Прозаседавшиеся или шаг к «soft power политике»: Иван Фомин

Что нам необходимо сделать для организации эффективной российской политики soft power? Статья эксперта ИА REX, философа, шеф-редактора журнала «Сократ» Ивана Фомина.
18 февраля 2013  13:32 Отправить по email
Печать

Поводом для написания этого текста послужила реплика одного крупного руководителя международного российского Фонда, являющегося ведущим оператором российской культурной и гуманитарной политики на постсоветском и мировом пространстве, высказанная им в своем блоге в фейсбуке. Суть реплики заключалась в том, что, нашему государству трагически не хватает эффективной политики «мягкой силы». Поскольку я сам периодически думаю о дефиците такой политики, и даже разрабатываю различные идеи, концепции и предложения в этом направлении, общаясь при этом с представителями подобных фондов, то меня, как говорит наш известный правозащитник Лев Натанович Щаранский, «прямо как из душа окатило». И чего же, интересно, не хватает нашим крупнейшим фондам и их руководителям, чтобы организовать, наконец, такую эффективную политику «мягкой силы» в российских интересах, организовать как на внешнеполитическом пространстве, так и внутри страны?

Парадокс заключается в том, что наши ведущие фонды и институты имеют для формирования эффективной долгосрочной культурной, интеллектуальной, идеологической и политической экспансии на постсоветском пространстве все необходимые предпосылки: более чем достаточное финансирование, отделения и филиалы по всему миру и СНГ, кадровые, медиа, организационные и иные ресурсы, системную поддержку государства и пр.

При этом вся их деятельность, почему то, на 90% сводится к организации и проведению различных форумов, конференций, заседаний, фестивалей и слетов различных «людей доброй воли». На эти цели тратятся огромные деньги. Съезды и конференции проводятся с невиданным размахом, с участием как российских, так и часто, антироссийских деятелей всех мастей, которых, видимо, пытаются на этих форумах утопить в водке, икре и в прочем нашем гостеприимстве.

Часто для проведения этих форумов арендуются пароходы, специальные поезда и самолёты. Сами форумы также часто проводятся в самых экзотических местах, я например, абсолютно достоверно могу упомянуть среди таких мест Австрию, Греческие острова, разумеется, Крымские и Кубанские курорты и пр. В эти диковинные места, для придания большего колорита данным мероприятиям, вывозятся народные хоры, классические оркестры, казаки и девушки в кокошниках, попы и диссиденты, кулинары и церемонимейстеры, пиарщики и журналисты, писатели и деятели культуры, чиновники и профессора и пр.

В рамках данных программ нередко также происходят открытия огромных помпезных памятников, поклонных крестов, закладных камней и пр. По итогам форумов обычно принимаются резолюции, воззвания, происходит сбор подписей и раздача памятных знаков и почётных грамот.

Все вышеперечисленное отнюдь не является преувеличением, это только верхушка айсберга, известная лично мне. У меня есть знакомый вице-президент одного из таких крупных фондов, и вот его практически невозможно застать в Москве, — через фейсбук он постоянно телеграфирует о маршрутах своего передвижения по миру: Иерусалим — Вена — Брюссель — Вашингтон — Ницца — Берлин и т.д. И везде конференции, встречи, выступления, неформальные контакты в контексте отстаивания стратегических интересов России. В советские времена это называлось, насколько я помню, профессиональной «борьбой за мир», и, разумеется, это прекрасная и достойная деятельность.

Но, при этом неизбежно возникает вопрос, который многократно усиливается ввиду риторических вопрошаний самих руководителей данных фондов и институтов — а кто сегодня организует российскую политику в идеологическом, культурном и информационном пространстве именно таким вот вышеописанным образом, и кто мешает организовать её по-другому, более эффективно и рационально?

Ведь даже при беглом знакомстве с этой нынешней российской «soft-power политикой» становится очевидно, что на эти средства, которые таким вот образом расходуются на всю эту «борьбу за мир», можно и нужно организовать системную работу по ключевым направлениям этой российской soft-power — политики просто на другом качественном, содержательном и системном уровне. При этом, разумеется, и эффект от этой работы был бы несопоставим с нынешним, постзастольным эффектом.

И в самом деле, если просто проанализировать результаты почти 20-летней деятельности основных российских фондов и институтов, работающих на ниве этой «культур-политики», то много ли мы можем вспомнить тех системных проектов и продуктов в идеологической, интеллектуальной, информационной и общественно-политической сфере, которые были этими структурами успешно реализованы, и которые как то системно повлияли на ситуацию в России и в тех странах, где эта деятельность осуществляется?

Господа директора фондов и институтов, где ваши системные продукты и проекты, реализованные на благо России и изменившие ситуацию в подведомственных вам сферах и территориях на благо России? Где созданные вами влиятельные пророссийские или, сегодня, — просоюзные СМИ, интеллектуальные и общественно-политические журналы, идеологические и качественные издательства и их программы, где общезначимые для стран присутствия интернет-порталы аналитической и общественно-политической направленности, телеканалы, где авторитетные исследовательские институты и поддерживаемые ими общезначимые научные и общественные проекты? Где влиятельные общественные движения и политические партии? Где общая институциональная пророссийская интеллектуальная, информационная и политическая среда, задающая и формирующая ключевые тренды, долгосрочные тенденции в этих странах, да и в самой России? Где, наконец, те многочисленные кадровые ресурсы, которые смогли сформировать за 20 лет аналогичные западные институты, и которые сегодня занимают ключевые позиции во всех ключевых сферах жизни, — от экономики и политики, до идеологии и информационной сферы, — во всех ключевых постсоветских странах, на Украине, в Средней Азии, в Закавказье, и в самой России?

Ответ, к сожалению, очевиден — ничего этого нет, хотя, повторимся, на средства, ежегодно выпускаемые в трубу, уходящие в свисток всех этих форумов, слётов и конференций, можно было бы организовать десятки сайтов, газет, телеканалов, издательств, журналов, институтов и исследовательско-образовательных центров, поддержать десятки интеграционных общественных групп и движений, создать десятки и сотни других инструментов долгосрочной и эффективной политики «мягкой силы». Можно было бы вырастить сотни и тысячи интеллектуалов, политиков, экономистов, лидеров общественного мнения, которые могли бы сегодня полностью формировать политику всех ключевых стран постсоветского мира.

Таким образом, за 20 лет с помощью этих системных инструментов можно было бы добиться полного и подавляющего контроля над интеллектуальным, идеологическим, информационным, и общественно-политическим пространством и России, и всех постсоветских стран. Это было бы, в конце концов, выгодно и просто с экономической точки зрения, т.к. политический контроль, как известно, гарантирует и контроль экономический, как об этом красноречиво свидетельствуют успехи наших западных коллег в разных уголках мира и постсоветского пространства.

Вместо этого данное пространство, пространство постсоветского мира, пространство новой Евразийской интеграции, сегодня представляет собой по сути проходной двор и чистое поле, на котором как им вздумается гуляют в любых направлениях орды западных консультантов и идеологов, западные и по сути антироссийские структуры, фонды и институты, и на котором, в виде неких безвредных, но пышных декораций, периодически совещаются, восседают, выпивают и закусывают наши профессиональные «борцы за русский мир и за русскую идею».

Поэтому, уважаемые профессиональные «борцы за мир», если вас действительно интересует, почему у России до сих пор нет действительно эффективной «политики мягкой силы», задайте этот вопрос, прежде всего, самим себе. Причина отсутствия этой политики в вас самих, вы — главное препятствие на пути её формирования.

И если сегодня действительно ставить вопрос об организации такой эффективной интеллектуальной, информационной и общественной политики на постсоветском пространстве, политики, которая создавала бы благоприятные институциональные условия для новой Евразийской интеграции, то начинать нужно, прежде всего, с расчистки места, с демонтажа нынешних симулякров и декораций, которые представляют собой нынешние российские фонды и институты соответствующей направленности. Они выполняют роль создания «видимости присутствия» такой интеграционной политики, и тем самым наносят ей непоправимый ущерб, не дают ей сформироваться на деле, поэтому начинать нужно с масштабной зачистки этого поля и его основных субъектов.

Таким образом, чтобы действительно создать эффективную российскую и интеграционную «soft power политику», для начала нужно расчистить изрядно захламленное пространство, место для реализации этой политики, вывезти горы пустых бутылок, балалаек, кокошников, открыток и почетных грамот, и начинать, наконец, работать.

Иван Фомин

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть