Сирийский кризис: война с призраками прошлого века или «сезонный» дефицит здравого смысла?

Россия не одинока в оценках причин и возможных последствий «гражданской» войны в Сирии.
31 января 2013  00:55 Отправить по email
Печать

Ситуация в Сирии со второй половины января 2013 года характеризуется спадом активности вооружённого крыла «сирийской» оппозиции, усилением проасадовских настроений среди населения страны и постепенным, но неуклонным переходом военной инициативы к правительственным войскам.

При этом, наибольшее влияние на общее развитие внутриполитической ситуации в самой Сирии оказывают не официальные военные сводки, а внутренние политические процессы, эпицентр которых сместился с уровня межэлитного противостояния до большей части населения Сирии, считающего себя сирийцами и желающего и в будущем таковыми остаться.

Нет смысла идеализировать Башара Асада и возглавляемую им партию Баас (партия арабского социалистического возрождения). Но на сегодняшний день основная проблема Сирии заключается в том, что при наличии в стране большого количества внутренних социальных, экономических, межконфессиональных и политических проблем, именно скрытая иностранная интервенция является основным препятствием на пути организации нормального диалога между властью и народом, и поэтапного урегулирования сложнейшего внутригосударственного кризиса.

Руководство Сирии, и Иран, открыто отстаивающий ее право на самостоятельное разрешение внутреннего кризиса, уже неоднократно пытались восстановить политический диалог с оппозицией, с целью сохранения Сирией своей государственности. Представители внутренней и зарубежной части сирийской оппозиции демонстрируют готовность к политическому диалогу, идут на официальные контакты с представителями власти и сирийского парламента. Однако их голоса тонут в звуках автоматных очередей и взрывов фугасов боевого крыла оппозиционеров.

В этой ситуации Запад, при всей своей декларируемой «озабоченности» дальнейшей судьбой сирийского народа, основную поддержку оказывает не тем, кто стремится к установлению политического диалога между противоборствующими сторонами и мирному разрешению конфликта, а боевикам, большинство из которых имеют иностранное гражданство и богатый военный опыт.

Очевидно, что вслед за силовым свержением Асада последует следующая, куда более кровавая и страшная фаза гражданской войны – война по межнациональному или религиозному принципу, с последующим развалом единого государства на несколько марионеточных квазигосударственных образований.

Не могут этого не понимать и в Париже, Лондоне, Берлине, Анкаре и тем более в Вашингтоне.

Колебания активности наёмников, напрямую зависящие от иностранного финансирования, позволяют предположить, что в Европе и среди политического истеблишмента США наконец-то начали осознавать все опасности, которые в себе несёт всесторонняя поддержка радикальных исламских группировок, пускай и ими же мобилизованных для уничтожения очередной «тактической» цели.

Патовая ситуация, на сегодняшний день сложившаяся в Сирии, не может продолжаться бесконечно долго. Привыкшие убивать и грабить боевики никогда уже сами не остановятся, их добровольное возвращение к мирной жизни маловероятно. Своевременный поиск для них очередной «цели» – одно из основных условий относительно безопасного существования тех, кто их мобилизовал для этой работы. В противном случае, они начнут эти цели определять самостоятельно. Наёмники не понимают таких понятий, как «преданность» или «благодарность». Они поклоняются одному идолу – деньгам, которых у радикальных исламских группировок более чем достаточно.

А между тем, проблемы с мигрантами из Африки и стран Ближнего Востока существуют почти во всех странах Западной Европы. Точек приложения силы для радикальных исламистов более чем достаточно. Об этом забывать не стоит. Свои тлеющие конфликты, по большому счёту, имеются во многих европейских странах.

Сирийский кризис стал серьёзным испытанием и для Российской Федерации. Впервые за очень продолжительный отрезок истории, Россия твёрдо и непреклонно заявила о том, что у неё есть свои национальные интересы и вдали от государственных границ.

Позиция России по сирийскому вопросу предельно чёткая: сирийский народ должен самостоятельно решать свою дальнейшую судьбу; военная и финансовая поддержка «оппозиционных» сил в любом суверенном государстве является грубейшим отходом от международных норм, декларируемых самой ООН; любое военное вмешательство во внутренние дела других государств может осуществляться только на основании соответствующей резолюции ООН.

Судя по реакции многих высокопоставленных должностных лиц руководства США они явно не рассчитывали на такой поворот событий. Ещё бы, в Ливии все было совсем не так.

Именно последовательная и непреклонная позиция России по сирийскому вопросу в значительной мере и не позволила США и их сторонникам получить согласие ООН на проведение военной операции в Сирии.

Помимо дипломатических шагов, российская сторона продолжает в полном объёме выполнять ранее взятые на себя обязательства в области военно-технического сотрудничества с Сирией (речь идёт только о поставках оборонительных вооружений). Российский флот с лета 2012 года почти постоянно присутствует в акватории Средиземного моря. 2013 год ознаменовался масштабными учениями сразу трёх российских флотов в непосредственной близости от сирийского побережья. Возможно, не далёк тот день, когда 5-я Средиземноморская эскадра вновь будет сформирована и заступит на постоянное боевое дежурство в этом стратегически важном районе земного шара.

Концепция дальнего сдерживания выдвигает повышенные требования к войскам воздушно-космической обороны, авиации, флоту, войскам ПВО и силам специальных операций. Несколько тяжёлых авианосных крейсеров типа «Адмирал Кузнецов» и хотя бы вдвое больше на других направлениях сейчас были бы очень весомым «аргументом» при отстаивании своей точки зрения.

Россия не одинока в оценках причин и возможных последствий «гражданской» войны в Сирии.

Примерно таких же позиций придерживается и Китайская Народная Республика. Тегеран пошёл дальше и официально заявил, что любые вооружённые действия против Сирии будут расценены как акт вооружённой агрессии против Ирана.

Но реалии однополярного мира таковы, что в мире наблюдается явный дисбаланс сил. В принципе, гипотетически рассматривая любой потенциальный конфликт 21 века, нужно отдавать себе отчёт, что речь, скорее всего, будет идти о противостоянии НАТО, во главе с США, или поддерживаемой блоком страны и любой другой отдельно взятой страны. При этом нельзя забывать, что НАТО, по своей сути, является военно-политическим союзом, в арсенале которого политические и экономические средства имеют не меньшее значение, чем военные.

Россия, на сегодняшний день, как раз и является такой отдельно взятой страной. Членство в ОДКБ имеет совершенно другую направленность, цели и потенциал сотрудничества.

Отсутствие адекватного сдерживания военных инициатив Северо-Атлантического блока в Средиземноморье уже привели к очень печальному результату: Египет до сих пор «лихорадит» от затяжного внутриполитического кризиса, ситуация в Ливии после свержения Каддафи стала источником террористической опасности для граничащих с ней стран. Курдский вопрос вот-вот парализуют союзную Турцию, далека от стабильности ситуация в Иордании и даже в Саудовской Аравии.

Дальнейшее развитие событие будет определяться, прежде всего, фактором времени. Все-таки главная цель – Иран, и темпы развития ядерной программы этой страны, в основном, и определяют возможные временные рамки начала военной компании против него и устранение второстепенных угроз, мешающих решению главного вопроса.

До тех пор, пока на повестке дня будет стоять необходимость нанесения удара по Ирану, Дамаск будет вынужден каждый день и каждый час доказывать своё право на существование. В той или иной мере будет продолжаться всесторонняя поддержка оппозиции и сохраняться вероятность проведения военной кампании коалиционных сил.

Информационная подготовка подобного сценария ведётся полным ходом. В СМИ постоянно обыгрываются возможные поводы для начала военной интервенции против Сирии; «уточняются» разведданные о состоянии иранской ядерной программы; фабрикуются «компрометирующие» материалы в отношении стран, не поддерживающих идею иностранного военного вмешательства во внутренние дела Сирии.

Россия является одним из основных объектов подобных нападок. Преследуемая цель понятна - лишение России возможности оказывать влияние на дальнейшее развитие сирийского кризиса и понижение ее роли в мировой политике до «почётного» статуса стороннего наблюдателя в начавшемся глобальном переделе мирового устройства. В СМИ регулярно появляются сообщения о том, что Башар Аль-Асад прячется на одном из российских военных кораблей, навязывается обсуждение темы возможного участия российских военных на стороне сирийской армии, предпринимаются попытки обвинения российской стороны в содействии развитию химической программы Сирии и т.д. и т.п.

Причём все поиски заканчиваются с точностью до наоборот – уже нет необходимости доказывать, что французские, турецкие и американские специалисты готовят боевиков для заброски на территорию Сирии, а химическую промышленность САР создавали европейские химические концерны

Возможно, сложившаяся пауза вызвана сменой команды в Вашингтоне. Некоторые кадровые назначения, предложенные Бараком Хусейном Обамой, вселяют оптимизм и позволяют надеяться, что Вашингтон все-таки перестанет в 21 веке упрямо реализовывать внешнеполитическую линию, выработанную для Ближневосточного региона в конце 40-х годов прошлого века. Уже давно назрела необходимость «сменить пластинку». Чем-то или кем-то придётся жертвовать. Нам всем остаётся только надеяться, что не здравым смыслом…

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

laperuza
Карма: -1
31.01.2013 05:44, #4873
Горе и ужас в городах и посёлках Сирии напоминает фильм "Иди и смотри", а может ещё страшнее. И ведь никто ни откуда не приезжает добровольцами помогать сирийцам, как это было в Югославии. Сирия - одна! Просто вето в ООН уже их вдохновляет, и хотя бы скупое доброе слово поддержки из России или Ирана даёт им веру, что о них помнят. Когда Асад сказал, что Россия не нас (Сирию) поддерживает, а свои интересы в регионе охраняет, то честное слово, стыдно становиться за Русь - защитницу обиженных и угнетённых. Таких стойких бойцов и друзей у России не было давно, разве что кубинцы, которых тоже мы предали.
Radiy
Карма: 9
31.01.2013 08:59, #4874
Позиция автора повторяет двусмысленную позицию МИД РФ: ни мира, ни войны. Троцкизм в самом гнусном исполнении
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть