Мобилизационный компонент – современные подходы

Предложения к докладу о военной реформе в России
Сергей Канчуков
1 февраля 2013  01:05 Отправить по email
Печать

В рамках разработки предложений в Доклад «ВОЕННАЯ РЕФОРМА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СИСТЕМНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА», направленных на совершенствование Плана обороны РФ, рассмотрены вопросы мобилизационной готовности Вооруженных сил, уничтоженные прежними реформаторами. Это некоторые наброски общих вопросов, которые при их дальнейшей реализации будут встроены в концепцию мобилизационного компонента армии.

Модернизация и переход к современным Вооруженным силам Российской Федерации, готовым к отражению полномасштабной агрессии, введению успешных боевых действий в локальных конфликтах, невозможны без создания организованного вооружённого резерва. Даже в тех странах, которые провозглашают своей политикой невмешательство и нейтралитет, как, например, в Швеции, где наряду с вооружёнными силами страны существует вооружённый резерв.

 Проблема создания организованного резерва в России остро стоит с первого дня создания вооружённых сил России, но унаследована ею ещё от Советской Армии. Уже в 1980-е годы советская мобилизационная система комплектования частей и соединений, через военкоматы утратила эффективность. Анализ проведенных сборов в 1987 году в Сухопутных войсках, показал, что мобилизационные учения по укомплектованию личным составом были сорваны. Два полка Сибирского и Забайкальского военных округов, вместо положенных трех суток  разворачивали почти три месяца, при этом процент несовпадений по военно-учетным специальностям  составил 80%.

В 90-е годы система работы с организованным вооруженным резервом (далее ОВР) так и не была пересмотрена, оставшись атавизмом с советских времен.

В 2000-е годы с появлением частей постоянной боевой готовности (ЧПГ), ОВР как таковой прекратил свое существование, его основу – «кадрированные» части и соединения (куда должны были с возникновением военной угрозы поступать резервисты- "запасники) превратили в части-доноры для ЧПГ. С одной стороны такой подход позволял поддерживать высокую укомплектованность ЧПГ и их постоянную боевую готовность, с другой - в случае большой войны, принимать резервистов в частях сокращенного состава было бы уже не кому, так как весь кадровый состав ушел бы на доукомплектование ЧПГ в первые  часы войны.

В ходе военной реформы по переходу ВС РФ к армии "нового облика" было предложено рациональное решение, решающее проблемы системы ОВР. Части и соединения сокращенного состава-кадр, предлагалось передать в подчинение губернаторов краев и областей (по аналогу с системой Национальной Гвардии США). Было предложено заключать с желающими контракты, согласно которым, заключившие такие контракты «резервисты» должны были один раз в месяц прибывать на двух дневные сборы, раз в полгода на недельные, а один месяц в году убывать на полковые - дивизионные учения. По этому контракту «резервист» получал бы не менее 10 тысяч рублей  в месяц прибавки к основной зарплате. В случае войны части и соединения автоматически переподчинялись командованию военного округа, на чьей территории они находились. В ЧПГ должны были остаться отделения мобилизации и комплектования, куда бы военные комиссариаты направляли  состоящих у них на учете военнослужащих, для прохождения стажировки на различных должностях. Принцип стажировки такой же - 2 дня – неделя – месяц - при этом такой же контракт с такой же оплатой труда.

Но это предложение, или разработано альтернативное поддержание мобилизационной готовности армии, не было поддержано бывшим руководством ВС РФ. Вместо этого  в "новом облике" волевым решением был полностью упразднён резервный компонент Вооружённых Сил. Это сокращение обосновывалось ошибочным убеждением, что наиболее боеспособные армии мира (как пример, приводилась армия США) не имеют организованного военного резерва и ведут боевые действия лишь существующим составом ВС. Части и соединения сокращенного состава - кадр были расформированы, так же, как и большинство баз хранения вооружения и военной техники. В военных комиссариатах упразднили отделы-отделения, отвечающие за призыв личного состава из запаса. К сегодняшнему дню система работы с ОВР полностью уничтожена. При этом необходимо отметить, что ни одна из войн, проведённых США в последние двадцать лет, не обходилась без широкого привлечения мобилизационного резерва. В определённые периоды («Война в Заливе» 1991 года, вторая иракская компания 2002 года) процент резервистов в боевых группировках составлял до 25% от численности всего личного состава.

Принятый 19 декабря 2012 года Государственной Думой закон о "Военном резерве" это только попытка разрешить проблемы ОВР, идущие еще с советских времен.

Рассуждая о мобилизационной готовности, мы исходим из того, что концепция предыдущего этапа реформы, базировавшаяся на отсутствие внешней угрозы и вероятности внезапного масштабного нападения на Россию, была в корне ошибочной. При любом из возможных сценариев войны, у России будет сохраняться определённый временной интервал для подготовки к войне, достаточный для проведения оперативных мобилизационных мероприятий и наращивания своих военных группировок до необходимой численности. Главным условием успешности такого развёртывания будет наличие достаточного подготовленного действующего военного резерва для такого развёртывания.

Мы хотели бы предложить следующий подход к формированию Вооруженных сил и Национального военного резерва (НВР России)

Он основан:

- на новом подходе к созданию и содержанию мобилизационного резерва, входящего в состав Национального военного резерва и включающего действующий резерв армии, мобилизационный резерв первой и второй очереди;

- на новом подходе к дислокации войск, включающем совместную дислокацию соединений и частей различной готовности в одних базовых районах и интенсивное и качественное использование всей материальной и учебной базы;

- на новом подходе к организации обучения личного состава молодого пополнения и военнослужащих по контракту, и новой организации процесса повседневной деятельности и боевой подготовки соединений и частей;

- на новом подходе к комплектованию, обучению и проверке боевой готовности в ходе различных по масштабам реальных, а не показных учений. Считаем, что показные учения и приведение тактических приемов применения войск к единообразию влекут за собой лишение командиров в проявлении самостоятельности, инициативе, выработке новых форм и способов обучения войск, лишению командиров индивидуальност, а значит, способствует поражению войск в предстоящих боевых действиях из-за возможностей предсказывать действия противоборствующей стороной;

- на новом подходе к организации и обеспечению территориальной обороны страны, к совершенствованию подходов к комплектованию войск;

- на новом подходе в решении социальных вопросов военнослужащих выслуживших установленный срок службы в кадровом составе армии и в действующем резерве.

В связи с созданием Национального военного резерва необходимо пересмотреть структуры и функциональные обязанности Главных командований видов ВС и Главных управлений, отвечавших ранее за мобилизационные вопросы, а в интересах качественного формирования, обустройства, подготовки Национального военного резерва, включающего все виды вооруженных сил предусмотреть формирование Командования национального военного резерва.  При формировании центрального органа Командования НВР, органов управления и взаимодействия на местах, предусмотреть привлечение офицеров находящихся за штатом и уволенных по сокращению штатов в ходе реформы армии. Таким образом, мы уже сегодня обеспечим офицерский состав Командования НВР высокопрофессиональными кадрами и разумно используем сложившуюся ситуацию, когда за штатом сегодня числится несколько десятков тысяч офицеров.  Основными задачами Командования НВР будут задачи по развертыванию, обустройству, комплектованию, обучению, боевой готовности, боевому слаживанию, оперативно-тактической подготовке подчиненного личного состава и соединений действующего и мобилизационного резерва армии.  Оперативная и оперативно-стратегическая подготовка соединений Командования НВР возлагается на Главные командования видов ВС.

Мы предлагаем решение мобилизационного вопроса осуществить в комплексе, посредством базовых районов, размещенных преимущественно на окраинах или в пределах территорий больших (республиканских, областных) городов. Базовые районы должны состоять из базового района соединения (дивизии)  постоянной готовности, базового района соединение (дивизии) сокращенного состава, комплектуемого действующим резервом армии из состава НВР, базового района соединения (дивизии) кадра, комплектуемого из состава мобилизационного резерва НВР. Предлагаемый подход должен быть применен и для других видов вооруженных сил, родов войск и специальный войск. Базовый район должен иметь обязательное прикрытие от ударов с воздуха посредством вхождения в общую структуру прикрытия Войсками ПВО страны территории административных субъектов и промышленных районов страны, и иметь объектовую ПВО для противодействия ВТО и диверсионным группам ССО. Охрану и противодействие ССО в повседневной деятельности, в угрожаемый период и в ходе боевых действий территорий баз, на которых будут располагаться семьи военнослужащих, и дислоцироваться значительные запасы МТС, средств ремонта и восстановления техники, должны осуществлять созданные в России частные военные компании (ЧВК).  Сотрудниками ЧВК могут быть уволенные офицеры, что будет способствовать социальной защищенности данной категории граждан России, повысит боеготовность соединений и частей, дислоцируемых на территории баз.

Ориентировочная численность Вооруженных сил, при возникновении  мировой войны в современных условиях может оцениваться от 3 до 5 млн. человек и более, с учетом проведения мобилизации, самих угроз и боевой мощи армии. При этом в государстве должна быть принята четкая организация таких вооруженных сил, включающая регулярную армию, комплектуемую по призыву и по контракту, регулярный резерв армии, ранее именовавшийся соединениями сокращенного состава, и мобилизационный резерв, ранее именовавшийся соединениями кадра.

Численность регулярной армии должна составлять не менее 1% от общей численности населения и колебаться в пределах 1,3 – 1,5 млн. человек. Это тот минимум, который позволяет поддерживать и боевую готовность и соответствовать боевым возможностям для решения возникающих задач, или отражения внезапного удара противника, что в условиях развития высокоточного оружия и новых систем вооружения и поражения уже не считается невыполнимым.

Действующий резерв армии, должен насчитывать от 0,5 до 1 млн. человек, и его численность зависит от количества техники находящейся на хранении в соединениях сокращенного состава, потребностей всех видов и родов войск, угроз и их развития. Отличительная особенность действующего резерва от остальных в том, что им доплачивается 50% положенного денежного довольствия военнослужащим в соответствии с занимаемой должностью и 100% при участии в учениях, тренировках. При призыве для доукомплектования регулярных частей в случае  ведения боевых действий в ходе КТО, расчет производится так, как и с регулярными войсками, увеличивая сумму в три раза, а возможно и более.

Численность мобилизационного резерва может составлять от 3 до 5 млн. человек, и зависить от наличия боевой техники, хранящейся на базах и складах, от возможностей промышленности по наращиванию выпуска боевой техники в особый период и в ходе вооруженного конфликта, от потребностей в доукомплектовании резервного компонента или развертывании местных отрядов самообороны для выполнения задач территориальной обороны страны.

Основной итог реформы армии, касался уменьшения суммарных огневых возможностей общевойсковых формирований, действующих в составе армии, имеющей бригадную структуру, по сравнению с такой же армией, но имеющей дивизионную структуру общевойсковых формирований.

Не система и органы  управления, не боевая готовность, не мобильность, не боевые возможности в обороне и наступлении, бригады, как и в других видах боя не соответствуют современным требованиям и в разы уступают даже существовавшим дивизиям, не говоря о тех структурах дивизий нового облика, которые должны быть в Вооруженных силах России.

Соединения и воинские части и побеждают и погибают, в огромном большинстве случаев, не сами по себе, а в составе. Дивизия, в состав которой входили полки – это не только орган военного управления, но и достаточно серьезный комплект сил и средств (в том числе – огневых), не входивших в состав общевойсковых полков. Даже при усилении средствами  из состава армейского комплекта РВиА и армейской авиацией,  мотострелковая бригада, действующая на направлении главного удара армии, не сможет качественно решать задачи огневой подготовки. При этом передача подразделений артиллерийской бригады армии для усиления бригадной артиллерийской группы ставит под сомнение качество решения задач контрбатарейной борьбы в масштабе армии, что неизбежно приведет к резкому увеличению потерь среди наступающих подразделений.

По боевым возможностям американская дивизия в чем-то равна, а в чем-то уже превосходит наше нынешнее оперативное объединение. То есть, так называемую «армию» (оперативное командование) "нового" облика! Современная концепция создания Сухопутных войск, в структуре «армия-бригада» не позволяет с требуемой степенью эффективности выполнять задачи огневой подготовки наступления и обороны, ввиду несовершенства организационно-штатных структур (отсутствия достаточного количества ствольной  артиллерии в обоих уровнях  воинских формирований).

В России должна быть возвращена Концепция построения дивизионной структуры. Наряду с существующими бригадами следует создать и дивизионную структуру, но в новом качестве, как основу ударной группировки сухопутных войск. Дивизии должны быть постоянной готовности, сокращенного состава и кадра (базы хранения), а бригады постоянной готовности и сокращенного состава. В новом облике, предложенном старым руководством полностью игнорировался как мировой, так и наш опыт ВОВ, когда миллионы людей остались в тылу у противника, не имея возможности к сопротивлению.

Дивизия постоянной готовности с измененной, по отношению к ранее действующей структуре организацией, по боевым возможностям должна превосходить существующую и перспективную механизированную дивизию США, имея подавляющее превосходство в противодействии авиации противника, ВТО, в ведении разведки, в совершении перегруппировки, в том числе и своим ходом, и в огневой мощи. Численность дивизий постоянной готовности должна колебаться в пределах 10-15 организмов.

Бригада постоянной готовности должна остаться в структуре вооруженных сил, но претерпеть существенные изменения по повышению их боевой мощи и способности противостоять воздушному противнику. Бригады могут дислоцироваться и применяться, как для прикрытия государственной границы на отдельных операционных направлениях, так и решать задачи на тех операционных направлениях, где маловероятно развязывание крупномасштабной войны с привлечением значительных сил агрессора (Северный Кавказ, Заполярье, Карелия, Камчатка).

Дивизия сокращенного состава, является соединением первоочередной готовности, предназначенным для наращивания боевых возможностей объединений при отражении агрессии в ходе локальной или крупномасштабной войны со штатом офицеров, прапорщиков, в повседневной деятельности предназначенных для укомплектования полковых школ обучения военнослужащих срочной службы на начальном этапе подготовки и совершенствования подготовки военнослужащих по контракту. Штат базы – кадровые офицеры и прапорщики, на основных руководящих должностях, но находятся  во втором штате дивизии постоянной готовности с целью организации повседневной учебной деятельности в полковых школах, на преподавательских должностях и должностях инструкторов, и осуществляют периодическое перемещение по ротации или в процессе выдвижения по итогам обучения курсантов, на другие должности в соединения постоянной готовности. Это является своего рода дополнительная теоретическая подготовка на данных должностях без отрыва от части. Привлечение дивизий сокращенного состава, с полным их доукомплектованием и развертыванием, проведением боевого слаживания в течение месяца, и привлечением к участию в оперативных или стратегических учениях производится один раз в 3 года. Численность дивизий сокращенного состава в структуре Вооруженных сил должна соответствовать численности дивизий постоянной готовности и колебаться в пределах 10-15 организмов.

Бригада сокращенного состава, предназначенная для наращивания возможностей родов войск и специальных войск, дислоцируется на базах соединений и частей родов войск и специальных войск, имея аналогичную структуру и предназначение, как и дивизия сокращенного состава. Развертывание бригад, их боевое слаживание и привлечение к различным учениям в соответствии с отдельными планами, но не реже одного раза в 3 года. Численность бригад сокращенного состава зависит от потребностей родов войск и специальных войск.

Дивизия кадра, является соединениемпредназначенным для восполнения потерь в ходе боевых действий в крупномасштабной войне или локальном конфликте, грозящем перерасти в такую войну. Территория дивизии,  это оборудованная на участке местности, вблизи  существующей военной базы с использованием плит и построенных навесов, площадка для размещения техники и имущества. Навесы предназначены, как для укрытия техники от непогоды, так и с целью скрыть истинное наличие техники и ее состав.  На территории базы складировано имущество на личный состав, вооружение, боеприпасы загружены в технику.  База по периметру оборудована ограждением с видео-наблюдением, сигнализацией, установленными дистанционными пулеметными установками и прикрыта дистанционно управляемыми системами ПВО на базе «Панцирь 1С». Развертывание кадрированной дивизии осуществляется на фондах дивизии постоянной готовности. Привлечение дивизии кадра  с полным доукомплектованием, боевым слаживанием и привлечением на оперативно-тактические учения должна проводиться не реже одного раза в 5 лет, а к оперативным и оперативно-стратегическим по отдельным планам. Численность дивизий кадра в структуре вооруженных сил должна соответствовать сумме численности дивизий постоянной готовности и сокращенного состава и соответствовать 20-30 организмов.

Охрану дивизии кадра осуществляет Частная военная компания, которая по договору с МО осуществляет не только охрану базы, контроль состояния техники, ее периодическое обслуживание и испытание в учебно-боевых условиях, а и подготовку личного состава на сборах, включая и офицерский состав, прибывающий из запаса.

Под действующим резервом армии подразумевается численность личного состава, заключившая контракт на определенный срок, проходящий службу по контракту и стоящий на должностях в частях сокращенного состава, но работающих по своим гражданским специальностям в гражданском секторе. Комплектование действующего резерва осуществляется военнослужащими срочной службы, отслужившими действительную службу, военнослужащими контрактной службы, завершившими службу по контракту в частях постоянной готовности и изъявившими желание продолжить службу в действующем резерве. Для обеспечения социального статуса военнослужащих резерва в их интересах разрабатывается специальное положение о прохождении службы, денежной компенсации и предоставления других льгот. Части сокращенного состава размещаются на территории военной базы совместно с дивизией постоянной готовности, и приводятся в боевую готовность на ее базе в установленное планом боевого применения время. Весь командный состав сокращенной дивизии одновременно, по своей специальности, являются и преподавателями в полковых школах дивизии постоянной готовности. В течение восьми месяцев занимаются подготовкой военнослужащих срочной службы по программам начальной подготовки по воинской специальности, а два месяца в году, раз в три - пять лет, осуществляют боевое слаживание своих подразделений, в ходе их развертывания до штатов военного времени.  Дополнительная переподготовка личного состава сокращенных частей на специальных сборах производится по отдельным планам, и осуществляется после получения в состав подразделений новых или модернизированных образцов техники.

В прошлом основной укор таким соединениям выдвигался по вопросам утери квалификации офицерским корпусом, плохого состояния техники и оценивался как небоеготовы. Причин в таком состоянии несколько, но главная причина в отсутствии положенного финансирования на все мероприятия, предусмотренным планами. В современных условиях офицеры сокращенных соединений на постоянной основе привлекаются к преподаванию предметов по своим специальностям, подлежат ротации с офицерами дивизии постоянной готовности в целях повышения своего образования и навыков в обучении личного состава, имеют возможность в повышении своего образования в военных академиях и на различных курсах.

Под Мобилизационным резервом армии, подразумевается численность личного состава, состоящая на воинском учете и выслужившая установленные сроки в действующей армии и в действующем резерве армии и не достигшая предельного возраста нахождения на воинском учете, и делится на резерв первой и второй очереди. Резерв первой очереди прикреплен к соединениям кадра, а резерв второй очереди предназначен на доукомплектование соединений и частей, понесших потери в ходе боевых действий. Переподготовка, совершенствование навыков, переучивание на новую технику мобилизационного резерва осуществляется один раз в год в течение одного месяца на базе полковых школ дивизий постоянной готовности, а проведение учений в

Под мобилизационным резервом первой очереди понимается определенная штатами численность соединений кадра, территориально размещаемых в военных базах совместно с частями сокращенного состава и частями постоянной готовности.

Для организации территориальной обороны территории страны необходимо восстановление военных комиссариатов с восстановлением и расширением их функций, путем размещения на их основе частей и подразделений кадра, обеспеченных необходимой техникой и вооружением. Прохождение службы офицерского состава в данных структурах осуществляется после выхода на пенсию с действующей армии и нахождения в резерве до предельного возраста пребывания на военном учете (до 60 лет), а поставка личного состава осуществляется за счет местных ресурсов. Это позволит обеспечить социальную защиту уволенных офицеров, обеспечить их рабочими местами по прежнему месту жительства или по избранному месту жительства, решит вопросы, не решаемые при существующей системе, путем предоставления жилья и увеличенных участков для домашнего хозяйства. Такой подход решит и главный вопрос обеспечения территориальной обороны страны. Структуры таких частей и подразделений кадра в соответствии с отдельным обоснованием.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и «Яндекс.Дзен».
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Цель беспорядков в Грузии:
69.1% Обострение грузино-российских отношений.
Кто, на Ваш взгляд, достоин стать президентом России в 2024 году?
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть