Этот день в истории. 10 апреля

1906 год. 10 апреля (28 марта) группой эсеров был казнен священник Георгий Гапон
10 апреля 2010  13:34 Отправить по email
Печать

1906 год. 10 апреля (28 марта ст.ст.) группой эсеров был казнен священник Георгий Гапон

«В конце марта 1906 г. Рутенберг на имя П. И. Путилина нанял в Озерках на углу Ольгинской и Варваринской улиц дачу Звержинской. 28 марта на даче собрались рабочие. Рутенберг спрятал их так, чтобы они могли хорошо слышать все происходившее в соседних помещениях. Он встретился. с Гапоном в условленном месте и привел его ни дачу. То, что услышали рабочие, не предполагал услышать даже Рутенберг.

«

—Надо кончать. Чего ты ломаешься? 25 000 — большие деньги.

— Ты ведь говорил мне в Москве, что Рачковский дает 100 000? — Я тебе этого не говорил. Это недоразумение. Они предлагают хорошие деньги. Ты напрасно не решаешься. И это за одно дело, за одно (выдача членов Боевой организации эсеров.- Ф. Л.). Но можно свободно заработать и сто тысяч за четыре дела. (...)

— А если рабочие, хотя бы твои, узнали про твои сношения с Рачковским?

— Ничего они не знают. А если бы и узнали, я скажу, что сносился для их же пользы.

— А если бы они узнали все, что я про тебя знаю? Что ты меня назвал Рачковскому членом Боевой организации, другими словами, выдал меня, что ты взялся соблазнить меня в провокаторы, взялся узнать через меня и выдать Боевую организацию, написал покаянное письмо [министру внутренних дел П. Н.] Дурново?" Эти строки, опубликованные в 1909 г., читали участники описанных событий.

Со слов одного из свидетелей разоблачения Гапона известный революционер Л. Г. Дейч вспоминал: «Как подробно рассказал мне недавно самый молодой из слышавших эту беседу рабочих (назову его Степаном) их страшно томил этот, казавшийся неимоверно долгим спор Гапона с Рутенбергом. Для них (рабочих.- Ф. Л.) давно уже вполне выяснилась возмутительная роль Гапона, и они хотели бы уже выйти из засады, но Рутенберг все не открывал их двери, запертой на замок снаружи. Между тем состояние их было ужасно тяжелым.

— Не могу передать, какое отвратительное состояние ожидать с минуты на минуту, что вот придется убить человека,- сказал т. Степан». Гапона повесили на крюке, вбитом в стену над вешалкой в прихожей, не раздумывая, не сговариваясь, все было сделано в едином порыве. Лишь 30 апреля полиции удалось обнаружить его труп.

Приведу рапорт С.-Петербургского уездного исправника от 3 мая 1906 г. о похоронах Гапона: «В дополнение рапорта от 30 минувшего апреля за N 1297 доношу вашему превосходительству, что сего мая тело убитого Георгия Гапона предано земле на Успенском городском кладбище, что по Финляндской ж. д. похороны окончились в 1:30 дня и прошли спокойно. Обедня началась в 10 час. утра и к этому времени стал стекаться рабочий народ, которого было до 200 человек, в числе рабочих были женщины.

Собравшиеся рабочие пропели похоронный марш, начинающийся словами «Вы жертвою пали...», затем стали говорить на могиле речи рабочие: что Гапон пал от злодейской руки, что про него говорили ложь и требовали отмщения убийцам. Затем послышались среди присутствовавших крики: месть, месть, ложь, ложь. После этого пропели вечную память, и, исполнив гимн «Свобода», начинавшийся словами «смело, товарищи, в ногу», все рабочие покинули кладбище, закусив в буфете, и спокойно разошлись. На могиле похороненного поставлен деревянный крест с надписью «Герой 9 января 1905 г. Георгий Гапон».

П.М. Рутенберг
П.М. Рутенберг
Цитируется по: Э. Хлысталов. Правда о священнике Гапоне. "Слово«№ 4` 2002

История в лицах

П.М.Рутенберг:

Все было ясно. Гапон — предатель, провокатор, растратил деньги рабочих. Он осквернил честь и память товарищей, павших 9 января. Гапона казнить.

Гапону дали предсмертное слово.

Он просил пощадить его во имя его прошлого.

— Нет у тебя прошлого! Ты его бросил к ногам грязных сыщиков! — ответил один из присутствовавших.

Гапон был повешен в 7 часов вечера во вторник 28 марта 1906 года.

Я не присутствовал при казни. Поднялся наверх, только когда мне сказали, что Гапон скончался. Я видел его висящим на крюке вешалки в петле. На этом крюке он остался висеть. Его только развязали и укрыли шубой.

При Гапоне оказались:

1. Кожаный бумажник и в нем:

а) тысяча триста рублей;

б) десять разных записок и расписок;

в) две визитные карточки г. X.;

г) ключи и квитанции несгораемого ящика банка Лионского кредита за № 414 на имя Ф. Рыбницкого. Лежали они в конверте с надписью «деньги»;

д) копия с моей записки и на ней же набросок ответа: «Ты сам виноват в канители. Сегодня надо видеться в ресторане Кюба в 9 час. вечера. Свидание непременно надо устроить деловое». (Вместо этого текста послал мне приведенный выше.)

2. Две записные книжки.

Все ушли. Дачу заперли.

Март 1906 г.

Мохандас Карамчанд Ганди и его жена Кастурба. Фотография 1902 года
Мохандас Карамчанд Ганди и его жена Кастурба. Фотография 1902 года
Цитируется по: Рутенберг П.М. Убийство Гапона. Ленинград, 1925.

Мир в это время

В 1906 году Мохандас Ганди начинает практиковать сатьяграху — тактику ненасильственной борьбы с английскими колонизаторами

«Время, когда Ганди, поддавшись общему веянию в среде индийской интеллигенции, подражал всему английскому, давно прошло. Еще в середине 1906 года, в возрасте тридцати семи лет, он принял обет брахмачария, поставив тем самым всю свою жизнь в рамки жесточайших ограничений. Обет предусматривал, наряду с выполнением целого свода религиозных предписаний индуизма, отказ от владения собственностью, исключение из рациона питания продуктов животного происхождения, половое воздержание и другие запреты. Аскетический образ жизни, основанный на сознательном подавлении страстей и желаний, по убеждению Ганди, закалял волю, просветлял ум и душу, давал возможность целиком посвятить себя служению своему народу.

В Индии подобный образ жизни — дело вовсе не диковинное. Таких людей — брахмачари там исстари почитают как подлинных приверженцев веры и добронравия.

Гокхале сообщил Ганди, что с ним хотел бы встретиться губернатор провинции Бомбей лорд Уиллингдон. Вскоре в губернаторском дворце состоялась эта встреча. После обычных расспросов, проходивших в манере светской беседы, губернатор раскрыл цель встречи: он попросил Ганди дать ему обещание не предпринимать никаких политических шагов без предварительного совета с ним. Уиллингдон сказал при этом, что он будет готов принять его без всяких формальностей и в любое время. Губернатор, очевидно, надеялся услышать от собеседника слова о полной лояльности к правительству и заверения не выступать против имперских властей, но этих слов, к глубокому разочарованию Уиллингдона, Ганди не произнес. Ганди ответил губернатору, что ему легко дать обещание советоваться с ним, поскольку он взял себе за правило прежде всего уяснять точку зрения другой стороны и по возможности приходить к соглашению.

Беседа с Ганди, поскольку он заговорил о противостоящих друг другу сторонах как о само собой разумевшемся факте, не предвещала правительству ничего утешительного. Кто-кто, а губернатор был хорошо осведомлен тайной полицией о «фанатичности» в своих убеждениях и неподкупности этого «дипломата в лохмотьях».

Вскоре Ганди уже по своей инициативе появился во дворце. Рассказав о грубом произволе железнодорожных и таможенных чиновников в отношении индийцев — пассажиров третьего класса, он просил губернатора принять надлежащие меры. Уиллингдон, не скрывая своего неудовольствия, постарался отделаться от визитера замечанием, что вину за эти беспорядки несут, мол, власти Дели. Присутствовавший при разговоре секретарь бомбейского правительства выразил Ганди возмущение по поводу высказанного им намерения прибегнуть в случае бездействия властей к кампании гражданского неповиновения — сатьяграхе.

— Не угроза ли это? — спросил секретарь. — Неужели вы думаете, что сильное правительство уступит угрозам?

— Это не угроза, — ответил Ганди, — а воспитание народа. Моя обязанность — указать народу все законные средства борьбы с обидчиками. Нация, которая желает стать самостоятельной, должна знать все пути и способы достижения свободы. Обычно в качестве последнего средства прибегают к насилию. Сатьяграха, напротив, представляет собой абсолютно ненасильственный метод борьбы. Я считаю своей обязанностью разъяснять населению, как и в каких пределах им пользоваться. Не сомневаюсь, что английское правительство — правительство сильное, но не сомневаюсь также и в том, что сатьяграха — в высшей степени действенное средство.

Секретарь скептически покачал головой и мрачно сказал:

— Посмотрим«.

Цитируется по: Горев А. В. Махатма Ганди. М.: Международные отношения, 1989

Материал предоставлен АНО «Руниверс»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть