«Великолепный век» Курдистана: что останется от Эрдогана после объятий Оджалана и Барзани

2 января 2013  16:54 Отправить по email
Печать

Главный политический советник главы правительства Турции Ялчин Акдоган сообщил, что сотрудники разведывательных служб страны ведут переговоры с находящемся в заключении лидером Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллой Оджаланом о возможном разоружении курдских боевых группировок. По словам Акдогана, «продолжающийся уже более 30 лет конфликт центральных властей с курдами не может быть урегулирован только силовым путем».

Оджалан — фигура, конечно, харизматическая среди турецких курдов. Но после его захвата 15 февраля 1999 года в столице Кении Найроби и помещения в тюрьму строгого режима на острове Имрали, прошло немало лет. Если лидер считающейся в Турции террористической РПК и владел когда-то информацией об оперативной сети боевиков, то за время заключения они не раз перестраивали свои ряды. Поэтому диалог турецких спецслужб с Оджаланом выглядит несколько таинственно. Но это только на первый взгляд. Посетивший недавно — с разрешения властей — Имрали один из родственников Оджалана сделал важное заявление: лидер РПК считает, что «если курдский вопрос в Турции будет решен, то кровопролитие закончится тотчас», в противном случае «Турция столкнется с очень мрачным будущим». Более того, Оджалан считает, что «Турция должна адаптироваться к проекту, который реализуется в Иракском Курдистане, чтобы не столкнутся с проблемами». Оджалан также якобы заявил, что «не желает, чтобы Сирия была разделена», и поэтому «Турция не должна бояться этого».

Одним словом, лидер РПК, даже находясь в заключении, продолжает свою борьбу, давая понять властям и политикам, что владеет неким объемом информации, позволяющей ему смело делать прогнозы на будущее. Это — первая, самая большая загадка, отгадать которую не берутся многие эксперты.

Вторая загадка: на днях турецкая газета Taraf поведала о конфликте, который возник на базе курдской проблемы между заместителями премьер-министра Бюлентом Арынчем и Беширом Аталаем, который в правительстве курирует курдскую проблему. По мнению Taraf, «Аталай не справился с проведением в жизнь плана по урегулированию курдского вопроса из-за своего жесткого подхода к проблеме». Недавно курды-заключенные турецких тюрем завершили голодовку, которая длилась 67 дней. Сделали они это по призыву Оджалана, с которым по инициативе Арынча вступили в переговоры представители правительства страны.

Третья загадка: по мнению газеты Milliyet, представители правительства Турции , а не депутаты парламента от курдской партии, дают понять, что «курдский вопрос может быть решен только при посреднической роли Оджалана». В то же время на жестких позициях остается глава правительства Реджеп Тайип Эрдоган, который считает происходящее «спектаклем». В результате, как пишет Milliyet, формируется целый набор позиций:

1. Оджалан и его сторонники утверждают, что есть шансы «для продуманного обсуждения курдского вопроса с учетом соотношение политических сил в Турции».

2. Внутри турецкого правительства происходит нейтрализация сил, способных продолжать борьбу с курдским движением.

3. Налицо попытка вывести Оджалана «из части проблемы в партнера по решению курдского вопроса». Наконец, если возвращаться уже к заявлению главного политического советника Ялчина Акдогана, Оджалан, оказывается, «не контролирует экстремистские группировки, действующие с территории северного Ирака». Тогда кто их контролирует?

Тут начинается самое интересное. На днях сенатор от американского штата Вермонт Питер Гэлбрайт уверенно заявил, что «в дальнейшем не удастся избежать процесса образования независимого Курдистана». При этом начало создания этого государства он связывает с нынешним обострением конфликта между Эрбилем и Багдадом. Но Вермонт утверждает, что «процессы, которые затронут в ближайшем будущем Ирак, не приведут к катастрофе и расколу Турецкой Республики».

Действительно, в последние дни в турецких СМИ активно распространяется информация о том, что премьер-министр Эрдоган пообещал правительству Иракского Курдистана помощь в случае войны с Багдадом. В ответ, по сообщению газеты Hürriyet , лидер Иракского Курдистана Барзани якобы дает понять, что «территория Турции может увеличиться за счет соседнего государства, и Анкара получит в свое распоряжение нефтегазовые ресурсы Иракского Курдистана». Одновременно в Анкаре циркулируют слухи, что «Багдад соглашается на образование независимого Курдистана, однако никогда не согласится на передачу новоиспеченному государству двух городов — Киркука и Мосула».

Анализируя ситуацию, сложившуюся в треугольнике Багдад-Анкара-Эрбиль, многие эксперты вспоминают восточную поговорку: «Нет разницы: на чем вести товар — на ишаке или верблюде — главное, чтобы он попал на базар». Так и курды, выстраивая остроумные многоходовые комбинации, добиваясь освобождения Оджалана, выводя сцену большой геополитики Барзани, ведут процесс к образованию Курдского государства. Неслучайно в газете Milliyet известный турецкий аналитик Мехмеда Али Биранд пишет: «Мы погрязли в мелочных политических расчетах, тогда как курды Ирака и Сирии не только организовали объединенное движение и идут по пути объединения, но и желают привлечь к этому проекту курдские массы Турции и Ирана и провозгласить Великий Курдистан».

События показывают, заключает Биранд, что на Ближнем Востоке больше нет ничего невозможного.

Станислав Николаевич Тарасов — кандидат исторических наук, обозреватель ИА REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть