Экзистенциальное кредо власти: эксперт об экономической статье Путина

С чем можно согласиться в новой статье Путина? Насколько идеи статьи соответствуют реалиям момента? Что можно было бы предложить автору? Об этом ИА REX рассказал социальный психолог Марк Сандомирский.
30 января 2012  16:53 Отправить по email
Печать

Председатель правительства Российской Федерации, кандидат в президенты Владимир Путин в газете «Ведомости» представил очередную программную статью. Среди первоочередных экономических задач РФ он видит диверсификацию сырьевой экономики и преодоление зависимости от импорта. «Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, — для России непозволительно. Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе», — отметил Путин. Для этого, по его мнению, необходимо преодолеть технологическое отставание и внедрять инновационное производство. Также Владимир Путин ставит задачу снижения государственной доли в экономике.

С чем можно согласиться? Насколько идеи статьи соответствуют реалиям
момента? Что можно было бы предложить автору? Об этом ИА REX рассказал социальный психолог Марк Сандомирский.

Конечно, жизнь в сегодняшней России — далеко не сказка. Но то, что рассказывают о ней политики, особенно перед выборами — сплошные сказки. Бывают среди них такие сказки, в которых сплошная ложь. Бывают и такие, в которых есть намёк (или посылаемые подданным «сигналы»). А бывают и такие, в которых — правда, в качестве урока для добрых избирателей. Но, правда, особая — простая. В таких сказках публике предлагаются убийственно простые ответы на сложные вопросы и вдохновляюще простые рецепты решения сложных проблем. Такая пропагандистская «правдивая» простота — конечно, не святая, а корыстная, не истинная, а кажущаяся — становится сегодня важнейшим оружием отечественной популистской политики (популитики).

И публика в такую популитическую простоту верит — ибо абсурдно! Ведь любая правда в политике представляется как абсурд. Коль живём в обществе абсурда, то и политика в нём должна быть соответствующей — политикой абсурда, доводящей до абсурда любую изначально здравую мысль.

Вот, к примеру, прочитал я сегодняшний мастрид — статью «О наших экономических задачах». И порадовался за авторов: как всё у них ладно и складно, поскольку абсурдно! Как гладко выходит не только на бумаге, но и в интернете! И должно гладко проскальзывать в сознание читателей, ладно складываться в мозговых извилинах, выправляя их должным образом для абсурдизации мозга.

Особенно понравилась мне главная мысль — Россия пережила «масштабную деиндустриализацию». И это — правда! Согласитесь. Ибо не согласиться невозможно — поскольку нельзя отрицать очевидность. Это такая же истина, как и то, что говорить можно либо прозой, либо стихами — никак иначе! И народу наивному, который давно уже не только безмолвствует, но и бездумствует, пора открыть на это доселе широко закрытые глаза. Пришла пора увидеть правду, открыв веки, ранее прикрытые заботливой медийной рукой (чтобы не увидеть ничего лишнего).

Вот она, сермяжная правда российской экономической жизни, рычаги управления которой оказались в волосатых руках рейдеров, выдаваемых за костлявую руку рынка. И теперь, когда мы эту правду знаем, жить сразу становится легче, хоть и ни на грамм не веселее. Ведь в правде — сила, как учит отечественный кинематограф (правда, не уточняя при этом, у кого эта сила — у того, кто знает правду... или кто её скрывает... или кто ей манипулирует).

Отличная находка спичрайтеров, наглядно демонстрирующая логику российской власти: когда невозможно не признать очевидное — признать его, но обезличенно. Приравнять происшедшее бедствие если не к природному катаклизму, то к форс-мажору: ничто не забыто, никто не виноват.

Этот приём политической риторики заимствован из психологии бизнеса — стандартный способ утихомиривания недовольных клиентов: мол, се ля ви — жизнь такова! Не возмущайтесь, не качайте права — вас никто не хотел обмануть или обидеть. Мы вместе с вами, все в одинаковом положении невинно пострадавших от коварства судьбы-злодейки. Поскольку в происшедшем никто не виноват, то и наказывать некого. И обижаться не на кого — разве что на самих себя. Крепитесь, ибо выхода нет. И не переживайте уж так, не убивайтесь, не рвите волосы и не посыпайте головы пеплом — ничего на них не вырастет. Ведь всё равно ничего не исправить, ничего нельзя поделать — разве что посочувствовать, скорбеть вместе. Примите соболезнования, их у нас хватит на всех. Такова судьба, провидение, закон природы, воля Всевышнего. Он и сам терпел, и нам велел. Посему, убогие и болезные, нищие не только духом, но и кошельком, не взыщите и не ропщите. А претензии, если уж не можете унять своё недовольство, направляйте в небесную канцелярию. И кстати, помните: не судите — и не судимы будете. Оставайтесь в роли молчаливых свидетелей на историческом процессе, в противном случае ваши социальные действия могут быть квалифицированы иначе.

И это работает! По крайней мере, работало до сих пор. Вспомните нетленную фразу:

— Что случилось с лодкой?

— Она утонула.

Это не просто слова. Это отнюдь не сарказм, не ирония, не пренебрежение общественным мнением. Гораздо круче! Это экзистенциальное кредо власти, исподволь продвигаемое в качестве нормы жизни российского общества. Сегодня на его прочном фундаменте разворачивается целая идеология, этакое всеединое всетерпение. Вот скорбная повестка сегодняшнего дня — итоги постсоветской «революции», или «двадцать лет спустя»:

— Что случилось с промышленностью?

— Она пережила деиндустриализацию.

— Что случилось с сельским хозяйством?

— Оно пережило деколлективизацию.

— Что случилось с населением?

— Оно пережило депопуляцию.

— Что случилось с обществом?

— Оно пережило дегуманизацию.

— Что случилось с душевным здоровьем общества?

— Оно пережило девитализацию.

— Что случилось с Россией в целом?

— Она пережила децивилизацию (прим.: прав был Бердяев, говоря про «новое средневековье»).

А вот центральные тезисы форсайта «Россия-2020»:

— Что случилось с нефтью?

— Она кончилась.

— Что случилось с людьми?

— Они уехали.

— Что случилось со страной?...

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть