Поводок украинского «зелёного змия» нужно отдать в руки государства: мнение

ИА REX публикует статью народного депутата Украины Евгения Царькова о мифическом вреде и реальной пользе госмонополий на алкоголь
17 февраля 2012  16:54 Отправить по email
Печать

В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект о введении государственной монополии на производство и реализацию коньячного и плодового спирта, алкогольный продукции и табачных изделий. Автор законопроекта народный депутат, глава Компартии Украины, Пётр Симоненко.

В СМИ некоторые журналисты, сразу отреагировали в стиле «отбирают последнее».

Хочу провести маленький ликбез по этому поводу, как заместитель профильного комитета парламента.

Мифы о госмонополиях:

Главный миф – это то, что госмонополия на данные отрасли присуща только соцстранам.

Так вот, во многих демократических странах с рыночной экономикой принято социально ответственное законодательство, предписывающее монополию государства на производство или продажу спиртных напитков.

Многие из североамериканских и североевропейских государственных монополий на алкоголь были установлены после периода более или менее неограниченной торговли, а затем - после запрета на торговлю алкоголем. Алкогольный рынок Швеции, заодно и его соседей по Скандинавскому полуострову, полностью монополен. В этих странах в течение почти всего XX века производство и реализация спиртных напитков принадлежало госмонополиям. В Швеции монополия называется "Sysembolaget", в Финляндии - "Alco", в Норвегии - "Vinmonopolet".

В Финляндии с 1 января 1995 года действует закон об алкоголе, который распространяется и на розницу. Согласно этому закону, государственная алкогольная компания владеет монопольным правом розничной продажи спиртных напитков. В Норвегии государственная монополия "Vinmonopolet" созданная в 1922 году имеет эксклюзивное право продавать алкогольные напитки крепче 4,7%. Магазины "Vinmonopolet", как правило, располагаются в крупных населённых пунктах и работают по специальному графику: в будни - до 17.00, в субботу - до 15.00. В барах и ресторанах продажа алкоголя разрешена – без проблем.

В Канаде и в двадцати штатах США, защищающих свои рынки в первую очередь от контрафактной и нелегальной продукции зарубежных производителей алкогольных напитков также сильное государственное регулирование продажи алкоголя. В Канаде стопроцентная государственная монополия. Государство также регулирует количество, цену и качество всей алкогольной продукции, поставляемой из разных стран мира с целью продажи через государственные оптовые и розничные магазины.

Историческая справка:

На Руси проблема с употреблением алкоголя – проблема не новой истории. Как пишут историки, «капиталистическое производство и жажда наживы способствовали появлению на российском рынке дешёвых сортов водки, из сырья, которое не поддаётся полной очистке от сивушных масел».

Фактически, получив свободу, производители заполнили рынок дешёвыми алкогольными напитками, так называемыми "водками для народа": суррогатами из сомнительного (например, картофельного и свекольного, поставлявшегося в основном из Украины), сырья. Россию захлестнуло повальное и хроническое пьянство низов. В конце XIX века власть вынуждена была пойти на введение четвёртой по счёту водочной монополии. Будучи глубокой реформой, она разрабатывалась серьёзно и всесторонне и проводилась в несколько этапов: с 1894 по 1902 год. У её истоков стоял крупнейший политический деятель России министр финансов Сергей Юльевич Витте, сторонник строительства казённых водочных заводов. Количество «пьяных безобразий» резко пошло на убыль, а казна получила огромные прибыли.

В начале XX века в России более трети годового дохода государства составляла выручка от торговли водкой. С 1905 по 1912 годы было продано 440 млн ведёр сорокаградусной водки. За эти годы от её продажи получено прибыли 185 млн рублей, а от эксплуатации железных дорог - только 160 млн рублей.

В главной сводной таблице поступлений в бюджет Российской империи, третьим показателем по объёму абсолютных поступлений в бюджет составил… питейный налог!

Здоровье нации

Государственная монополия на алкоголь имеет колоссальное влияние на здравоохранение и общественный порядок.

В целом государственные монополии на алкоголь можно рассматривать как подходящие инструменты здравоохранения, и они путём использования различных механизмов могут влиять на снижение в обществе степени действия и тяжести вредных последствий алкоголя. Этот вывод подкрепляется рядом исследований. Работы по изучению влияния приватизации системы монополии на розничную торговлю алкоголем показали, например, повышение уровня потребления алкоголя и выраженности связанных с ним проблем. За годы госмонополии в Швеции доля потребления крепкого спиртного снизилась с 65 до 26%.

Монопольные системы также отражают стремление ограничить доступность алкогольных напитков. К примеру, в Финляндии 320 магазинов обслуживают население более чем в 5 млн человек. В Норвегии на 4,5 млн жителей существуют 157 монопольных магазинов. В Швеции имеются 462 магазинов на 8 млн жителей

Проблемы в СНГ

На Украине, количество граждан, которые ежегодно умирают от отравления некачественным спиртным и других причин, связанных с алкоголем, выросла с 30 тыс. до 40 тыс. человек в год. В Российской Федерации – это касается судеб более 72 млн человек.

Даже Россия на опыте СССР «готовит сани». Она настояла, что сохранит за собой право ввести государственную монополию на торговлю алкоголем после вступления в ВТО. Сейчас у правительства нет такой необходимости, и условия были обговорены «на всякий случай», говорят чиновники. Хотя этот вопрос уже не за горами. Рыночные механизмы – акциз и т.п. не работают. В прошлом году в России было официально продано 1,5 млрд литров водки и ликёроводочных изделий, а выпито 2,3 млрд литров, в том числе самогона, спиртосодержащих жидкостей. То есть, треть потребляемого алкоголя в стране продаётся нелегально. Сегодня власти абсолютного числа регионов как России, так и Украины готовы монополизировать розничную продажу крепких спиртных напитков.

К тому же опыт введения на постсоветском пространстве уже имеется. В Белоруссии, которая с 2003 года идёт по этому пути, катализатором принятия решения о монополизации рынка алкоголя и табака послужили выводы Комитета госконтроля Белоруссии по результатам проверки предприятий, которые производили и продавали данные группы товаров. Количество претензий налоговых и контрольных органов тогда превысили все мыслимые пределы. К примеру, из проверенных 169 предприятий, которые в 2002 году производили алкогольные напитки, 132 (77,6%) нарушали налоговое законодательство. О вреде здоровью и о фальсификации вообще никто не говорит. Итог реформы – огромные поступления в бюджет и высочайшее качество продукции на территории СНГ.

Если же говорить о детях, то тут вообще аховая ситуация. С 9-10 лет дети начинают употреблять слабоалкогольные напитки в железных баночках и ярких бутылочках. В ларьках, магазинах их больше, чем конфет и мороженного, да к тому же продаются практически круглосуточно. Когда эксперты отдали эти «безвредные», по заверениям производителей, напитки на экспертизу: в одной банке оказалось 50 граммов водки плюс кофеина на шесть чашек крепкого кофе. То есть девочка или мальчик выпивают в неделю по стакану - два водки…. А это демография, здоровье и качество жизни. К тому же, по данным ВОЗ, Украина на 20-летие Независимости «заработала» 1-е место в мире по уровню детского алкоголизма.

Финансовый аспект

Ликёро-водочный бизнес не имеет аналогов по своей прибыльности и рентабельности. Миф «Менделеева» все помнят. Водка — спиртной напиток, представляющий собой бесцветный водно-спиртовой раствор крепостью 40,0%. Если учесть, что все спиртзаводы государственные и отпускают спирт частному производителю по смешной цене, а те в свою очередь, добавив туда воды и потратившись на тару и этикетку продают продукт уже по рыночной цене, то государство должно быть в наваре в виде поступлений налогов и сборов. Однако этого не происходит.

По данным экспертов валовые прибыли производителей в данной сфере колеблются от 250-400%! По данным самой отрасли в момент жарких споров и обсуждений в момент принятия «тигипковского» налогового кодекса, они приносят в бюджет 5 млрд гривен. Цифра большая на вид, но это очень мало. Дело в том, что львиная доля реальной прибыли попросту распыляется по принципу Остапа Бендера – разрешено всё то, что не запрещено. Поэтому огромные суммы прибыли выводятся в оффшоры, где зарегистрированы «совладельцы», оплачиваются астрономические суммы в виде роялти за бренд и даже рецептуру. Плюс «старые-добрые» схемы, дырки в законодательстве, высокооплачиваемые юристы и коррупция также делают своё дело. Под вопли и стоны отрасли о том, что налоговая и акцизная политика давит на отрасль, зачастую работают «третьи смены». То есть разливаются неучтённые для обложения налогов партии товара. Есть и «классика», по которой «прихватизировали» многие заводы. Казённый водочный завод «Солнышко» производит водку, к примеру, по 8 грн. Продаёт её торговому дому «Солнышко», как эксклюзивному дилеру по 8,05. На 5 копеек налогов включили 50 расходов – амортизация, электроэнергия и т.д. Торговый же дом, созданный специально, продаёт дальше всю продукцию в розницу по 13-15 грн. Прибыли – в оффшор или холдинг-пирамиду.

По данным экспертов, в случае введения государственной монополии, поступления в бюджет составят 75-80 млрд гривен! Для сравнения, доходная часть бюджета Украины на 2012 год составляет 328 млрд грн. Если к доходам от алкогольной госмонополии добавить доходы от табачной госмонополии (кстати, будет сказать, к позору Украины у неё не осталось ни одной национальной табачной фабрики), то суммарные доходы в бюджет могут составить 110-120 млрд гривен. А это треть бюджета! Вот вам и деньги на социальные стандарты, повышение пенсий и зарплат бюджетникам плюс здоровье нации, снижении смертности и криминогенной напряженности.

Ну а о «патриотизме» и поддержке национального имиджа речь вообще не идёт. Вспомните один из известных украинских брендов, награжденный сотнями «подяк», медалей и дипломов. Где он сегодня? А там, где прибыльно. К тому же и выслал на предприятие, которое производило «гордость нации» решение суда о запрете производства продукции, которая продавалась в десятки стран мира.

Итоги:

Война предстоит серьёзная. Почти в каждой фракции парламента,– в этом я заверяю на 100%, есть представители алкогольного лобби.

Если вспомнить историю, то в 2002 году Леонид Кучма даже подписал Указ "О мерах по введению государственной монополии в сфере контроля над производством и оборотом спирта, алкогольных напитков, табачных изделий", который предусматривал введение акцизных складов для организации оптовой торговли алкоголем. Вскоре после указа 50 депутатов Верховной Рады инициировали конституционное представление о соответствии указа главы государства. В апреле 2003 года Конституционный Суд признал положения указа Кучмы не соответствующим Основному закону…..

Однако надежды есть. Честный производитель понимает, что бы удержать своё производство – лучше иметь дело с государством, как это обстоит во многих странах мира. И однозначно стабильнее. Дабы очередные паханы из власти не принесли с улыбочкой собственнику под топот спецназа ксерокопию паспорта о переоформлении долей…

Евгений Царьков,

Заместитель председателя Комитета ВР по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть