Российская власть: череда терактов и катастроф как нищета идеологии. Иван Фомин

ИА REX публикует статью эксперта, философа, шеф-редактора журнала «Сократ» Ивана Фомина.
23 июля 2012  15:39 Отправить по email
Печать

Последние события в российской политической жизни, например, теракты в Казани, невнятная позиция России по Сирии, невиданный всплеск убийств на бытовой почве, и самоубийств, вдруг случившийся в июле 2012 года, объединены, на мой взгляд, одним общим признаком: во всех этих случаях власть и общество реагируют на уже случившиеся катастрофы, несчастные случаи, неблагоприятные тенденции во внутренней и внешней политике, а не на сами причины данных событий и катастроф. Возьмём, например, теракты в Казани против представителей традиционного исламского духовенства, и попытаемся проанализировать, что же означают эти события в преломлении к состоянию нашей интеллектуальной, идеологической и информационной среды в нынешней РФ.

Во-первых, обращает на себя внимание, как власти, подталкиваемые некоторыми экспертами, крайне поспешно ухватились за «финансово-коррупционную» версию двойного теракта в Казани, — дескать, не поделили деньги на хадж, ну всё, мол, понятно с ними. Такие эксперты как Максим Шевченко и в особенности Гейдар Джемаль, поспешили в своих комментариях сделать эту версию основной, и власть, нужно отметить, как-то подозрительно быстро с этим согласилась. Не знаю, почему так происходит, может потому, что коррупционные мотивы им самим понятнее и ближе всего?

Джемаль при этом пошёл ещё дальше и начал самих пострадавших обвинять в том, что на них было совершено покушение, что, на мой взгляд, является вообще верхом цинизма. Совсем в духе Остапа Бендера получилась у Джемаля надгробная речь: «А был ли покойный хорошим человеком? Нет, мол, не был он хорошим человеком».

Причём тут же предпринята попытка обвинить пострадавших и в разжигании некоей религиозной розни и экстремизма, и в том, что они являются (являлись) агентами российских спецслужб и т.д.

Меня в этих комментариях, конечно, удивляет не само их появление, а то, что в нашем медиа-пространстве они мгновенно превратились в некую основную версию, которой сегодня руководствуется и следствие. При этом комментарии других экспертов, на мой взгляд, более осмысленные, например, эксперта Российского Института Стратегических Исследований Яны Амелиной, о том, что корни данных терактов, как и вообще причины резкого обострения межконфессиональной и общественно-политической ситуации в Татарстане, следует искать в многолетней продолжающейся экспансии в Поволжье радикальных версий ислама, известных как ваххабизм или салафизм, — эти комментарии остаются без внимания. И можно даже догадаться, почему так происходит, почему власть предпочитает придерживаться именно «коммерческой» версии казанских терактов.

Я думаю, именно потому, что признание именно радикально-исламистской, ваххабистской версии терактов заставит признать системный характер проблемы, что для нашей власти, по-моему, является самым страшным наказанием — именно признание того, что есть какие-то системные проблемы, что они крайне запущены, и что их нужно безотлагательно решать.

Гораздо проще списать всё, разумеется, на некие «коммерческие разборки», и, мол, сами виноваты, и не нужно дальше ничего делать с теми тревожными тенденциями, которые уже многие годы развиваются как в Татарстане, так и на Кавказе, так и по всей стране в целом.

И даже если власти действительно найдут и осудят организаторов и заказчиков данных терактов, даже если в результате этого будет запущена некая кампания по ограничению проникновения радикального исламизма в Поволжье, это всё равно будет, что называется, «удар по хвостам» событий, воздействие не на причины, а на последствия.

Для того чтобы решать данный комплекс проблем именно на системном уровне, необходимо признать, например, что в Поволжье осуществляется системная и долгосрочная экспансия радикальных версий исламизма, и постепенное вытеснение, теперь и с помощью бомб и пуль, местных традиционных форм ислама, да и в целом обычного светского мировоззрения.

Придётся признать, что проблема носит крайне запущенный характер, что имеет место рост не только этого агрессивного исламизма, но и различного рода агрессивного национализма, и в Татарстане, и на Кавказе, и в других субъектах РФ, да и в Москве тоже.

Далее, если придётся признать, что в Татарстан данные агрессивные версии ислама транслируются с территории Северного Кавказа, то тогда необходимо будет признать, что там ситуация носит ещё более запущенный характер, как в плане развития этих агрессивных исламских течений, так и в плане развития местных национализмов и сепаратизмов, которые там цветут пышным цветом уже 20 лет, и активно поощряются как изнутри, так и из различных внешних источников, при полном попустительстве федерального центра.

Однако не хотелось бы, чтобы картина складывалась такая, что все проблемы у нас только в регионах и растут, что называется, только из регионов, особенно национальных регионов, это не так. Системный общественно-политический кризис, разразившийся, прежде всего, в Москве и в Петербурге в конце 2011—начале 2012 года, также свидетельствует о системном кризисе идеологий, образа будущего, и концепции развития страны, прежде всего, в самом так называемом федеральном центре. Примечательно, что возрождение агрессивного либерализма в Москве, реанимация на наших глазах идеи Перестройки № 2, сопровождается не менее агрессивным ростом либеральных версий национализма и либеральных левых движений, которые, в особенности либеральные националисты конечно, — вообще ставят под вопрос саму целесообразность существования России в нынешнем виде, предлагая системный отказ от империи, то есть по сути, новый системный распад России, или «избавление от токсичных территориальных активов» как пишет ключевой идеолог новой версии либерал-национализма Станислав Белковский.

Если обобщить все эти тенденции, придётся признать, что в РФ налицо, прежде всего, системный кризис в идеологической сфере — у государства отсутствует ясная идеология, то есть стройный комплекс представлений о том, в каком состоянии находится страна сегодня и в каком направлении она должна развиваться.

Ведь современная идеология, это конечно не какие-то замшелые догмы истмата и диамата, как было бы это удобно представлять нашим госчиновникам, а в первую очередь — некая общая концептуальная рамка, в которой развивается общество и государство, общая стратегия развития, общий образ будущего.

Нам сейчас остро необходим именно этот общий, объединяющий всех образ будущего, общее целеполагание, общая система ценностей, которая конечно, должна носить наднациональный и надрелигиозный, то есть светский и научный характер. Ведь эти агрессивные идеологии националистического или религиозного экстремистского характера развиваются именно в атмосфере вакуума общегосударственной перспективной идеологии развития. Именно эти пустоты заполняют расползающиеся по стране национализмы, как русские, так и антирусские, кавказские, тюркские и все остальные. Единственным выходом из ситуации является формирование общей наднациональной, и надконфессиональной идейно-политической платформы для развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Путиным была предпринята попытка сформулировать эти ключевые идеи развития в своих предвыборных программных статьях, но дальше деклараций перед выборами, к сожалению, дело так и не пошло. Не были запущены масштабные процессы как по изучению сегодняшнего состояния «идеологической карты страны», так и процессы производства новых идейно-смысловых схем, решений, программ и проектов, которые могли бы складываться в этот единый образ будущего или концептуальную рамку развития.

И в этом, в таком формирвоании знания об идейно-политическом поле страны, и в дальнейшей работе на этом поле, нет ничего фантастического и нереального, что бы ни говорили многочисленные сторонники «тактики реальных дел», окопавшиеся во всех государственно-бюрократических органах РФ. Наоборот, сама реальность сегодня настойчиво требует такой работы. И фундаментом этой работы, разумеется, должны послужить системные исследования идейно-политического, интеллектуального и общественного ландшафта как страны, так и отдельных регионов.

Нужны системные социологические, аналитические, политологические и социологические исследования. Существующая ныне индустрия соцопросов не решает проблемы, так как необходимы именно системные и качественные исследования, которые сегодня блокируются госаппаратом на всех уровнях.

Только на основании таких исследований реального сложившегося на сегодняшний день идейно-политического ландшафта России, и начала системной работы по разбору, разблокированию накопившихся на основных направлениях заторов, завалов и руин, по началу активной работы на собственном идеологическом и общественном поле, можно, наконец, организовать системное воздействие не на последствия сегодняшней идеологической и мировоззренческой катастрофы, а на её причины.

Сегодня же, повторимся, это пространство отдано на откуп кому угодно, только не государственным и пророссийским силам: начиная от откровенно антироссийских либеральных групп и институтов в Москве и в других крупных центрах, и до разного рода националистических, сепаратистских, религиозно-экстремитских и иных антироссийских сил. Свято место пусто не бывает, в прямом и в переносном смысле, и коль скоро наше государство объявило эру идеологий и тему идеологий исчерпанной и устаревшей, этим тут же не замедлили воспользоваться различные конкурирующие группировки и институты всех мастей, как внешнеполитические, так и внутрироссийские.

При этом поразительно, что то что понятно любой крупной коммерческой компании, через свои PR и GR-департаменты мониторящей и контролирующей ситуацию в своих так называемых «регионах присутствия», остаётся выше понимания наших государственных эффективных менеджеров.

Ни одна серьёзная корпорация сегодня не допустит, в критически важном для неё регионе, развития каких-то активных идейно-политических, общественных, и иных движений и тенденций, подрывающих монополию этой корпорации на контроль над политической, идеологической и общественной «повесткой дня» в данном регионе.

Любая корпорация сегодня организует целую сеть институтов, аналитических и социологических центров и СМИ для эффективного контроля над этой повесткой дня, и только государственная власть по-прежнему продолжает пребывать в этом «скорбном бесчувствии», равнодушно наблюдая, как этот контроль уплывает из рук, как эту власть рвут на куски сначала на интеллектуальном и идеологическом уровне, в различных сообществах, СМИ, книгах и сайтах, а потом на общественном и политическом пространстве. И в лучшем случае лишь тогда, когда уже поздно бороться с причинами, начинается борьба с последствиями, уголовные преследования, административные репрессии и пр.

Но всё это, конечно, не решение проблемы, решение в эффективном знании и контроле, прежде всего за интеллектуальными, идеологическими, культурными и конфессиональными процессами, развивающимися на подведомственных территориях, в активном участии в этих процессах, в работе с этими процессами с помощью адекватных им языков и инструментов, а не в том, чтобы «бить по хвостам» и находиться в роли «вечно опаздывающих».

Поэтому сегодня необходимо, в первую очередь, срочно организовать качественное изучение этих идеологических, интеллектуальных, культурно-конфессиональных и общественных полей и процессов, которые сейчас остаются для абсолютного большинства российских чиновников не менее абсолютной Terra Incognita.

В качестве старта такой работы нужны системные качественные исследования, картография идейного, интеллектуального, идеологического поля страны, тех реальных процессов, которые в этом поле сегодня развиваются, и далее — системная работа с этими процессами и формирование собственной государственной широкой идеологической платформы, программы развития, способной переработать и вытеснить данные сепаратистские и экстремистские идеологии как федерального, так и регионального уровня, преодолеть их именно на данном идейно-политическом уровне, а не только через воздействие на последствия уже упущенных идеологических процессов.

эксперт ИА REX, философ, шеф-редактор журнала "Сократ" Иван Фомин

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Алаев
Карма: 5
24.07.2012 00:03, #3506
Утверждение, что все подхватили "денежную" версию покушений не вполне верно. См., например, подборку по теме на сайте www.e-vid.ru
В частности, вот это:http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-3 />и это: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-39607 />и даже это: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-39608
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть