Михаил Ошеров о визите президента Израиля в Россию

14 ноября 2012  23:45 Отправить по email
Печать

Президент Израиля Шимон Перес 8 ноября принял участие в торжественной церемонии открытия Еврейского музея и центра толерантности в Москве — крупнейшего в мире музея еврейской истории. Он выступил с речью, в которой прозвучали слова благодарности русскому народу за совместную историю, за спасение еврейского народа от полного уничтожения. Также г-н Перес отметил как основной вклад евреев из России — создателей и основателей государства Израиль. Эти его слова вызвали острую критику с разных сторон. В основном Переса обвиняют в том, что он слишком идеализировал историю еврейского народа в России, который подвергался непрерывным унижениям и дискриминации.

Попробуем немного вспомнить историю.

Еврейский народ проживал на территории России — СССР и снова России сотни лет. Ещё в древнерусских летописях мы встречаем упоминания о евреях, живших в древнем Киеве в XI веке нашей эры. Именно поэтому президент государства Израиль Шимон Перес и говорил о тысячелетней истории. Еврейская община во Львове существует с конца XIV века. Более тесное общение евреев и русских началось со времен Петра I, когда в Россию на заработки потянулись иностранцы. Некоторые евреи в петровские времена занимали видные посты в Российской империи — достаточно вспомнить вице-канцлера Шафирова.

Массово евреи оказались на территории России 240 лет назад — после первого раздела Польши, когда России был возвращены её исторические земли. Не будем в короткой статье пересказывать все основные события в еврейско-русских отношениях, достаточно непростых, осложнённых взаимонепониманием, языковой, культурной и религиозной разницей. Хочу заметить, что если бы еврейский народ был в царской России таким забитым, униженным и дискриминированным, как это представляется некоторым, то он не мог бы дать России и миру стольких выдающихся людей — министров при Александре III братьев Гирс, военоначальников, генералов Кауфмана (покорителя Средней Азии) и Хрулева, промышленников и благотворителей барона Гинзбурга — основателя системы еврейского образования «ОРТ», братьев Поляковых — строителей российских железных дорог, промышленников Бродского, Высоцкого и многих других. В еврейской истории России останутся цадики, рав Нахман из Браслава, Бааль Шем-Тов и династия любавичских Ребе. В царской России до революции функционировали еврейские общества, школы, печатались книги и журналы. Художники Левитан и Серов, писатели Шолом-Алейхем, Бялик и Жаботинский, физик Абрам Иоффе, основатель первой русской консерватории и учитель Петра Чайковского Антон Рубинштейн, скульптор Антокольский, — все они жили и работали в царской России.

Великая Октябрьская Социалистическая революция освободила все народы царской России, в том числе и еврейский народ. Выйдя из черты оседлости еврейский народ дал миру поэтов и писателей Пастернака, Мандельштама, Галича, снова Бродского и Высоцкого, но уже поэтов, Александра Меня, физиков Ландау, Зельдовича, Харитона, Гинзбурга, Алферова.

Приведу цитату: «В начале 1920-х годов — в Белоруссии работало три еврейских педагогических техникума, в 1924 году учреждён еврейский отдел института белорусской культуры, затем преобразованный в еврейский сектор Белорусской академии наук, в 1926 году в Минске создан Белорусский государственный еврейский театр под руководством Михаила Рафальского, в 1926–1927 учебном году в Белоруссии работало 147 начальных и 53 семилетние школы с обучением на идиш. В них обучалось 24 тыс. учащихся. Работали еврейские отделения рабфаков, педфаков, кафедра еврейского языка Горецкой сельхозакадемии, еврейская секция этнолого-лингвистического факультета БГУ, еврейский зоотехникум и т.д. В 1929 году в Минске создана Еврейская хоровая студия под руководством композитора Самуила Полонского, в 1932 году организован Белорусский Институт еврейской пролетарской культуры, в 1935 году организован Белорусский Институт национальных меньшинств.

Только за этот короткий период советской истории еврейская культура Белоруссии дала миру таких известных художников как: Марк Шагал, Хаим Сутин, Иегуда Пэн, Соломон Юдовин, Меир Аксельрод. Не меньше и в других областях культуры.

В 1941–1945 годах десятки белорусских евреев стали Героями Советского Союза и Полными кавалерами ордена Славы. Из белорусских евреев за время войны 62 человека стали генералами и 4 — адмиралами».

Много евреев участвовало в революции и в дальнейшем управлении советской страной. В Великой Отечественной войне принимало участие большое количество евреев. Еврейский народ сражался на фронте и в тылу. Из речи Шимона Переса: «В рядах Красной армии служили около 500 тысяч евреев. И около 200 тысяч из них пали в бою. А 160 772 еврейских солдата удостоились различных наград».

Еврейский народ в царской России и в СССР отнюдь не был таким забитым и несчастным, как это хочется показать некоторым критикам позиции Шимона Переса.

Отдельно хочу заметить про ещё один важный момент. Красную Армию, СССР и Сталина часто обвиняют в том, что на территории СССР в годы войны погибло очень большое количество евреев — почти 3 миллиона человек.

Обратимся к фактам.

До 1939 года на территории Европы проживало около 9 миллионов евреев. Из них примерно 3 000 тысяч проживало в СССР, 3 300 — на территории Польши, 650 тысяч — в Венгрии, 240 тысяч — в Германии (после аншлюса Австрии) и так далее. На территориях, возвращенных в СССР в 1939 году, проживало 1 100 тысяч евреев (Западная Белоруссия и Западная Украина), 253 тысячи (Прибалтика).

Таким образом, в 1941 году на территории СССР находилось примерно 4,5 миллиона евреев, остальные 4,5 миллиона евреев остались на территории государств Европы, контролируемых гитлеровской Германией. В том числе 2 200 тысяч евреев западной Польши, евреи Германии, Венгрии, Румынии, Франции, Югославии, Чехословакии, Голландии и других стран.

После войны в СССР переписи населения не производились до 1959 года, в 1959 году в СССР по данным переписи населения проживало 2 260 тысяч евреев. Примерная экстраполяция говорит о том, что на момент окончания Великой Отечественной войны в СССР проживало примерно 2 млн евреев. То есть из 4,5 миллионов евреев, большая часть из которых проживало до войны на территориях, оккупированных в ходе войны гитлеровцами, советской властью было спасено свыше 2 миллионов человек. Часть спасённых от Гитлера евреев после войны выехало сначала в Польшу, а потом частично — в Израиль. Соответственно, на территории СССР погибло свыше 2,5 миллионов человек. Почему погибло так много? Немецкие войска наступали в первые дни войны очень быстро. К старой границе, западной границе СССР 1939 года, они вышли за несколько первых дней войны. Посмотрите на карту. Минск был захвачен на 6-й день войны — 28 июня 1941 года, Львов был захвачен бандеровцами 30 июня, Бердичев — 8 июля. Еврейское население бывшей «черты оседлости» царской России почти полностью оказалось под властью гитлеровцев. Но благодаря массовой эвакуации, организованной советской властью в первые месяцы войны, значительная часть мирного советского населения, в том числе евреев, была спасена от полного уничтожения.

На территории других стран Европы еврейское население было почти полностью уничтожено. Из 4,5 миллионов евреев Центральной и Восточной Европы к концу войны осталось чуть менее 1 миллиона. СССР спас примерно 40% своего еврейского населения и сохранил, спас от уничтожения 2 миллиона человек, в остальных странах Европы спаслось около 20% евреев (1 миллион). Фактически именно Советский Союз спас европейское еврейство от полного уничтожения нацистской Германией. На территории СССР после войны осталась самая крупная в Европе и вторая по численности в мире еврейская община.

Именно об этом, а также о многом, что связывает народы России и Израиля, и говорил президент государства Израиль Шимон Перес во время своего недавнего визита в Москву на торжественном открытии крупнейшего в мире музея истории еврейского народа: «Многие из евреев родились, выросли и получили образование именно здесь. Большинство первопроходцев, основателей и строителей юного Государства Израиль, приехало туда из России. В рядах Красной армии служили около 500 тысяч евреев. И около 200 тысяч из них пали в бою. А 160 772 еврейских солдата удостоились различных наград. Героизм русского народа и его союзников нанёс решающий удар по нацистам и принёс избавление миру, человеку, еврейскому народу. Несмотря на разногласия между этими двумя идеологиями, СССР поддержал образование Государства Израиль. Мы благодарны за это. К дипломатическим, экономическим и научным связям между нашими народами добавились и уникальные культурные связи. Ведь русская культура, можно сказать, течёт в жилах Израиля. А еврейская культура тесно переплетена с культурой России. Нет в мире другого подобного музея — ведь и истории, подобной той, которую он отражает, больше нигде нет. Уважаемые друзья, этот музей будет способствовать расширению диалога между двумя нашими народами, у которых столь богатое прошлое и столь сильная жажда создать лучшее будущее для всего человечества. Я приехал сюда от имени Государства Израиль и еврейского народа, чтобы выразить признательность за создание этого музея. И за уникальные, сердечные отношения между нами».

Я готов подписаться под каждым словом мудрого президента государства Израиль, который родился в 1923 году в деревне Вишнево Минской области в нынешней Белоруссии. Шимон Перес понимает, чем русский и еврейский народы обязаны друг другу, и какова общая история, которая объединяет эти народы.

Михаил Ошеров

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть