Давид Чхартишвили: !Батуми, путь от гусеницы к бабочке и обратно

Батуми знаковый город, со дня основания сильные мира сего рассматривали его в геополитическом контексте, ну а если кто-либо рассказывал о нем то с подтекстом, никто и никогда до конца не договаривал...
10 сентября 2012  22:38 Отправить по email
Печать

Незнакомый с темой, первым делом ищет что-либо в google, запрашивает «Батуми», открывает страницы, находит — «ведущий многоотраслевой, деловой, культурный, исторический и духовный центр Черноморского побережья, имеющий общегрузинское и мировое значение, город с многофункциональным производственно-торговым, туристическим и научно-образовательным потенциалом, обеспечивающий высокое качество жизни населения...» Забежав вперед, замечу — таким Батуми некогда был! Но текста чрезвычайно много, а «клиповое сознание» требует визуализации, на то и youtube: Первое что выбрасывает эта поисковая система, впечатляющий дороговизной музыкальный клип рекламного характера о Батуми, польская певица Наталия Лещь в своем ролике-ремейке перепела известную с советских времен песню польского ансамбля «Филипинки», за что получила и большие деньги, и гражданство Грузии. Подобных клипов, да и героев-однодневок в современной Грузии тьма, — вспомнилась вот фраза, брошенная Гитлером Шпееру; «Берлин должен изменить свое лицо, чтобы быть готовым к своей новой миссии». Впрочем, масштабы здесь иные, поэтому и приобретает все форму гротеска а не общечеловеческой трагедии. Старая песня о моем городе на фоне новых батумских видов, тем паче «достижений» власти, агрессивная реклама, эмоции и установка perpentuum mobile всякого авторитарного режима, но сперва о фундаменте!..

Батуми знаковый город, со дня основания сильные мира сего рассматривали его в геополитическом контексте, ну а если кто-либо рассказывал о нем то с подтекстом, никто и никогда до конца не договаривал, не взламывал культурные ниши, так как городские раны сызнова начинали кровоточить, порождая же новые страхи вынуждали корректировать позицию в соответствии с коньюктурой, или волей конкретного заказчика. То ли дело, воззрения простых батумцев, объединенных одной хорошей чертой, говорить все и всегда напрямик, но деликатно, под кофе и между собой... Батуми, прежде всего клуб, традицию которого ниже, я и собираюсь нарушить.

Здесь каждого из нас преследует свое прошлое, за последние 150 лет мы сменили более семи формаций, и это не могло не воздействовать на наше, до определенной степени чрезвычайно толерантное сознание. Не могло, не отразится как на исторической памяти и мироощущении, так и на позиционировании и проецировании нами разных, но и обобщающих реальностей. Так как каждому из батумцев, без поводырей, и в чрезвычайно короткий по историческим меркам срок приходилось продираться сквозь окостенелую идеологическую призму элиты того или иного периода, сквозь реваншистские настроения потерявшего привилегии истеблишмента, сквозь самодурство возомнившего себя князем бея, сквозь больное резигнацией сознание в рясе демократии, возлюбившее Батуми как блудницу и в лучших традициях самолюбования прячущего весь мусор под красочный ковер многомиллионной рекламной кампании, хотя все это и не без светлой стороны, в комплексе данные компоненты создали батумскую субкультуру как таковую.

Правда такова, при минимуме народной легитимации каждый из правителей Аджарии лишь в контексте геополитики а не из азбучных истин самоуправления и справедливости «создавал» Батуми дабы умиротворить верхи, дабы ту же асимметричность власти перенести на жизнь жителей столицы автономии без изменений. С мэрами нам вообще не везло — были наркоманы, воры, пьяницы, дебоширы и просто клоуны единственным критерием назначения на должность коих, за последние 20 лет было полная никчемность их натуры, да и беспрекословное подчинение!..

Впрочем, как и всякий другой город Батуми, прежде всего продукт своего времени и в отрыве от мейнстрима его не рассмотреть — надежда на пассионариев, хотя и здесь свой цикл, а время между тем поджимает. Семь формаций за неполные 150 лет, какая психика выдержит такое без защитных механизмов? Однозначно, это котлован христианства как предтечи, ислама и десакрализации, борьбы агентов влияния и новых мифов, в конце-концов, существующих вне времени фильтров в виде простых батумцев-пассионариев широкому кругу читателей известного только по косвенным сведениям. Но чего стоит упомянуть здесь лишь несколько негрузинских имен известных всему постсоветскому пространству дабы не утомить читателя деталями, но обязательных для того чтобы он понял какую важную роль играл некогда этот город как во внутригрузинской жизни так в имперских масштабах, да и просто — чтобы продемонстрировать какая атмосфера царила в былые времена: Это и Аврамидис, Иоаннис (известный греческий и австрийский скульптор), Гроссман, Виктор Азриэлевич (писатель и литературовед), Стругацкий, Аркадий Натанович (писатель-фантаст), Хеннеберг Натали (французская писательница-фантаст), Мндоянц, Ашот Ашотович (советский архитектор).... Ротшильд, Нобель, Гамсун, Сталин... имен и наслоений, а тем более знаменательных дат связанных с Батуми, как вы уже поняли предостаточно — дело лишь за добросовестной селекцией.

Итак, вышеприведенные наблюдения и ассоциации мои еще раз подтвердились одной фейсбушной историей которую вкратце вам и перескажу с соответствующими выводами и параллельной сюжетной линией, которая свяжет нижеследующее нагромождение исторических фактов и отдельных воззрений воедино, перенаправив их из искусственного в естественное русло. Давеча, выложил я на свою страницу статью Станислав Тарасова, «Турция испытывает терпение Путина: доля правды в геополитической шутке Эрдогана». После чего последовала перепалка между известным российским ученым Александром Князевым и близкого к официальным кругам Грузии политолога Гелы Васадзе, которую в весьма, но и не настолько урезанном виде предлагаю на ваш суд, чтобы дух, а не буква царящие с одной и другой стороны, были переданы оптимально и позволили бы мне в формате статьи сказать то, что давно хотел сказать во всеуслышание всем о природе культивируемой в моей стране шизофазии сквозь призму столь контрастного города как Батуми:

Александр Князев: Лучше бы попытались Турцию сохранить... В действующих границах и эффективным государством... Не знаю, как в Грузии, а в Средней Азии туркофобия на втором месте после китаефобии...

Gela Vasadze: До тех пор, пока РФ не предложит эффективного варианта большого экономического пространства такие проекты будет возникать неизбежно, причем не без шансов на успех. Проблема таких проектов в отсутствии акцентированности.

В свете вышесказанного уже понятно почему краеугольным камнем диалога стал Батуми, ну а последующее затем утверждение господина Васадзе что турки-де построили мой город спровоцировало и то, что я немедля сбросил статью о Батуми где речь шла об опасности турецкой экспансии и намечаемом строительстве мечети Абдула-Азизие (символа владычества османов в Аджарии), лишь приписав; «немного мишуры есть конечно, но в принципе страхи и настроения города видны хорошо. Гела, насчет «основателя города» — конъюнктура не стоит этого — ты уж поверь мне, заметил я ему.

Gela Vasadze: Что коньюктура? Думаю ты в курсе насколько хорошо я знаю старый Батуми. Перечислить здания, построенные при Абдул-Азизе? И самое главное — где располагалась небольшая рыбацкая деревня, которую называли Батуми до Абдул-Азиза. То, что Батуми как город возник при нем исторический факт, спроси у Заура Маргиева. или прочти его книгу «Батуми времён Османской империи». А насчет мишуры, там все мишура, например про обучение военных. Это где турки наших военных обучают?

Тогда я был в недоумении от его слов, хоть и связывает нас лишь шапочное знакомство но благодаря большому числу общих друзей в реальной жизни мои представления о нем были несколько иными... Но и при всем уважении к ним, я повторю ему и всем своим друзьям это в сотый раз если понадобится: В руках Саакашвили, этого доморощенного ремесленника и идеолога ползучей сецессии Аджарии столица ее существует лишь как придаток турецкого вилайета, город некогда полный жизненных ресурсов, город-порт, город-университет, город моряков и нефтяников, растерял в его лапах все, что вычленяло его из энного количества стандартных городов! В руках слепой и глухой толпы временщиков из «национального движения» Батуми превратился в «потемкинский» поселок из псевдодемократических ценностей, игорного бизнеса, расцветшей как никогда проституции и трефикинга, и это не мой город детства! Как же иначе то, если центр Батуми благодаря усилиям власти выглядит как типичный город турецкой провинции. Не существует более в Батуми ни нефтеперерабатывающей, ни машиностроительной (оборудование для чайной промышленности, судостроение, электротехнические изделия), ни лёгкой промышленности, лишь несколько модных гостиниц принадлежащих туркам на месте старых же, времен Союза. А университет, хм — дышит на ладан... взгляд обывателя? Но что есть тогда демократия западного толка если не глас народа? Но может он прав, стараясь понять психотип Васадзе, в лучших батумских традициях здесь же привожу свидетельство Паустовского, будто подтверждающие и слова Маргиева к которому нас отсылает господин Гела, но ..... «Батум для меня, впервые попавшего к самым южным границам России, был городом необыкновенным, экзотическим, типично восточным. Батум пропах кофе, вином и мандаринами. И только через два-три месяца у меня начало ослабевать пряное ощущение экзотики, ее терпкая оскомина, и я увидел за ней подлинную жизнь этого города. В нем никогда не затихала отнюдь не провинциальная культурная жизнь, а порт, как огромный конденсатор, стягивал к себе все рабочее население Батума. В то же время в Батум приходило из близкой Турции много фелюг с апельсинами и мандаринами. Я часто видел одну и ту же картину: на апельсинах, прикрытых циновках, полулежали старые турки и пили густой, ароматный кофе...», один абзац из свидетельства современника, и непредвзятый человек тут же сможет прочувствовать превращение сравнимое разве что с преобразованием гусеницы в бабочку. Да, 300 лет владычества не прошли бесследно, но несколько построек барачного типа не делало оккупированный турками поселок Батуми городом. Но продолжим!

Александр Князев: А зачем вообще нынешней Грузии военные? С кем воевать?

Gela Vasadze: если переведу концепцию национальной безопасности Грузии, сброшу ссылку, там все подробно написано. Александр, если коротко, ровно для того же, зачем нужна армия России. Давид, ты не ответил на 2 главных вопроса — где располагалась деревня Батуми и какие здания в нынешнем Батуми были построены до Абдул-Азиза.

Александр Князев: Грузия и Россия не сравниваются. Безопасность страны масштаба Грузии обеспечивается чьим-либо протекторатом, и никак иначе. Вопрос в том — чей протекторат выбрать!.. Можно и турецкий, конечно, вопрос жизнеспособности самой Турции, правда, актуален... Как и то, на кого менять с «самым сильным военным блоком»... Можно на Сирию, можно еще на кого-то размен сделать... Эпоха создания национальных государств завершилась еще в Потсдаме, а при нынешней растущей глобальной конкуренции это обстоятельство становится еще более очевидным...

Gela Vasadze: Теория разменов — несостоятельна. Сколько лет подряд уже слышу, то на Иран меняют, сейчас на Сирию. Но вся проблема в том, что нельзя поменять то, чего нет, то есть Сирии и Ирана у РФ нет, так что разве что на Сибирь или Дальний Восток обменяют. И то вряд ли...

Александр Князев: Зато состоятельна теория несостоятельных государств. Абхазию с Осетией вы потеряли. Мне ли перечислять вам другие регионы нынешней реальной Грузии, у которых есть аналогичная перспектива?

Gela Vasadze: У меня иное мнение на этот счет, Абхазию и Цхинвали мы потеряли до первого серьезного кризиса РФ. Насчет аналогичной перспективы — если власти Грузии продолжат курс на укрепление институционального союза с Западом, вероятность дальнейшей фрагментации Грузии минимальна. Развал Грузии возможен только при условии, если к власти придут силы, которые попытаются переориентировать Тбилиси на Кремль.

Александр Князев: Запад вас сдаст при первой же возможности... РФ предпочла бы (хотя в обозримом это вряд ли реально,) иметь хорошо предсказуемую буферную Грузию... Это не реально, буфером будут Абхазия и Осетия. А Грузию жаль.

Здесь, от слов господина Князева мне стало особо грустно, поэтому и не смогу оставить этот отрезок диалога без очередной реплики. Пусть правильно поймут все, чтобы докопаться до первопричины проблем в межгосударственных отношениях России и Грузии в наш отягченный отрицательным опытом век должны поменяться подходы к камням преткновения — поэтому от альтернативного способа рассмотрения вещей — «или то, или это» я здесь же перехожу к диалектическому — «и то, и это», ну а экспериментируя с формой подачи информации стараюсь придать содержанию нужную нагрузку, что кстати в будущем может сказаться и на инновационных подходах в методах народной дипломатии, но об этом в другой раз. Обнадеживающим фактором, является уже и то, что грузины по природе своей такие же евразийцы как русские, да и продолжают чувствовать себя в России как дома, а россияне наверняка ощущают себя схожим образом в Грузии. Настораживает здесь одно, многие в России мечтают восстановить империю которую потеряли 20 лет назад в тех же формах (и в этом ничего удивительного, точно также грузины плачут по империи существовавшей за 800 лет до описываемых событий) — как известно, труднее всего выйти за клише, ну а структура власти тем временем меняется по всему миру. Это означает то, что невозможно вернуть патерналистские отношения, а иллюзии определенных кругов по поводу портретов Путина висящих во властных коридорах Грузии не только из сферы антиутопии, но и чреваты провалом всей миссии. С этим вот положением для начала, должны свыкнуться все! Но разве невозможно перенять нашим странам отношения тех же США и Израиля и разве тот факт, что Израиль является маленькой страной, влияет на прочность этих связей? Что даст это России, что Грузии вместе с Абхазией и Осетией (иначе ни о каком, подобного рода отношениях речи идти не может), покажет ближайшее время. Ну а далее, утрирую ради эффекта присутствия — при демонстрации больному мишени он скажет вам: «вижу большой круг, внутри несколько меньших, посреди точка». Последовавшая за выпадом Князева реакция Васадзе, нагляднейший пример вышесказанному:

Gela Vasadze: Александр, Вы же серьезный ученый, назовите себе хотя бы одну причину, по которой Запад, будем говорить прямо — Штаты, откажутся от контроля над стратегически ценной территорией в любой точке мира, а тем более на Ближнем Востоке. Это возможно только при остром кризисе в Штатах, причем при таком, при котором Штаты будут вынуждены уйти из региона вообще. Насколько вероятна такая перспектива в обозримом будущем? Так что спешу Вас успокоить — жалеть Грузию не надо.

Александр Князев: Думаю, такая перспектива есть и реализуется при нашей с вами жизни... Если смотреть не только в завтрашний, но и в последующие дни...

Вмешались и другие, Васадзе как и предполагалось, оказался в меньшинстве, мне писали и в чат «что это вдруг с ним, туркофил, проплачен, выслуживается», много чего и вот тогда, с позволения обоих я решил ответить всем, и Князеву и Васадзе и просто возмущенным очевидцам перепалки в одной статье. Видимо, здесь уже не имеет смысла доказывать актуальность целостного подхода которым я пользуюсь, и удивительнейшим образом связанного с этой вот формой инструкции всем вам друзья:

Первые сведения о Батуми встречаются аж у Аристотеля, где он упоминается как колхидский город Батус. Под этим же названием город был известен римскому писателю Плинию Старшему и греческому географу Флавию Арриану. Во II веке н. э. Батуми занимает римский гарнизон, но уже в V веке легендарный грузинский царь Вахтанг Горгасали возвращает город в лоно Иверии. В период раннего средневековья Батуми снова стал частью Лазики (Западная Грузия), позже единого Грузинского государства — Сакартвело. В XIII и XIV веках, после спровоцированного монголо-татарами распада страны на княжества городом правили князья Гурии. В XV веке, во время правления Кахабера Гуриели, османы и завоевывают город, однако сын его, Ростом Гуриели вскоре изгоняет османов со своей земли, впрочем — сразу же после его смерти в 1564 году, турки вновь оккупируют Батуми, уже на 300 лет. Город становится центром административной единицы Османской империи — санджака (ну а батумский санджак занимал территорию от реки Королисцкали до рек Чорохи и Аджарисцкали), в этот период и появляется в Аджарии ислам.

В XIX начинается вхождение Грузии в состав Российской Империи. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. началось создание вооружённых отрядов в грузинских провинциях Имерети, Картли, Самегрело, Кахети и Гурии (во время войны за возвращение Батуми боролись более 20 000 грузин и не менее 100 000 тысяч россиян). В итоге, 3 марта 1878 года в Сан-Стефано подписан мирный договор, согласно которому Блистательная порта вместо части денежной контрибуции заплатила Российской империи грузинскими землями, среди которых была и Аджария. Во время Берлинского конгресса, предусматривающего пересмотр мирного договора Сан-Стефано, князю Горчакову удалось отстоять Батуми и Аджарию — и уже 25 августа 1878 года в город входит генерал Дмитрий Святополк-Мирский, которому на площади Свободы девриш-паша передал ключи от города, процесс закончившийся созданием Батумского уезда, в состав которого вошли Батумский, Артвинский и Аджарский округа.

Но так как у города не было самоуправления, что мешало его нормальному развитию, в 1885 году 90 жителей Батуми внесли ходатайство на имя Императора о придании Батуми статуса города, одобренного 28 апреля 1888 года. Скорее всего, читателю небезынтересно будет узнать и какова была демографическая ситуация на тот момент в городе якобы основанном по версии Васадзе-Маргиева султаном Абдулом-Азизие. Во время занятия его русскими войсками (25 авг. 1878 г.) в Батуми насчитывалось не более 3 000 человек, сразу же после воссоединения с Родиной население увеличилось в несколько раз... так, по переписи 19 мая 1882 г. в Батуми насчитывалось уже 8 671 человек, в 1889 г. в не менее 12 тыс. жителей. И так, по возрастающей прогрессии до начала Первой мировой войны. Анархия, последовавшая за Октябрьской революцией привела к распаду Кавказского фронта — урбанизация приостановилась. Османская империя вновь оккупирует территорию Южной Грузии. 3 марта 1918 года между большевиками и османами был подписан Брест-Лито́вский мирный договор, сепаратный мирный договор, который отдавал Батумский, Карсский и Ардаанские округа. Фактически это было восстановлением границ между Россией и Османской империей от 1877 года. 14 марта — 5 апреля 1918 года начала работу Трабзонская мирная конференция. Целью закавказской делегации было сохранение границ 1914 года, а турецкой — признание закавказской делегацией Брест-Лито́вского мирного договора. 14 апреля 1918 года турецкие войска аннексировали Батуми. Фактическим продолжением Трабзонской конференции стали Батумские переговоры, прошедшие в 2 этапа — с 11 по 26 мая и с 31 мая по 4 июня 1918 года. Первый этап переговоров прошёл между Османской империей и Закавказской Демократической Федеративной Республикой, а второй между Османской империей и уже независимыми кавказскими государствами. После турецкой оккупации Батуми, кавказская делегация под руководством А.Чхенкели уже пыталась опереться на Брестский договор, но османы выдвинули новые требования, которые из-за своей грандиозности вызвали протест даже Германии и Австро-Венгрии союзников Турции и Грузии одновременно. Должен заметить что с союзниками мы не впервой проявляем недальновидность, по иронии судьбы концом оккупации Батуми стало поражение именно Германии и её союзников в Первой мировой войне. В 1919 году город Батуми и Батумский округ стали зоной Британской оккупации. 7 мая 1920 года Советская Россия признала независимость Грузинской Демократической Республики, однако в феврале следующего года Красная Армия вторгается на территорию Грузии, воспользовавшись ситуацией, османские войска отторгают Артаан и Артвин, а 10 марта входят в Хуло и Кеда. уже 11 марта турецкие войска Карабекир-паши входят в Батуми. Согласно официальной позиции Турции, её целью была защита Грузии от российского вторжения — знакомая, не правда ли, хотя дай Бог не провидческая картинка. Последующие действия турков опровергли эту версию «гуманитарной интервенции» и доказали, что целью османской армии была именно аннексия региона. 16 марта в Москве подписан советско-турецкий Договор о дружбе и братстве, по которому Турция согласилась «уступить Грузии сюзеренитет над портом и городом Батуми и территорией, лежащей к северу от границы», при условиях закрепления за Турцией права пользоваться портом и осуществлять свободный транзит беспошлинно через Батуми. Пока в Москве шли советско-турецкие консультации, на окраинах Батуми солдаты грузинской армии под командованием меньшевистского генерала Георгия Мазниашвили вступили в уличные бои с турецким гарнизоном и освободили город, но так как культуры наши созвучны, и симбиотическая связь ощущается даже на структурном уровне вне зависимости какого цвета флаги бывают временами у сторон, ключи от города генерал Мазниашвили передает именно Красной армии, а не бывшим союзникам туркам (скорее всего, поэтому и не удостоился он памятника в Батуми). Павших бойцов похоронили там же, на площади Свободы в Батуми. Как раз на том месте где сегодняшние власти собираются воссоздать мечеть Абдула-Азизие символа владычества «исторического друга» Грузии над Аджарией (дабы не быть обвиненным в ксенофобии еще раз подчеркну, я не против строительства мечети на условии возрождения собора Александра Невского разрушенного в 1936 году, но конечно же в другом месте, только так можно было бы говорить хоть о каком-то подобии восстановления исторической справедливости). Данные, о Батуми в период СССР я не привожу умышленно так как статья получилась бы вовсе удручающей... и что здесь, после всего еще можно добавить к общеизвестным фактам от себя? Лишь одно друзья, если пропадают регуляторы совести, которые в критические моменты истории не давали тому или иному сообществу погибнуть, то все действительно может кончиться очень и очень плохо для моей страны.

Сейчас, как и 150-100 лет назад, мы имеем перед собой всю ту же историческую диспозицию — реальное противостояние с Россией, в союзниках Турцию, и мнимую поддержку Запада (которому как и тогда, скорее всего нужны как разменная монета для торговли с Россией). И все же, господин Васадзе прав, если посмотреть на его версию «основателя Батуми Абдул-Азиза» с эволюционной точки зрения, всех нас преследует множество похороненных в каждой клетке нашего организма митохондрий — этих моторов внутри наших клеток, потомки древних бактерий, они несут на себе следы своего происхождения. Да, наши легкие произошли от рыбьих легких, наши руки — видоизменившиеся плавники, однако господин Васадзе забывает одну важную деталь — человека окончательно делает человеком не физиология, а дух! Только так, а не как рисуют этот процесс наша власть и верная ей грузинская школа экспертов, Батуми и становился городом, лишь вместе с входом в него имперского элемента сформировалась та символическую среда, которая сделала из человека, регистрированного в Батуми батумцем и гражданином, среда, убившая в первом поверхностное восприятие Батуми а во втором возродившая смысловую доступность моего города! И что бы ни творили власти на этой стезе, как бы ни старались сегодня запрятать российское наследие благо бы за грузинский, но нет — за турецкий фасад, река найдет естественное русло, и пусть для этого, ей придется снести все искусственные барьеры.

Впрочем, не хочу, чтобы даже у некоторых осталось впечатление будто в мои цели входило «очернить Батуми» дабы вынести вердикт грузинской власти с целью «подсластиться» к негативно настроенным к грузинскому официозу кругам (пишу эти строки, предвкушая тупую реакцию грузинских официальных СМИ, после публикации столь «специфической» статьи на столь «специфическом» с их точки зрения «антигрузинском» портале, благо опыт имеется). Конечно же нет — задача предельно ясна, — превенция всего того к чему приводит выродившееся, бездуховное общество, которое в суете своей разучилось видеть добро и зло, разучилось различать гражданина между референтными группами и в погоне за голосами или наживой подменять факты мифологией. Ну а если общество выродилось, вывернулось наизнанку, если правила, которые придумало для собственного удобства, выдает за вечные истины, если оно формализовалось до такой степени, что перестало ощущать собственный распад, разве не нужно писать об этом прямо дабы 3-мерная картинка прошлого, настоящего и будущего наглядно показала в какой точке на пути к гуманитарной катастрофе находимся мы все, граждане Батуми?

Давид Юрьевич Чхартишвили — публицист (Батуми)

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (3):

nemsik
Карма: 5
12.09.2012 13:58, #3801
Как уроженец славного Батуми я благодарен Д.Ю.Чхартишвили за оригинальный взгляд на современное состояние дел в этом городе. Надеюсь, что автор продолжит тему и расскажет о нынешней городской жизни изнутри.
05.11.2012 01:42, #4242
"спроси у Заура Маргиева. или прочти его книгу «Батуми времён Османской империи»."

Случайно нашел эту статью и свою фамилию) Предоставляю читателям самим разобраться в истории Батуми зайдя на мой сайт "Батуми. Исторические хроники". Будут вопросы - спросите. Здесь много интересного и познавательного. Набрав в гугле "Заур Маргиев" найдете дополнительные сведения по истории региона.
http://zaurmargiev.sitecity.ru
21.02.2015 23:17, #27938
1. И самое главное — где располагалась небольшая рыбацкая деревня, которую называли Батуми до Абдул-Азиза. То, что Батуми как город возник при нем исторический факт, спроси у Заура Маргиева. или прочти его книгу «Батуми времён Османской империи». "
"...в городе якобы основанном по версии Васадзе-Маргиева султаном Абдулом-Азизие"
СТАТУС ГОРОДА БАТУМИ ПОЛУЧИЛ В 1888 Г.
НА КАКОЙ СТРАНИЦЕ МОЕЙ КНИГИ НАПИСАНО, ЧТО БАТУМИ ВОЗНИК ПРИ АБДУЛ АЗИЗЕ?
2. Первые сведения о Батуми встречаются аж у Аристотеля, где он упоминается как колхидский город Батус.
В РАБОТЕ АРИСТОТЕЛЯ "МЕТЕОРОЛОГИЯ" 4 В. ДО Н, Э. УПОМИНАЕТСЯ РЕКА БАТА СОВРЕМЕННАЯ КОРОЛИСЦКАЛИ. ЭТО БЫЛО МЕСТО И НЕБОЛЬШОЕ ПОСЕЛЕНИЕ. ОНО НАХОДИЛОСЬ ВОЗЛЕ ДРУГОЙ НЕБОЛЬШОЙ РЕЧКИ ЧУЛКУБЫ (СКУРКУБЫ) НЕВДАЛЕКЕ ОТ КОРОЛИСЦКАЛИ
3. Под этим же названием город был известен римскому писателю Плинию Старшему и греческому географу Флавию Арриану.
В ТО ВРЕМЯ ЭТО БЫЛО НЕБОЛЬШОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
4. "в город входит генерал Дмитрий Святополк-Мирский, которому на площади Свободы девриш-паша передал ключи от города"
Из книги "Батум во времена Османской империи" Со слов очевидца "Когда поезд подъехал к местности «Сари-су», Дервиш-паша отделился от прочих и стал возле батальона низама, который был выстроен здесь в виде почетного караула. Князь Мирский пожелал турецким войскам счастливого пути в Турцию…"
Название местности, по всей видимости, связано с небольшой речкой Сари-су, по-турецки «желтая вода». Речка впадает в море на территории сегодняшнего
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть