Четыре года после грузинской агрессии в Южной Осетии: политические уроки для Израиля. Михаил Ошеров

Израильские власти в последние годы совершили много геополитических ошибок, последствия которых стали сказываться в последнее время. О том, как повёл себя Израиль во время нападения Грузии на Южную Осетию в 2008 году – в статье Михаила Ошерова.
13 августа 2012  16:28 Отправить по email
Печать

Израильские власти в последние годы совершили много геополитических ошибок, последствия которых стали сказываться в последнее время. Под давлением властей США в своё время были свернуты многомиллиардные военные контракты с Индией и Китаем, срыв которых привёл к охлаждению дипломатических отношений. Как техническое следствие этого можно посмотреть на результаты последних голосований Китая в ООН по Сирии. Срыв израильских контрактов с Китаем в 2000 и 2005 году произошёл под сильным давлением США. Причём в 2005 году США пошли на доселе беспрецедентный шаг — ограничили военное сотрудничество с Израилем из опасений, что их совместные технологии попадут в Китай.

Израиль и США в своё время в течение 20 лет поддерживали сепаратистов Южного Судана, чтобы лишить государство Судан — союзника Китая и поставщика нефти в Китай, его нефтяных запасов. В результате долгой гражданской войны и раздела государства Судан, нефтяные поставки из этого африканского региона фактически свернуты — нефтепроводы остались в собственно Судане, нефтяные пятна — в Южном Судане, Китай больше не получает суданскую нефть, а китайские 15-миллиардные инвестиции в Судан фактически потеряны. И за всё это Китай должен сказать «спасибо» Израилю и США. В результате сотрудничество Израиля и Китая сведено к минимуму — можно лишь отметить создание в Китае в 2000-х годах истребителя, очень похожего на израильскую разработку «Лави», также свёрнутую в конце 1980-х годов под давлением США.

Израиль в последние годы потерял важнейшего и мощного союзника в регионе — Турцию. Можно вспомнить, как заместитель министра иностранных дел Израиля, политический назначенец с небольшим дипломатическим опытом Дани Аялон демонстративно унизил посла Турции. Вместо того чтобы, как это заведено, пригласить посла в здание МИД, Аялон принял Ахмета Огуза Челиколлу в своём небольшом кабинете в парламенте, предварительно распорядившись убрать со стола турецкий флаг. Турецкий посол ждал аудиенции в коридоре. Аялон отказался пожать ему руку и усадил в кресло, заметно более низкое, чем стулья, на которых разместилась принимающая сторона, описывают встречу центральные израильские газеты. «Важно, чтобы было видно, что он сидит ниже, а мы высоко, и что здесь только один флаг», − приводят местные СМИ слова Аялона, который инструктировал перед встречей телеоператоров и фотокорреспондентов.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

В результате этого инцидента и без того не самые хорошие отношения Турции и Израиля резко ухудшились, турецкий МИД вскоре уволил позволившего себя унизить посла и долго не назначал нового, а правительство Турции по итогам этого инцидента потребовало от государства Израиль объяснений. Так личные амбиции израильского политика послужили предпоследней каплей разрушения важного для Израиля геополитического союза.

Окончательно разрушило израильско-турецкие отношения нападение израильских военных на турецкое судно «Маве Мармара» в международных водах, в результате которого на борту корабля погибло 9 граждан Турции и США, а сам корабль был захвачен и отбуксирован в израильские территориальные воды, что на языке международного права означает акт международного преступления и пиратства. После чего военно-политическое, военно-техническое и экономическое сотрудничество между Турцией и Израилем было фактически полностью свёрнуто. Турция неоднократно заявляла, что готова восстановить военное, политическое и экономическое сотрудничество с Израилем, но только после принесения государством Израиль публичных извинений за гибель турецких граждан. Попытки скомпенсировать потерю Турции внезапно вспыхнувшей дружбой с Грецией и с курдами ни к чему особенному не привели — Турцию — ключевую и мощную страну, одного из лидеров Ближнего Востока Израилю заменить нечем. Недавно Беньямин Нетаньяху и Авигдор Либерман предприняли очередную попытку наладить отношения — обратиться через голову правительства и парламента Турции к турецкому народу через турецкие СМИ. Биби и Авигдор пригласили к себе турецких журналистов и попытались им внушить, что Израиль хочет дружить с Турцией, но извиняться за убийство 9 граждан Турции и США не будет. Но пока жив турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, необходимым условием улучшения отношения Турции к Израилю должны быть принесение извинений израильскими властями за убийство безоружных людей израильскими солдатами в международных водах.

Аналогичная история произошла и в 2006-2008 годах на Кавказе. Примерно с 2001 года, после избрания президентом Грузии Михаила Саакашвили, Грузия приняла решение уничтожить независимость сразу двух республик — Абхазии и Южной Осетии, ставших независимыми ровно по тому же закону СССР, по которому стала независима собственно Грузия. После военных действий 1991 года, в ходе которых грузины почти уничтожили город Цхинвал, убили или изгнали почти всех русских с захваченной грузинскими войсками территории Абхазии, а потом, в свою очередь, были вытеснены со всех захваченных территорий, в 1992 году были подписаны два трёхсторонних договора Россия-Грузия-Южная Осетия и Россия-Грузия-Абхазия. Грузия удерживала два захваченных ею ранее района Абхазиии. В Южной Осетии был размещены международные миротворческие силы. Грузинские вооружённые ополченцы удерживали ряд анклавов на территории Южной Осетии. 08.08.2008 года, во время Олимпийских игр в Пекине, Грузия внезапно напала на Цхинвал и южную часть территории Южной Осетии. Российские миротворцы и южноосетинские ополченцы стойко обороняли Цхинвал, пока с севера не подошли основные части российской армии, отбросившие и частично уничтожившие основные грузинские танковые и пехотные военные группировки. Одновременно абхазские войска освободили всю территорию своей маленькой страны от оккупировавших её часть грузинских захватчиков.

Надо заметить, что во время грузинских агрессий 1991 и 2008 года в Цхинвале сильно пострадал и был фактически почти полностью разрушен Еврейский квартал, расположенный в южной части города. Во время войны 2008 года грузинская армия обстреливала Цхинвал и его Еврейский квартал из многоствольных реактивных установок LAR-160 — аналогов советских «Катюш» и российских «Градов».

Грузинская армия долго, почти семь лет готовилась к нападению на Южную Осетию, и значительную роль в этом сыграли израильские военные и израильская военная промышленность. На американские деньги, полученные Грузией от США, в Израиле закупались системы связи и системы прослушивания, системы управления огнём, системы обнаружения сигналов мобильных телефонов, стрелковое и артиллерийское оружие, в том числе неконвенциальное, мины, снаряды, автоматы Tavor, боеприпасы, военная электроника, отделяющиеся топливные баки для самолётов, ракеты-обманки для самолётов против средств ПВО, 30 реактивных систем залпового огня LAR-160 (израильских «Катюш»), системы залпового огня Lynx, ещё 11 самоходных гаубиц, 7 боевых штурмовиков Су-25 Scorpion, ещё 12 модернизированных в Израиле штурмовиков, 12 (или 20) боевых вертолётов, 15 учебно-тренировочных самолётов L-29 и L-39, которые могут использоваться в качестве лёгких штурмовиков, танки «Меркава» (хотя сделка сорвалась, хорошо известно, что некоторое число танков Грузия получила), 58 беспилотных летательных аппаратов (дронов) Hermes и др., 100 переносных зарядов разминирования, 50 переносных зарядов разминирования, ракеты-обманки для самолётов против средств ПВО, 500 комплектов маскировочных сетей, и т.д.

В Грузии до 2008 года работало около 1 000 израильских военных советников, направленных туда с санкции израильского правительства двумя частными военными фирмами — «Глобал Си-Эс-Ти» бригадного генерала (генерал-майора) запаса Исраэля Зива и «Дифенсив шилд» полковника (на генеральской должности) в отставке Галя Гирша, прославившегося ранее в Ливанской войне, по итогам которой он был отправлен в отставку. Также активно работала в Грузии фирма бывшего израильского министра Рони Мило. Среди членов грузинского правительства 2008 года два ключевых министра — министр обороны Давид Кезерашвили и министр «по урегулированию конфликтов» (то есть фактический координатор подготовки нападения на Южную Осетию) Темур Якобашвили были гражданами также и Израиля.

Причём государство Израиль до самого последнего момента не свёртывало сотрудничество с Грузией. Израильские военные советники работали до последнего и улетели из Грузии примерно 2-3 августа.

После поражения Грузии в войне в качестве трофеев в Россию попало много образцов израильского оружия — как серийного, так и новейшего опытного, много систем связи и управления огнём. Возможно, какое-то отношение к этому имел тайный визит премьер-министра Израиля Нетаньяху в Москву в 2009 году.

Подготовка израильскими военными грузинской армии, поставки в Израиль новейшего оружия отрицательно сказались на дипломатических и экономических отношениях Израиля и России. Тогдашний посол Израиля в России Анна Азари 21 июля 2008 года, за две недели до войны, в передаче на радио «Эхо Москвы», на вопрос «Понимает ли г-жа посол, что поставки Израилем оружия Грузии и обучение израильтянами грузинского спецназа — это действия, враждебные по отношению к России?» не нашла ничего лучше, чем ответить так: «Я нахожусь в России, как меня найти, Россия знает, — я не получала такого рода деклараций о враждебных действиях — это во-первых. А во-вторых, Израиль очень осторожно себя ведёт во всём этом регионе, включая Кавказ, и старается не продавать атакующего оружия в этот регион. А как говорили раньше на другую тему о поставках оружия — естественно, что иногда страны чем-то друг другом недовольны, могут обратиться, но Израиль не поставляет оружия, которое может убить российских солдат». И это говорит посол государства Израиль за две недели до войны, в ходе которой российских солдат убивали из израильского оружия.

Израильские дипломаты, по мере разгрома грузинской армии, начали публично отрекаться от сотрудничества с Грузией, правительство Израиля временно отказалось от военно-технического сотрудничества с Грузией, но через некоторое время всё вернулось на круги своя. Так, ради коммерческих интересов нескольких частных фирм израильскими властями была совершена ещё одна политическая и геополитическая ошибка, которая продолжается и по нынешний день. Израильских властей не смущает даже снос в 2009 году в Кутаиси памятника погибшим во время Великой Отечественной войны, и прославление в Грузии грузинских солдат, воевавших в Великую Отечественную войну на стороне Гитлера в составе дивизий СС. Сиюминутные гешефты отставных генералов оказались важнее исторической памяти еврейского народа и разрушенного Еврейского квартала Цхинвала.

Российское государство резко отреагировало по отношению к тем странам, которые вооружали и обучали грузинскую армию, расценив это как недружественные действия по отношению к России. После 2008 года наступило охлаждение в отношениях между Россией и Израилем, которое продолжается до сих пор.

Израиль приобрёл Грузию, но потерял Россию — насколько умным оказалось это решение, принимавшееся в своё время группкой людей ради корыстных интересов нескольких частных фирм?

Многие важные для страны и, иногда всего еврейского народа, решения принимаются в Израиле порой на невысоком уровне управления, — не ответственными за это чиновниками и министрами, не правительством, а некоторыми влиятельными людьми из окружения премьер-министра. Решение о форме встречи с турецким послом принималось на уровне личного желания заместителя министра иностранных дел, решение о нападении на турецкое судно «Мави Мармара» принималось на уровне нескольких совещаний с министрами, главами спецслужб, но без участия единственного ответственного за принятия таких решений органа в правительстве Израиля — Совета Безопасности. Решение о развёртывании военно-технического сотрудничества с Грузией принималось, скорее всего, на невысоком уровне разрешительных департаментов оборонительных ведомств без серьёзного политического обсуждения на правительственном уровне политических последствий ухудшения отношений с Россией. Такой «механизм» принятия внешне незначительных решений, которые потом становятся важными геополитическими ошибками, связан с общим кризисом власти и управления в Израиле.

Отрицательные геополитические потери всего этого оказались для Израиля достаточно ощутимы. Ухудшение отношений Израиля с Китаем, Турцией и Россией резко сузили для страны возможности политических манёвров, усилив зависимость Израиля и, частично, — всего еврейского народа, от властей США. Разрыв экономических отношений с Турцией — ранее одним из крупнейших экономических партнёров, также нанёс сильный ущерб израильской экономике. Последствия этой неумной, недальновидной и непредусмотрительной политики придётся расхлёбывать всему еврейскому народу в ближайшее время, поскольку для выхода из экономического кризиса многим израильским фирмам понадобятся новые рынки сбыта и новые торговые партнёры в странах, с которыми израильские власти ранее по своей вине испортили политические и внешнеэкономические отношения. В условиях сильной зависимости Израиля от экспорта и импорта, что является следствием недальновидной внутренней экономической политики, Израиль не имеет права разбрасываться партнёрами и друзьями. Но израильское руководство либо этого не понимает, либо действует, исходя из каких-то личных узко политических и внутриполитических сиюминутных интересов, но никак не из интересов страны и всего израильского и еврейского народов в целом.

Михаил Ошеров

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть