Распоряжение нового главы МВД, возможно, открывает новую страницу в истории МВД: правозащитники

ИА REX публикует заявление Московского бюро по правам человека о повышении ответственности сотрудников правоохранительных органов за совершаемые преступления.
18 июля 2012  11:44 Отправить по email
Печать

Одна из острейших проблем российской жизни — высокий уровень криминогенности. Спектр преступлений чрезвычайно разнообразен: повсеместные пьяные драки, семейное насилие, грабежи, экономические преступления, высочайший уровень коррупции. Но борьбу с этим тяжелейшим явлением чрезвычайно усложняет высокий криминогенный уровень в самих органах правопорядка. Уже много лет мы слышим о коррупции в МВД и органах прокуратуры, о пьяных наездах полицейских на пешеходов, об избиениях и насилии в отделениях полиции. И когда полицейские в массовом порядке совершают преступления, разве можно надеяться на исправление положения преступности в обществе в целом? Периодически мы слышали о «чистках» в органах внутренних дел, о выявлении «оборотней в погонах», однако положение никоим образом не улучшалось — только приходили вести о всё более и более чудовищных преступлениях, подобных тому, что произошло в казанском отделении полиции «Дальний».

После смены состава правительства и назначения министром внутренних дел главного московского полицейского Владимира Колокольцева появились надежды, что в МВД начнутся перемены — всё-таки в России твердая позиция «наверху» очень многое определяет для подчиненных. Заявления самого Колокольцева подтверждали эти надежды: «Полиция должна не завоевать, а заслужить доверие граждан, поэтому с нарушениями в своих рядах борется жёстко и принципиально». Министр заявил, что в МВД России была разработана комплексная программа по борьбе с коррупцией. Она включает в себя ряд первоочередных задач, исполнение которых ляжет на плечи региональных руководителей: им предписывается исключить случаи сокрытия преступлений и происшествий среди личного состава, проводить по каждому факту проверки, принимать профилактические и воспитательные меры, докладывать обо всех происшествиях с личным составом, искоренять «палочную систему»: «Это целенаправленная работа, которая ставит своей целью изменение идеологии формирования стиля работы не просто одного конкретного полицейского, а изменение содержания работы всей системы в целом... Считаю принципиальным, что мы не просто говорим, обозначаем проблемы, мы действуем жёстко, принципиально, неотвратимо. По большому счёту, речь идёт о том, чтобы сама система начала вытеснять из своих рядов правонарушителей и преступников. И уже видно, как многие территориальные подразделения перестроили работу в интересах службы, самостоятельно, без понуканий, избавляясь от отступившихся в своих рядах».

Но, как известно, от слов до дел бывает дистанция огромного размера. Многообещающие заявления делались и при бывшем министре Рашиде Нургалиеве без особых последствий. Насколько же слова Колокольцева начали воплощаться на практике? Разумеется, преступность среди сотрудников правоохранительных дел за месяц и даже за год искоренить нельзя, но какая реакция следует на преступления со стороны полицейского руководства?

Только что в Волгограде произошла страшная трагедия по вине полицейского. Мать с двумя детьми ожидала зелёного света светофора, чтобы по пешеходному переходу перейти на другую сторону улицы. В этот момент на перекресток выехала иномарка, за рулём которой находился следователь районного отдела полиции 26-летний старший лейтенант Александр Бурденко. Проигнорировав запрещающий сигнал светофора, пребывавший в состоянии алкогольного опьянения Бурденко выехал на перекрёсток, где столкнулся с другим автомобилем. От удара машину полицейского выбросило на тротуар, где стояла женщина с детьми. От полученных травм семилетняя девочка скончалась по пути в больницу. Её младшую сестренку спасло то, что прямо перед аварией из коляски мама взяла её на руки. У матери тяжёлая травма головы, и врачи пока боятся давать какие-либо прогнозы.

Реакция руководства МВД последовала незамедлительно. Подозреваемый сотрудник МВД задержан. Глава МВД Владимир Колокольцев передал глубочайшие соболезнования от МВД родным и близким пострадавших и направил в Волгоград комиссию центрального аппарата, а также распорядился уволить всех прямых начальников виновного сотрудника.

Последнее обстоятельство обращает на себя особое внимание. Известно, что когда начальник рискует погонами за провинность сотрудника даже самого низкого ранга, он будет вводить строжайшую «вертикальную» дисциплину. На каждом уровне начальник будет максимально жёстко требовать с подчинённых соблюдения законности. Раньше такого и в помине не было — групповая порука, вертикальные и горизонтальные «связи», семейственность, всеохватные коррупционные схемы в системе МВД и прокуратуры часто покрывали преступления сотрудников, и поэтому они легко шли на нарушение закона, ощущая свою безнаказанность. Даже ушедший в отставку после случая в отделении полиции «Дальний» министр МВД Татарстана был назначен на должность зама премьер-министра республики.

Распоряжение Колокольцева об увольнении всех прямых начальников Бурденко, возможно, открывает новую страницу в истории МВД. Хочется верить, что теперь полицейские чины будут строги к себе, придирчиво отбирать своих подчинённых и тщательно следить за ними.

Аналогичная история имела место в Красноярске. Начальник красноярского отдела полиции № 11 Андрей Двизов мчался на своём автомобиле и не пропустил идущую по переходу 34-летнюю женщину, ударив её бампером легковушки. Полицейский остановился, вызвал «скорую», помог своей жертве встать на ноги, после чего добровольно прошёл медицинский тест, который показал отсутствие алкоголя у него в крови. В данном случае полицейский нарушил правила дорожного движения, которые не повлекли серьёзных последствий для женщины. Раньше даже представить себе было трудно, что нарушителя ждут какие-либо суровые санкции. И поначалу казалось, что так же будет и на этот раз: Двизова решили оставить в органах и лишь объявить выговор.

Однако спустя несколько дней в дело вмешался глава МВД региона Вадим Антонов и уволил Двизова из ОВД с формулировкой «за грубейшее нарушение правил дорожного движения и непринятие должных мер по урегулированию конфликтной ситуации». Это ещё один обнадёживающий пример решительной реакции полицейского начальства на преступления и проступки своих подчиненных. И Антонов уже неоднократно доказывал, что следует по этому пути.

Так, 29-летний оперуполномоченный и 28-летний помощник оперативного дежурного ОМВД по Туруханскому району вывезли несовершеннолетнего на берег Енисея. Там оперуполномоченный, находясь в состоянии алкогольного опьянения, начал издеваться над подростком и избивать его. После этого понесли кару не только полицейские, но и был отправлен в отставку начальник отдела МВД России по Туруханскому району полковник полиции Сергей Абрамов, с формулировкой «за упущения в работе с личным составом». Вадим Антонов заявил: «Я подчеркиваю прямую ответственность руководителей за любой проступок, допущенный сотрудниками». Действительно, за месяц это уже 4-я отставка руководителей территориальных ОВД, связанная с упущениями в организации воспитательной работы в служебных коллективах полиции.

На днях при выезде с автостоянки московского аэропорта Домодедово по подозрению в совершении кражи автозапчастей была задержана супружеская пара. Среди задержанных — сотрудник полиции аэропорта, причём накануне задержания он якобы написал рапорт на увольнение по собственному желанию и в тот же день был уволен. В ЛОВД «Домодедово» проводится проверка и сообщается: «Если факт подтвердится, то руководитель, принявший решение об увольнении задним числом, а также начальник отдела кадров могут лишиться своих должностей. Кроме того, все материалы проверки будут направлены в установленном порядке в следственные органы для принятия в отношении этих должностных лиц процессуального решения».

Тем временем, произвол полицейских продолжается. Приведём только несколько сообщений из разных регионов страны:

— заместителю командира взвода патрульно-постовой службы полиции отдела МВД РФ по Новочебоксарску грозит от 3 до 10 лет лишения свободы за избиение подростка. Следственные органы предъявили стражу порядка обвинение в «Превышении должностных полномочий с применением насилия» (часть 3 статья 286 УК РФ). По версии следователей, преступление было совершено 16 апреля 2011 г. Сотрудники правоохранительных органов задержали 14-летнего подростка по подозрению в грабеже, и в отделе полиции обвиняемый нанес молодому человеку несколько ударов по голове, в грудь и живот. Спустя некоторое время оказалось, что подросток непричастен к грабежу;

— в г. Неман (Калининградская обл.) полицейский-кинолог отдела вневедомственной охраны при Советском ОВД Виктор Соломатин и полицейский-водитель группы немедленного реагирования Неманского ОВД Артем Косенков, превышая свои должностные полномочия, применили насилие к гражданам при доставлении их в отдел полиции и били их, с целью принуждения к подписанию протоколов и постановлений о совершении административных правонарушений. Соломатин дважды ударил одного из задержанных кулаком по голове и дважды коленом в лицо, а Косенков ударил ногой по голове и в область груди второго задержанного. Потерпевшие обратились с заявлением о случившемся в следственные органы. В ходе расследования было инициировано проведение служебной проверки, по результатам которой сотрудники были уволены из органов внутренних дел;

— в дер. Кондраково (Ивановская обл.) сотрудники уголовного розыска Иван Кузнецов и Алексей Чугункин вошли в дом, где проживали граждане, которые, по их мнению, могли быть причастны к краже денег, совершенной в другой деревне. Сотрудники полиции потребовали от жителей дома признать вину в хищении. Получив отказ, они избили мужчину и женщину, угрожали последней фальсификацией доказательств и привлечением к уголовной ответственности за хранение наркотических средств. В ответ на отказ в признании вины, Кузнецов и Чугункин забрали мобильный телефон потерпевшей, чтобы та не смогла сообщить об их противоправных действиях. Они насильно вывезли мужчину к заброшенному картофелехранилищу и продолжили избиение. Не добившись признания, полицейские вернули потерпевшему телефон и уехали. Полицейские признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия и угрозой его применения).

Совсем дикий случай произошел в Екатеринбурге. 34-летний житель Туринского района в комнате для разбора с доставленными в здании районного отдела МВД России совершил с применением насилия мужеложство в отношении другого задержанного. При этом присутствующие сотрудники полиции не только не пресекли тяжкое преступление, но и снимали его на видео, и впоследствии эта видеозапись появилась на одном из местных интернет-сайтов. По личному указанию руководителя Следственного управления СК России по Свердловской области Валерия Задорина, возбуждено уголовное дело.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Во всех этих случаях полицейские понесли или, хочется надеяться, понесут заслуженное наказание. Должны строго наказываться все сотрудники правопорядка, совершающие должностные преступления. А если прямую дисциплинарную ответственность будут нести за своих подчинённых и их начальники, то можно будет со временем и снизить преступность в наших правоохранительных органах. Конечно, если параллельно будут не на словах, а на деле осуществляться реформы судебной власти, в политике и экономике».

Московское бюро по правам человека

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть