Что значат предложения Путина

Политолог, эксперт ИА REX Михаил Нейжмаков прокомментировал послание президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию.
12 декабря 2012  21:50 Отправить по email
Печать

Есть несколько конкретных предложений в послании президента Владимира Путина, на которые стоит обратить внимание.

Начиная с 2013 года предполагается начать выплаты дополнительных пособий при рождении третьего и последующего детей именно в тех регионах, где демографическая ситуация хуже средней по стране.

Это логичный шаг. Ведь с политической точки зрения главная проблема – не сокращение населения в целом, а именно дисбаланс в его естественном приросте между регионами. Возможно, после 2016 года (а президент специально несколько раз обращал внимание на эту дату), все ключевые демографические программы будут работать по тому же принципу – поддержки рождаемости только в конкретных, наиболее проблемных регионах.

Предложение после 2015 года запретить въезд в Россию по внутренним паспортам стран СНГ, вероятно, озвучено с подтекстом.

Не все СМИ обратили внимание, что Путин обещал сохранить «сегодняшние режимы» пересечения границы для стран – членов ЕЭП и Таможенного союза. Возможно, инициатива президента – ещё один способ подтолкнуть к вступлению в эти сообщества страны-поставщики рабочей силы, для которых ограничение на въезд в Россию их граждан грозит социальными взрывами на их территории. Это действительно мощный стимул для вступления в Таможенный союз и ЕЭП.

Важная инициатива - поддержка русских школ за рубежом.

Тактически это позволит заранее адаптировать к работе в нашей стране мигрантов, въезжающих к нам из стран СНГ (а спрос на них в обозримом будущем сохранится). Стратегически – Россия получает ещё одну ниточку, которая удержит страны бывшего СССР от разрыва связей с Москвой и сползания в объятия конкурирующих держав.

Тезис Путина о том, что «цивилизованный диалог возможен только с теми политическими силами, которые цивилизованным же образом выдвигают, обосновывают и формулируют свои требования», может говорить о возвращении к разделению на системную и внесистемную оппозицию. Скорее всего, все реверансы в сторону радикальных оппозиционеров, которые делались в период предвыборной кампании, окончательно остаются в прошлом.

Ожидаемо возвращение к смешанной системе выборов в Госдуму.

В бывшем СССР вообще и на российских региональных выборах в частности результаты «партий власти» по одномандатным округам обычно лучше, чем по партийным спискам. Отказ от смешанной системы на выборах в Госдуму был связан с желанием Кремля ограничить влияние старых региональных элит. Но в 2009-2010 годах прошла массовая ротация старого губернаторского корпуса, а сохранение за Кремлём права назначать на места губернаторов-отставников исполняющих обязанности, которые могут работать в этом статусе почти год до очередного единого дня выборов и закрепиться в регионе, позволяет федеральным властям и дальше ограничивать влияние региональных лидеров. Поэтому возвращение одномандатников в Госдуму на баланс сил между федеральными и региональными властями повлияет не так сильно.

Более уклончивы тезисы послания о возвращении избирательных блоков («давайте подумаем», вопрос «требует детального обсуждения, рассмотрения и дискуссии»). Это понятно с точки зрения собственных интересов Кремля. Право создания блоков повышает шансы малых партий и бьёт по партиям большим и системным, давним партнёрам властей. Но не будем забывать, что и избирателя появление блоков только запутает. Чаще всего блоки на парламентских выборах – это политтехнологические проекты-однодневки, которые лопаются вскоре после завершения кампании, как мыльные пузыри.

Интересны тезисы Путина об экономике.

С одной стороны, он заявляет об отказе от «госкапитализма», что выглядит, как разрыв с прежней экономической политикой. Но по конкретным предложениям послания, причём, рассчитанным на долгосрочную перспективу, видно, что многие элементы госкапитализма сохранятся. Именно с гособоронзаказом послание связывает поддержку «практически всех отраслей российской экономики», да и воссоздание старых отраслей тоже предполагается с участием государства. Обратим внимание на весьма обтекаемый тезис: «Государство само должно показать пример использования отечественной юрисдикции, выбирая именно российские площадки для размещения государственных ресурсов для приватизационных сделок». Возможно, ему придадут более широкое значение – покупателями ключевых госактивов могут стать лишь российские собственники, возможно даже – другие компании с госучастием (что близко к подходам, которые озвучивал Игорь Сечин). Пока экономические тезисы послания выглядят противоречиво. Говорится о приватизации ключевых госактивов – но такие планы могут ударить по устойчивости как государства, так и «вертикали власти». В то же время, предполагается де-факто большая роль государства в экономике и возможные ограничения планов приватизации.

Скрытую угрозу несёт передача регионам права с 2014 года «перейти к налогообложению недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости». Суммы налогов, которые вынуждены будут платить за свои квартиры и загородную недвижимость простые граждане могут возрасти. По представленным ранее оценкам Минэкономразвития РФ кадастровая стоимость в ряде регионов превышает инвентаризационную в 18-20, а иногда и больше чем в 30 раз. Соответственно могут вырасти и налоги. Это может привести если не к массовым протестам, то к массовому ропоту точно. Федеральные власти в этих условиях могут поступить двояко – либо использовать это недовольство на местах для давления на региональные власти, либо установить «потолок» для налогов на недвижимость (что уже предлагалось планами Минэкономразития).

Кроме практических планов, интересны идеологические тезисы послания. Путин соглашается с тем, что «страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых новаторских технологий, не просто обречена на зависимое положение». Действительно, в современном мире главная проблема для государств – это не финансы, а технологии. Вспомним Иран – экономические проблемы от санкций он долгое время мог смягчать, а вот разрыв связей с корпорациями, владевшими технологиями, для иранцев не доступными, очень быстро нанесло по нему серьёзный удар. Стратегическое влияние в новом мире может иметь только экспортёр технологий.

Многие инициативы и комплименты послания адресованы именно бюджетникам.

Подчеркивается, что креативный класс – это именно они. Не сказано в послании, но подразумевается – прежде всего, они, а не «рассерженные горожане» из столицы. И это логично – многочисленные реверансы властей к последним большого эффекта всё равно не давали. Не будет преувеличением назвать озвученный Путиным документ посланием для региональной интеллигенции. Если верить соцопросам, именно падение поддержки «Единой России» среди её традиционного избирателя, бюджетников из регионов, было первым симптомом надвигающегося кризиса декабря 2011 года. Это наверняка поняли и в Кремле, сегодня активно пытаясь вернуть доверие «усомнившихся путинцев».

Необычно для Путина выглядят апелляции к консервативным ценностям именно в послании (где говорится про «явный дефицит духовных скреп», «нравственные ориентиры» и тому подобное). Как ни странно, чаще к традиционным и консервативным ценностям любил апеллировать именно «либерал» Медведев. Путин же, всегда бывший своим для консервативного избирателя, на деле выступал в роли прагматика, не связывающего себя идеологическими штампами. Но, скорее всего, послание отразило не некий консервативный крен Путина, а просто намерение Кремля закрепить влияние на своих традиционных сторонников.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть