Армяно-азербайджанский конфликт: роль Франции и вероятность новой войны

Центр Политических Исследований «Атлас» (Баку) провел опрос среди 500 граждан Азербайджана на тему «20-летие начала функционирования Минской группы ОБСЕ» (Минская группа ОБСЕ для урегулирования армяно-азербайджанского (нагорно-карабахского) конфликта была создана 24 марта 1992 года в Хельсинки). Политолог, эксперт ИА REX в области международных отношений Арье Гут прокомментировал результаты опроса.
28 марта 2012  13:01 Отправить по email
Печать

Центр Политических Исследований «Атлас» (Баку) провел опрос среди 500 граждан Азербайджана на тему «20-летие начала функционирования Минской группы ОБСЕ» (Минская группа ОБСЕ для урегулирования армяно-азербайджанского (нагорно-карабахского) конфликта была создана 24 марта 1992 года в Хельсинки). Политолог, эксперт ИА REX в области международных отношений Арье Гут прокомментировал результаты опроса.

Сам факт, что 88% респондентов столицы Азербайджанской Республики негативно оценили роль Минской Группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) за прошедшие 20 лет в разрешении Нагорно-Карабахской проблемы говорит сам за себя. Деструктивная позиция Армении вынуждает официальный Баку прибегнуть к другим средствам давления и прессинга. Тот факт, что азербайджанская дипломатия участвует в переговорном процессе, свидетельствует о сохранившихся пока что самых последних остатках надежды. Но это факт, что процесс таяния всегда имеет свой конец.

К сожалению, сопредседатели Минской группы ОБСЕ не смогли оказать жёсткого и прагматичного влияния на Республику Армения и её руководство. Кроме этого в самой Минской группе ОБСЕ есть большие проблемы. Тот факт, что 55% респондентов предпочитают заменить Францию другой страной, имеет свои веские причины. Вспомним недавнее решение Сената Франции о принятии законопроекта по криминализации отрицания геноцида, признанного французским законодательством, в том числе «геноцида армян». Согласно документу предусматривалось уголовное наказание в виде лишения свободы сроком до одного года и штраф в 45 тысяч евро для тех, кто отрицает так называемый «геноцид армян» в Османской империи в 1915 году. К счастью, Конституционный Суд Франции отменил решение Сената Франции. Хотим мы это признать или нет, но необходимо учитывать тот факт, что руководство и политическая элита Франции активно связаны с армянским лобби. Принятый Сенатом Франции законопроект — это не случайная акция, а результат эффективного действия и влияния армянского лобби во Франции, чьи голоса важны для Николя Саркози. Это факт, что ни один президент Франции не имел столь негативного отношения к турецко-французским отношениям, как Николя Саркози. То, что он не отвечает на телефонные звонки президента Турции Абдуллы Гюля, является продолжением ранее демонстрируемой линии поведения. Сегодня это факт, что кто не согласен с мнением армянского лобби, должен нести ответственность перед законом. Сегодня манипулируют сознанием и невозможностью решения вопроса даже с открытием исторических источников — на стол не выкладываются исторические документы для экспертов и историков.

Решение французского Сената по криминализации отрицания так называемого геноцида армян противоречит основному принципу демократии и является нарушением естественного права человека на свободу слова. Свобода выражения во Франции оказалась под контролем политиков, находящихся под полным контролем армянского лобби. Это факт, что эти политики совершенно забыли о национальных стратегических интересах Франции, которые исходят не из стратегических интересов страны, а из желания сторонников Саркози остаться на ещё один президентский срок. Не секрет, что официальный Париж превратил этот чувствительный вопрос в инструмент внутренней политики, и это решение является самым неудачным и ошибочным шагом внешнеполитической стратегии Франции. Если каждый парламент станет выносить решения касательно истории и приводить их в исполнение — в Европе наступит новый период репрессий и гонений. История действительно полна кровавых международных и межнациональных конфликтов, которые легко могут быть использованы в современной геополитической борьбе. Задаётся вопрос как в этой сложной ситуации турецко-французских отношений, официальный Баку имеющий братские стратегические отношения с Анкарой, продолжает сотрудничать с Пятой Республикой, которая потеряла всякую политическую и моральную легитимность, оставаясь одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ. В частности, сейчас французские власти заняты угождением армянскому лобби в преддверии президентских выборов. И в этом своём стремлении Париж зашёл настолько далеко, что полностью скомпрометировал себя в качестве беспристрастного посредника. Приняв закон об уголовном преследовании лиц, отрицающих миф о «геноциде армян», французские парламентарии заняли вызывающе проармянскую позицию, лицеприятствуя одной из сторон карабахского конфликта наперекор элементарным принципам объективности. Пассивность Франции и попытки консервации решения конфликта косвенно упоминаются в докладе под названием «Внешнеполитические показатели Евросоюза», опубликованном общеевропейским аналитическим центром «Европейский совет по внешним отношениям». Аналитики не скрывают, что как Евросоюз в целом, так и входящие в эту структуру отдельные страны пытаются обойти тему конфликта в отношениях с Арменией и Азербайджаном.

Если взглянуть на карту Южного Кавказа, не так трудно понять, что именно Азербайджанская Республика, безусловно, является геополитическим и геоэкономическим лидером региона и не только благодаря своим богатейшим запасам нефти и газа. Армения — небольшая страна с населением в пару миллионов, все последние годы находится в положении геополитической изоляции. С одной стороны, напирает мощная Турция, граница с которой до сих пор на замке. С другой стороны — линия фронта с Азербайджаном. Есть узкое окно в Иран, вполне лояльный к Армении, но враждебный к остальному миру. Грузия, до августа 2008 года служившая «дорогой жизни» между Арменией и Россией. После грузино-осетинской войны и этот канал открыт только наполовину. Армению и Россию теперь связывает лишь воздушный коридор, который, в свою очередь, целиком зависит от разрешения турецких или азербайджанских властей. Это факт, что независимую, по словам Сержа Саргсяна, Армению от голода спасает богатая армянская диаспора (частные трансферы составляют около 2 миллиардов долларов в год) и спонсорская помощь конгресса США.

Действительно, в отличие от многих других богатых углеводородами стран, Азербайджан направил плоды своего производства энергии на более широкие цели. Постсоветский Азербайджан сумел доказать, что не является слабой и зависимой геополитической субстанцией, он играет ключевую роль на Южном Кавказе. Азербайджан научился быть «своим» одновременно в различных столицах крупных мировых держав. Прагматический подход Азербайджана, религиозная терпимость, конструктивные отношения со своими соседями в регионе, где дипломатия является гораздо более сложной, чем во многих других частях мира — все эти факторы сыграли свою роль в становлении столь успешного и независимого Азербайджана.

Сегодня в силу многих объективных и субъективных причин ни конфликтующие стороны, ни страны-посредники не желают новой войны. Да, мы ещё какое-то время будем слышать об угрозе войны, которой нас будут продолжать пугать, но реальность иная. Любое решение конфликта должно быть основано на идее компромисса, на который ещё надо решиться, пойти на этот риск. В Азербайджане, судя по опросам, стабильно растёт число сторонников военного решения конфликта. По крайней мере, за последние семь лет, это число выросло примерно с 35-40 процентов до 60-65 процентов сегодня. Но вместе с тем, немалая часть общества полагает, что переговоры — всё же лучшее решение по урегулированию конфликта. Мы все прекрасно осведомлены о затратах Азербайджана на оборонные цели, что свидетельствует о том, что надежды на мирное урегулирование карабахского конфликта постепенно тают.

Стоит напомнить: если в 2003 году военный бюджет Азербайджана составлял $160 млн, то в 2010 году эта цифра достигла $2,15 млрд, а в 2011 году — $3,3 млрд.

Поставленная президентом Ильхамом Алиевым несколько лет назад задача — приравнять военные расходы Азербайджана ко всем расходам Армении — уже реализована. Сегодня средства, затрачиваемые в Азербайджане на военные расходы, на 50% превышают весь бюджет Армении.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

MickRoy
Карма: 5
09.02.2013 02:54, #4973
Армяно - азербайджанский конфликт как и абхазо - грузинский, грузино - осетинский, молдавско - приднестровский и др. эти конфликты решатся не раньше чем как решится арабо - израильский, когда израильтяне добровольно отдадут Иерусалим и др. города арабам, а сами выедут в США или еще куда - НИКОГДА ТАКОГО НЕ БУДЕТ, как НИКОГДА армяне не уедут из Карабаха или Арцаха, как Абхазцы не уедут из Абхазии, Осетины из Осетии и т.д. Этот факт понятен многим, но нежелание смирится с фактом потери територии будет только всех и дальше добивать, вместо того чтобы дальше продолжать жить, ведь практически у всех есть и дальше где жить, нет ослы упрутся и будут всю свою жизнь изматывать и себя и всех других вокруг себе, вместо того чтобы мирится и жить дальше - долбить и долбить.
Часто бывает что человек который потерял мелочь, но убивает и себя и других - вскоре теряет еще больше. Например Япония зациклилась на островах Курильских и далдонят (хорошо хоть далдонят, а не убивают как эти арабы и израильтяне) что им те острова сильно улучшат их територию, да блохи это никому не нужные, ведь все японцы хотят жить в их мегаполисах, а за деньги зарабатанные там можна ехать отдыхать хоть куда в мире, и на пенсии жить где хош. И вот вместо того чтобы решать реальные вещи в их Японии эти политиканы далдонят ерунду десятки лет и продалдонили - построили АЭС в сейсмозоне и возле моря - цунами, радиация, сколько територии теперь заражено, загублено, сколько людей пострадало ???
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть