и униатами из Украинской греко-католической церкви пробежал «черный котенок», способный вырасти в «черную кошку».

Проблемой стал язык и, как ни странно для Украины, не русский. В начале апреля этого года польская газета Rzeczpospolita со ссылкой на собственные источники сообщила о планах Ватикана перевести главу Львовской архиецезии Римско-католической церкви Мечислава Мокшицкого, бывшего секретаря Иоанна Павла II, во Вроцлав. С одной стороны, это повышение, ведь большинство митрополитов Вроцлавских становятся кардиналами. С другой стороны, пишет Rzeczpospolita, возможный перевод связан не только с вопросами престижа.

«По нашей информации, Мечислав Мокшицкий конфликтует с украинской властью, пытаясь вернуть католические костелы, в которых сегодня расположены склады, музеи, галереи или концертные залы, - говорится в публикации. - Также он поссорился с местной польской общиной, решив проводить во Львове богослужения, в том числе, на украинском языке, мотивируя это тем, что много поляков, особенно молодых, знают только этот язык».

В той ситуации, которая в последние годы сложилась вокруг архиепископа Мечислава Мокшицкого и его деятельности на Украине, перевод его во Вроцлав – это дипломатический выход. Такое мнение в комментарии информационному агентству ZIK высказал религиовед, доцент ЛНУ им. И. Франко Андрей Юраш. Он добавил, что, помимо столкновений с некоторыми украинскими чиновниками и польской общиной, в последнее время львовский архиепископ все более активно расходился во мнениях с УГКЦ. Так, в марте этого года польский сайт о религии Wiara.pl сообщил об отказе Мечислава Мокшицкого выступить с совместным обращением украинских католиков и униатов по поводу печального юбилея Волынской резни, когда украинские националисты в массовом порядке уничтожали мирные польские семьи на Западной Украине.

По словам Мечислава Мокшицкого, призыв УГКЦ дать христианскую оценку событиям 1943 года является чистой риторикой, поскольку там нет ни одного упоминания о причине трагедии - идеологии национализма. «Эта идеология была основана на неоязыческой этике, отрицающей идеи христианства», - подчеркнул глава Львовской архиецезии. Также Мечислав Мокшицкий напомнил, что украинцы сотрудничали с нацистами для массового убийства евреев.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Тем временем, пресс-секретарь главы Львовской отец Андрей Легович опроверг сообщения о возможном переводе его шефа во Вроцлав, равно как и сведения газеты Rzeczpospolita о конфликте архиепископа с украинскими властями и польской общиной. «Таких конфликтов нет», - заверил он. Сам Мечислав Мокшицкий, по словам отца Андрея Леговича, не намерен комментировать «эту неправдивую информацию». Однако шум пошел. И трудно сейчас спрогнозировать, как на все это отреагируют в Ватикане. Особенно по части высказываний о разногласиях между украинскими католиками и униатами. Что до УГКЦ, то наряду с католическим Львовом против нее «второй фронт» открыли ужгородские русины. На днях председатель Всемирного Совета Подкарпатских Русинов Василий Джуган, уполномоченный по правам человека народа Подкарпатской Руси Александр Ониско и член Всемирного Совета Подкарпатских Русинов Анатолий Сава обратились к папе Римскому Франциску с открытым «Письмом-протестом против насильственного введения в русинских церквях богослужения на украинском языке».

Как говорится в этом письме, «в последнее время в нашем крае развернута массированная кампания грубого вмешательства государства и ура-патриотов в дела греко-католической церкви, где идет процесс насильственной украинизации. Вся истерика украинизаторов на Подкарпатской Руси сводится к нескольким требованиям: немедленного лишения русинской греко-католической Мукачевской епархии статуса Sui Juris (церковь своего права), требовании распространить здесь практику богослужений на «живом, понятном языке (украинской мове), а не «мертвом» церковно-славянском языке», требовании к священникам во время богослужений упоминать «Верховного Архиепископа Святослава» (как главу Греко-католической церкви на Украине)…

Существует еще одни важный аспект рассматриваемого вопроса. Несмотря на ожидания, папа Иоанн Павел II так и не предоставил Украинской греко-католической церкви патриаршего статуса. Правда, понтифик неоднократно подчеркивал при встречах с униатскими иерархами, что такая позиция Святого Престола по вопросу о патриархате не является неизменной, но обусловлена современными реалиями. Но украинствующие хотят подчинить «украинской идее» не только греко-католическую церковь. Тихая, ползучая украинизация наблюдается и в православной церкви Московского патриархата. Связано последнее с естественным процессом получения теологического образования молодыми священнослужителями на украинском языке и с государственной пропагандой.

Ясно только одно - украинизация представляет угрозу самобытности русинского народа, грубое вмешательство со стороны государства в русинскую национальную культуру и в чистом виде представляет собой нарушение гарантированных Конституцией фундаментальных прав человека и принятыми на себя Украиной международными обязательствами».

Встает вопрос, что в этой ситуации будет делать Ватикан, которого галичанские христиане ставят таком образом в довольно непростое и щекотливое положение. Римско-католическая церковь проповедует всемирность, в которой, по словам апостола Павла, нет ни эллина, ни иудея. Однако невозможно в то же время и закрывать глаза на специфические особенности национальных общин, подчиняющихся Ватикану. Это касается и польских католиков во Львове, но еще в большей степени ужгородских русинов. Ведь для последних вопрос сохранения своего народа, русинской идентичности жизненно важно связан со своим языком и своей церковью (напомним, к слову, что когда в XVII веке император Австро-Венгрии Иосиф II поднимал статус униатской церкви, она получила название Руской греко-католической церкви). Очевидно, что папе Римскому Франциску придется проявить огромные миротворческие усилия, чтобы успокоить свою паству на Галичине.

Станислав Стремидловский, политолог, главный редактор газеты «Цена вопроса», специально для ИА REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть